Нахшон, сын Аминадава (Нахшон бен Аминадав) — один из персонажей Пятикнижия, глава колена Йеуды в период Исхода из Египта и странствий евреев по пустыне, предок царя Давида. Первосвященник Аарон (брат Моисея) был женат на сестре Нахшона Элишеве. Известна история о Нахшоне бен Аминадаве, которая связана с рассказом о рассечении Красного моря: когда спасавшиеся от египтян евреи оказались перед Красным морем, Нахшон вошел в воду, уповая на Г-спода. Волны уже почти захлестнули его, но тут произошло чудо, и море разверзлось (подробнее — см. ниже).
Нахшон бен Аминадав умер в пустыне, в 2449 году от Сотворения мира — т.е. на втором году после выхода евреев из Египта (Седер олам раба, 12).
Оглавление
Нахшон и рассечение Красного моря [↑]
Повествуя об Исходе еврейского народа из Египта, Тора рассказывает, как евреи дошли до моря Ям Суф (Красное море) и лагерем расположились на берегу. Тут их настигли преследователи-египтяне.
Что было делать евреям? Перед ними бескрайнее море, за ними хорошо вооруженные египетские отряды.
«Вс-вышний спасет нас», — говорил, успокаивая народ, Моше. И взмолился, обращаясь к Творцу. «И сказал Вс-вышний к Моше: что ты взываешь ко Мне? Скажи сынам Израиля, чтобы они двинулись вперед!» (Шмот, 14:15).
Спасение, таким образом, могло произойти только при полной уверенности евреев в том, что Вс-вышний спасет их.
Мидраш рассказывает, что между евреями возник спор по поводу того, кому предоставить право войти в море первым. Нахшон бен Аминадав, глава колена Иеуды, бросился в воду, и за ним последовало колено Биньямина. Когда люди из колена Иеуды увидели, что сыны Биньямина опередили их, они начали бросать в них камни. Но Вс-вышний сказал: «Я знаю, что ссора между Иеудой и Биньямином была во имя Моей чести, поэтому Я вознагражу их обоих». Биньямин был вознагражден тем, что в его владениях построили Храм, а из Иеуды вышли еврейские цари.
Нахшон зашел в воду по самый нос. В тот момент, когда он, по-прежнему не отступая, почувствовал себя на краю гибели, сила его веры рассекла морские волны. В море образовался свободный от воды «коридор». Тогда следом за Нахшоном двинулись по проходу другие беглецы.
Значение имени Нахшон бен Аминадав [↑]
Мидраш ставит вопрос о значении имени «Нахшон бен Аминадав».
Имя «Нахшон» родственно слову «нахшоль» — «волна», таким образом «Нахшон» означает, что, когда сыны Израиля достигли берега Красного моря, вождь колена Йеуды был первым, кто послушался повеления Вс-вышнего и пошел вперед, прыгнул в огромные морские волны.
«Аминадав» означает, что за одно это деяние он достоин был стать вождем («надив» переводится как «знатный»).
Приношения глав колен при освящении Переносного Храма [↑]
Во время странствий по пустыне евреи передвигались и располагались лагерем по коленам. Первым шло колено Йеуды.
Когда Переносной Храм (Мишкан) был построен, при освящении его жертвенника, главы двенадцати колен приносили свои жертвы и дары в том же порядке, в каком передвигались. Первым был Нахшон бен Аминадав, приносивший свои дары в первый день месяца Нисан 2449 года.
В недельной главе Насо(книга Бемидбар) описываются приношения глав колен, причем, поскольку они были одинаковыми, описание повторяется 12 раз: «Одно блюдо серебряное, весом в сто тридцать шекелей, одна серебряная (круглая) кропильница, весом семьдесят шекелей, (исходя из веса) шекеля для посвященного, оба (сосуда) наполнены тонкой мукой, смешанной с елеем, для хлебного приношения. Ложка одна (весом) десять шекелей золотых, наполненная благоуханным воскурением. Бык один молодой, один баран, один ягнёнок первого года — для жертвы всесожжения. Один козёл в грехоочистительную жертву. Для мирной жертвы: два быка, пять баранов, пять козлов, пять ягнят первого года» (Бемидбар, 7:2-83).
Зачем было повторять двенадцать раз одно и то же? Мидраш объясняет, что Тора почтила глав колен, чтобы показать, что все их приношения были одинаково драгоценны в глазах Вс-вышнего. Если бы только первое приношение, сделанное Нахшоном, было описано полностью, значение всех остальных было бы преуменьшено.
С другой стороны, повторения показывают, что, хотя приношения всех вождей были одинаковы, их мысли и намерения были при этом весьма различны. Каждый предводитель, вдохновляемый духом святости, выбрал дары и их размеры, символизирующие характерные черты и историю его колена.
Символика даров Нахшона [↑]
Нахшон бен Аминадав знал, что еврейские цари будут вести свой род от Иеуды. Его дары таили в себе намек на этих царей. Например, он выбрал серебряную чашу и серебряную кропильницу, чтобы намекнуть на двух царей из рода Иеуды — Соломона (Шломо)и еврейского Мессию — Машиаха. Оба они будут владычествовать на море и на суше. Чаша символизирует океаны (напоминающие чашу, ибо они объемлют мир), а кропильница — сушу (слово «мизрак» — кропильница — происходит от слова «низрак», т.е. что-то «брошенное». Это намек на землю, по форме своей круглую, как мяч, который один человек может бросить другому). Вес чаши и кропильницы намекал на то, что Шломо и Машиах будут править морями и землями: чаша весила сто тридцать шекелей. Числовое значение слова «ямим» — «моря» или «океаны» равно 100. К океанам, сотворенным Вс-вышним, Шломо добавил свое собственное «море»: он соорудил круглую медную микву, в которую окунались коэны перед служением в Храме (I Млахим 7:23), окружность которой равнялась 30 локтям. Кропильница весила семьдесят шекелей, и это означало, что Шломо и Машиах будут править семьюдесятью народами земли. Чаша должна была служить для замешивания теста, а кропильница — для кропления кровью. Чаша и кропильница были наполнены крупчатой мукой с оливковым маслом — символ даров, которые народы мира будут приносить Шломо и Машиаху.
«Ложка одна (весом) десять золотых, полная благоуханных воскурений» — соответствует десяти поколениям от Переца, сына Йеуды, до его потомка царя Давида. Все они были праведниками, наполненными хорошими поступками, как запах воскурений.
«Бык один молодой» должен был напомнить о заслугах Авраама, который на третий день после совершенного обрезания (Брит-милы) побежал за теленком в коровник, чтобы угостить странников; баран — о заслугах Ицхака, лежавшего связанным на жертвеннике (вместо него был принесен в жертву баран, запутавшийся рогами в ветвях); ягненок — о заслугах Яакова, который двадцать лет пас овец Лавана, постоянно его обманывавшего, и выдержал все трудности. «Один козёл в грехоочистительную жертву» искупал поступок Йеуды, принесшего отцу рубашку проданного братьями Йосефа, смоченную в крови козла. Два быка для мирной жертвы выражали радость Нахшона от того, что его колено даст еврейскому народу двух царей — Давида и Шломо, первый из которых заложил фундамент Храма, а второй построил сам Храм. Пять баранов, пять козлов и пять ягнят символизировали пятнадцать царей, правивших после Шломо, — пятерых благочестивых, пятерых, обладавших и достоинствами, и недостатками, и пятерых отступников.
Интересно, что при описании даров Нахшона слово «атудим» — вид животных, которые были принесены, — написано с буквой вав (עתודים), а у всех остальных — без буквы вав (עתדים). У нас есть предание о том, что он знал, что от него произойдут шесть праведников, у каждого из которых будет шесть достоинств (числовое значение буквы вав — 6). Эти люди — Давид, Машиах, Даниэль, Хананья, Мишаэль и Азарья.
Когда Вс-вышний увидел, что дары Нахшона символизируют праотцев и династию Давида, Он сказал о чудесных приношениях этого предводителя, внушенных мудрыми мыслями: «Вот приношение Нахшона бен Аминадава» (Бемидбар, 7:17).
Потомки и предки Нахшона [↑]
В книге Рут говорится о десяти поколениях от Йеуды по линии его сына, Переца, до царя Давида: «У Переца родился Хецрон, у Хецрона — Рам, у Рама — Аминадав, у Аминадава — Нахшон, у Нахшона — Салмон, у Салмона — Боаз, у Боаза — Овед, у Оведа — Ишай, а у Ишая родился Давид» (ср. Рут 4:18-22). Сыновьями Нахшона были также известные в связи с книгой Рут Элимелех, отец Наоми и «плони альмони» — как его называет книга Рут — тот, кто отказался от права жениться на Рут. А праведница Наоми была внучкой Нахшона.