Из цикла «На тему недельной главы», темы: Недельная глава, Моше, Катастрофа, Лев Кацин, Упрек, Заслуги, Шмини, Рассечение моря, Нахшон, Отказники
«Я и моя дочь надели желтые звезды и пошли на колонну милиционеров, загородивших евреям проход на Румбульское кладбище», — рассказала мне недавно Лариса, проживающая в Нью-Йорке…
В сосновой роще около станции Румбула осенью 1941 года были расстреляны 20 тысяч узников Рижского гетто. В годовщину уничтожения гетто на Румбульском кладбище собирались тысячи евреев. Власти разгоняли собравшихся, арестовывали выступавших, оцепляли рощу, но люди продолжали каждый год сюда приходить. Эти ежегодные встречи пробудили в евреях стремления бороться за выезд в Израиль. В те годы никто еще не мог выехать из СССР. Почему же евреям было позволено выезжать в Израиль? Право на репатриацию было обретено советскими евреями в многолетней борьбе с властями.
«Еще в 1970 году Сильвия Залмансон (узница Сиона) пришла ко мне домой и предложила присоединиться к группе евреев, планировавших побег из СССР, — продолжила свой рассказ Лариса. — У меня была маленькая дочь, и я побоялась участвовать в “самолетном деле”. Прошли годы, дочь подросла, и я сумела преодолеть страх. В ноябре, в годовщину расстрела рижских евреев, я вместе с дочерью направилась на Румбульское кладбище. Милиционеры выставили кордон, чтобы не допустить евреев на митинг памяти к месту казни. Тогда я и моя дочь надели желтые звезды и пошли на колонну милиционеров. Произошло чудо: милиционеры расступились и пропустили нас на кладбище»…
Во времена Исхода Нахшон бен Аминодав был первым, кто вошел в море, которое разверзлось благодаря его вере и бесстрашию. Во времена борьбы советских евреев тоже нашлись герои, которые первыми пробили брешь в «железном занавесе», открыв всем нам дорогу к свободе.
— Почему лишь Моисей принял Тору на горе Синай? — спрашивают мудрецы Талмуда. — Почему только с ним, а не со старейшинами народа, разговаривал Всевышний «лицом к лицу»?
Когда Моисей направлялся к Фараону, чтобы требовать освобождения евреев, вместе с ним пошли и старейшины. Однако по мере приближения ко дворцу Фараона они один за другим покинули Моисея. Поскольку один Моисей бесстрашно предстал перед Фараоном, то он один и заслужил предстать перед Всевышним!
Признать ошибку
Побеждая страх перед внешним врагом, человек преодолевает в себе внутреннюю слабость. Наша недельная глава повествует о том, как Моисей публично признал свою ошибку, после того как, прогневавшись, бросил упрек сыновьям Аарона: «Почему вы не ели от искупительной жертвы?» (Ваикра 10:17).
Даже прогневавшись, Моисей не упрекнул Аарона, проявил уважение к своему старшему брату, хотя он тоже не ел от этих жертв. Сыновья Аарона промолчали, проявив уважение к учителю, хотя могли указать Моисею на его ошибку. На вопрос Моисея ответил Аарон, объяснив, что после гибели двух сыновей в день открытия Мишкана — Храма в пустыне он и два его младших сына были в трауре. Моисей передал им волю Всевышнего: продолжить службу открытия Мишкана и есть особую праздничную жертву, что они и сделали, но из-за траура не съели обычной жертвы Нового месяца. Услышав ответ Аарона, Моисей признал свою ошибку.
Моисей мог бы сказать «я не слышал», пытаясь оправдаться, — объясняет Раши. — Однако он не постыдился сказать, «я слышал и забыл».
Почему так трудно признать ошибку? Из-за стыда оказаться несостоятельным в глазах людей, из-за желания доказать собственную значимость? Лишь внутренне сильный человек может победить этот страх.
В одном месте Тора называет Моисея скромнейшим из людей, а в другом — величайшим пророком. Не противоречит ли скромность величию? Нет, настоящая скромность — это не ощущение никчемности. Скромность Моисея в осознании собственной значимости. Он не трепещет от страха, ему не нужно доказывать, что он всегда прав, потому он честно и смело признает свою ошибку.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.