Из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)», темы: Воспитание детей, Адмор из Пясечны, Ховат аТалмидим, Упование, Изучение Торы, Заработок, Исправление качеств, Мусар
Еврейский ученик! Не думай, что, когда мы писали это сочинение, мы собирались освободить тебя от необходимости постигать также Талмуд, Мидраши, Шульхан арух и прочие святые книги, указывающие нам святой путь к Б-гу. Ни в коем случае! Наоборот, мы рассчитывали помочь тебе в этом, так подготовить тебя, чтобы ты смог внимательно изучать их и впитывать их святые слова в душу и тело, пропитываясь живой водой из источника, берущего свое начало в Доме Б-га и во Дворце святости Его. Поэтому мы не приводим здесь все, что сказано в Шульхан арухе и других книгах Торы о правильном жизненном пути: они открыты перед каждым евреем, и если он захочет приблизиться к Основе всякой чистоты и стать одним из Его непорочных служителей, он может узнать из них, как это сделать. Мы же приводим только самое необходимое.
Шульхан арух (Орах Хаим 1) говорит так: «…И пусть не стыдится перед людьми, которые насмехаются над ним в его служении Б-гу благословенному». Этот стыд — один из самых коварных камней преткновения: тот, кто ему подвержен, не властен над собой и не в состоянии управлять своими поступками — он тянется за посторонними и чужими людьми. Он боится, что над ним станут издеваться, и этот страх заставляет его сознательно отказаться от своей воли. Он будет действовать только так, как захотят окружающие. Добрых дел он совершать не будет: вдруг да посмеется над ним сосед! И к другому соседу, и к третьему придется ему приспосабливаться. Глубокого сожаления достоин такой человек, который предал тело и душу во власть посторонних, испорченных людей. Любой может распоряжаться им, и только сам он не имеет никакой власти ни над душой своей, ни над телом.
Стыд перед насмешниками — это тяжелая болезнь, основа которой — неизжитое младенчество. Маленький ребенок знает, что разум его еще не так силен, и привыкает мерить все свои поступки привычками и представлениями взрослых, окружающих его. «Если я сделаю то-то, — размышляет он, — им это понравится, а если я поступлю так-то, они посмеются надо мной». Так это и продолжается, пока не отпечатается навечно в его сознании и останется даже в зрелом возрасте; он всегда принимает в расчет только то, что думают другие, а не истинное благо.
Запомни одно правило, которое очень важно и для нашего случая, и для всех остальных. Если ты не постараешься всеми силами отбросить, выкорчевать из своей души все дурные качества, которые сохранились в ней с детства, они останутся с тобой навсегда и постоянно будут вредить тебе. Злое начало будет мешать тебе и убеждать: «Зачем мне сейчас возиться с этим? Я же еще маленький, поэтому у меня пока еще остаются недостатки. А вырасту — они сами исчезнут, и сами придут ко мне правильные мысли и верные чувства!». Пожалей себя, не слушай этого голоса! Такой человек не повзрослеет, сколько бы лет ни прошло. Есть люди, по годам взрослые и даже старые, а на самом деле — настоящие дети. А все потому, что они поленились работать над собой, понадеявшись, что с годами все придет само.
Вернемся теперь к нашей теме. Мы говорили о том, как получилось, что ложный стыд остается от детского опыта, и о том, и как вылечиться от него. Когда ребенок начинает свое развитие, у него пока что нет даат, того свойства разума, которое позволяет различать добро и зло. Кроме того, у него нет воли, которая толкала бы его и велела делать одно, а от другого воздерживаться. Поэтому он вынужден усваивать готовые мнения извне. Он ведь сам не может знать, что ему делать, и вынужден полагаться на решения взрослых, следуя тому, что хорошо или плохо в их глазах. А что случится, если и повзрослев, человек не приобретет собственного разума и собственной воли? Он никогда не сможет освободиться от необходимости следовать мнениям других, и только они будут управлять им. Он будет вынужден подчиняться даже самым глупым решениям окружающих и постоянно станет бояться насмешки; все его поступки будут направлены лишь на то, чтобы понравиться другим.
Смотрите, какие удивительные вещи случаются! Бывают люди, пораженные одновременно двумя недугами, исключающими один другой. Они страдают одновременно от подчиненности и недостатка уверенности в себе, и, одновременно, от эгоизма и гордости, о которых мы говорили в главе 6. Они возносятся над своими добрыми учителями и раввинами, и гордыня шепчет им: «Я — самостоятельная личность, и все мои мнения правильны! Я совершенно точно уверен, что должен направить все свои устремления на бренный мир и следовать за ним, как баран на бойню». Можете посмеяться, правильно воспитанные юноши, над этими людьми и над их искалеченной психикой. Подумайте: эгоизм и гордыня приводит их к тому, чтобы стать тряпкой под ногами людей, потерять себя и исчезнуть.
Такая невероятная смесь гордости и дурной скромности становится возможной потому, что сама эта гордость — тоже не их собственное свойство. Корень этой мерзкой и гнилой надменности — в следах идолопоклонства, Б-же избави. И ее действие по разрушению Б-жьего народа, который пережил Невухаднецара, Адриана и Тита, не может вырасти из еврейской души, оно — болезнь всего современного мира. Но ведь у этого человека нет собственной воли. Он склонился перед внешним миром, и зараза перекинулась на него. И вот — он уже бунтует против учителей и родителей.
Поэтому, если человек захочет изгнать эту болезнь, угнездившуюся в нем с детства, ему недостаточно только развить свой даат. Главное здесь — самопознание и уверенность в себе. Ведь какой-то разум есть даже у того, кто не переносит насмешек и подчиняется любому внешнему веянию: он ведь, как ни говори, вырос и стал взрослым! Проблема в том, что их мысли пробуждает к жизни не их собственная воля, а события внешнего мира. Когда ребенок хочет подражать взрослым, он надевает шляпу и пиджак взрослого. Но это его действие вызывает не уважение, а смех. А эти люди просто лучше научились подражать поступкам взрослых, и за это над ними уже не смеются. Но такой человек — а их много — умом не более чем обезьяна, потому что все, на что он способен, — это научиться вести себя так же, как другие. Если все вокруг станут считать хорошее плохим, он тоже станет поносить Тору и изучающих ее. Если все вдруг начнут сходить с ума, глядя на детскую игру в мячик, он тоже подчинится общей моде и будет восхищаться теми людьми, которые умеют в нее играть.
Мы хотим побудить тебя обратиться к собственному разуму. Суть твоя определяется тем, что ты еврей, и именно еврейский дух должен ты проявить. Дух твоих отцов, скрытый в твоей душе, должен проклюнуться наружу и пышно разрастись. И именно этот дух должен указывать тебе, что делать, а от чего воздержаться: служить Б-гу твоему и Б-гу твоего народа, исполнять Его заповеди, прислушиваться к Его голосу, исходящему из уст твоих добрых учителей и родителей. Люди, далекие от Торы, должны вызывать у тебя только смех, а в вопросах Торы ты должен быть примером мужества и стойкости, «неудержимым, как леопард», никого не бояться и ни перед кем не стыдиться.
Есть одно очень важное правило, и ты должен всегда помнить его. Мы прекрасно понимаем, что если вдруг тебя начнут подстрекать сойти с пути Б-га и направиться к преисподней, в место, где властвует Темная сторона мира, ситра ахра,ты решительно откажешься. Слова твои будут горячи, как обжигающий огонь, и будут разить, как стрелы, и никакого сближения с этими людьми и с подобными им ты не допустишь. Мы должны предостеречь тебя только от неискренних людей, которые придут к тебе с честными и открытыми лицами, говоря: «Мы тоже трепещем перед Б-гом наших отцов, мы служим ему так же, как ты. Мы рассказываем тебе волю Б-га: сейчас такое время, которое заставляет идти на небольшие компромиссы. Ты уже изучил Тору — изучи теперь ремесло или торговлю!». Они не постесняются воспользоваться словами самой нашей святой Торы и приведут цитату из Мишны, где говорится (Авот 2: 2): «Хорошо изучение Торы, если оно сочетается с ремеслом». И в самом служении они станут уговаривать тебя пойти на компромисс. Они скажут: «Времена изменились, и сегодня нет необходимости так строго следовать всем заповедям и всем еврейским обычаям, нет нужды столь отдаляться от прегрешений, как делали прежние поколения…». Не спорь с ними, не старайся переубедить их, а мысленно ответь им так: «Если времена, как вы говорите, действительно изменились, они изменились к худшему, а не к лучшему! В прежние времена и торговец, и ремесленник служили Б-гу, а теперь, как только молодой человек покидает ешиву и идет работать или торговать, он, как правило, падает в преисподнюю. Вы хотите убить и меня тоже, сжечь мою чистую душу в огне Геинома, а тело мое бросить в котел с кипящими нечистотами? Я не буду вас слушать и ни под каким видом с вами не соглашусь! Я обеими руками буду держаться Торы, в которой присутствует Сам мой Г-сподь, и пока душа моя в теле, я от нее не отступлюсь.
Что же до слов о том, что я, когда вырасту, должен буду заботиться о пропитании — что это вообще за бессмысленные звуки, которые они издают? Разве они хоть немного знают, о чем говорят? Разве они не видят, что как сейчас, в плохие времена, так и раньше, в хорошие, когда пропитание легче было обеспечить, многие ремесленники жили впроголодь, а многие из тех, кто посвятили свою жизнь Торе, были, наоборот, богаты? Хазаль давно уже сказали (Кидушин 82а): “И богатство не от ремесла (образования), и бедность не от ремесла (отсутствия образования)”. Б-г сбрасывает в бедность того, кого хочет, а богатство дает тому, кто понравится Ему, и мне этого достаточно. Моя цель — наполнить свое тело и душу Торой и святостью. А когда я вырасту и мне потребуется пропитание, я приложу усилия (иштадлут), и Б-г, путями Которого я пойду, поможет мне и обеспечит меня всем необходимым».
Но может случиться, что обстоятельства окажутся сильнее тебя. Может случиться, что ты не сможешь остаться «привязанным к Торе», занимаясь ею весь день. Может случиться так, что тебе придется оставить ешиву еще юношей1 и идти зарабатывать себе на жизнь ремеслом или торговлей. Самое главное — даже в этом случае не теряй надежды и желания остаться настоящим евреем, и Б-га нашего не оставляй ни в коем случае. Помни, что тебя ожидают и более серьезные испытания, чем это, первое, когда тебе пришлось оставить Дом Б-га, то есть ешиву. Наберись мужества, чтобы с честью преодолеть их; укрепляй связь с Б-гом, и тогда Он всегда будет на твоей стороне. Старайся, чтобы ни один твой день не прошел без изучения Торы, а когда ты молишься, взывай к Нему из самой глубины твоего сердца.
Мы запишем для тебя одну из возможных молитв, которые ты можешь обратить к Нему, но ты вовсе не обязан следовать этому тексту: обращайся к Нему любыми словами, как вслух, так и сердечным размышлением.
«Б-г мой, исследующий души и знающий, что у меня на сердце! Тебе известно, что, когда я оставил изучение твоей Торы и стал заниматься делами этого мира, я не восстал против Тебя, Б-же упаси, и не ради бунта я оставил мир истины и обратил свое внимание на преходящее. Ты видел, какие я перенес страдания, и какие испытания обрушились на меня — и, в конце концов, мне не хватило сил и мужества, и пришлось мне оставить ешиву и отправиться на поиски пропитания. Но, Б-г мой, я и сейчас не оставил Тебя, Твою Тору и святое служение Тебе. Я и сейчас молюсь Тебе и занимаюсь Торой больше, чем позволяют мои возможности, и все мысли мои — лишь о Тебе. Б-г мой! Сердце мое в страхе, и душа стеснена. Я — всего лишь потерявшаяся овечка, и передо мной — огромный и пугающий путь. Я вошел в мир, полный ловушек и препятствий, хищных зверей и разбойников, охотящихся за моим телом и душою. Но если я — заблудившийся ягненок, то Ты ведь — пастух Израиля! И вся моя надежда лишь на то, что Ты поведешь нас, как свое стадо, и лишь этого жду я от жизни. Ведь если овца отобьется от стада и забредет в темный лес, а там нападут на нее медведи и волки и начнут терзать ее — задрожит она от страха и исторгнет вопль из самой глубины души. А пастух услышит, пожалеет ее и бросится ей на помощь. И если еще теплится в ней жизнь, он непременно спасет ее. И я обещаю, что куда бы ни завел меня долгий путь через глухую чащу, к Тебе будет всегда обращен призыв мой: “Б-г мой, спаси!” И Ты на Небесах услышишь его и поспешишь “ухватить меня за волосы на моей голове” и за струны сердца моего2, спасешь и направишь меня к Себе».
Обо всем этом ты должен размышлять постоянно. И поддерживай отношения со своими прежними товарищами, которым удалось остаться связанными с Торой днем и ночью и которые дышат воздухом Ган Эдена и которых постоянно овевает ветер, слетающий с крыльев высших ангелов. Время от времени встречайся с ними, и делай это непременно в субботу и праздники. Отведи себе ежедневное время для занятий Торой. Каждый день читай псалмы и сосредоточенно молись. Не забывай в начале и в конце субботы и праздников «прибавлять к святому от будничного» и следи, чтобы каждая твоя суббота и каждый праздник были проведены в святости. Напряженно жди субботы всю неделю. Помни, что в этот день над тобой не властны дым и гром Геинома, ибо в этот день ты гостишь в Ган Эдене. Каждую субботу занимайся Торой и разговаривай на возвышенные темы со своими прежними друзьями, время от времени заглядывай в книги по мусару и хасидизму…
А вы, юноши, которым выпало счастье наслаждаться постоянной связью с Торой, — не прогоняйте его. Жизнь вытолкнула его из-под надежной крыши под египетский град «и огонь внутри града», и нет от него спасения. Пожалейте его! Вас укрывают крылья Б-жественного присутствия — призовите и его к себе, если только увидите, что он предан Б-гу и с тоской вспоминает о прежних временах, когда вкушал вместе с вами духовную трапезу в Ган Эдене. Если же вы заметите, что он стал портиться, — поговорите с ним раз, и другой, и третий, дружелюбно, спокойно и искренне. Но если это не поможет — отдалите его от себя, чтобы огонь, сжигающий его душу, не опалил и вас, Б-же упаси. Ведь даже если он дочитал нашу книгу досюда, понял и запомнил все наши советы и наставления, он все равно нуждается в чудесной поддержке милосердного Б-га, чтобы остаться настоящим евреем. Ведь мы все равно не можем сказать ему больше, чем уже узнала его душа перед тем, как спуститься в этот мир, и все же, как много заблудившихся и отставших в пути! И да сохранит нас Б-г от них, от каждого в отдельности и от всех вместе.
1 Бывает так, что еврейскому юноше приходится кормить своих больных родителей, Б-же упаси.
2 Вот что это значит: поскольку все мысли в моей голове и все стремления в моем сердце направлены к Б-гу, Он ухватится за них и сохранит все мое тело.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.