Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Притча, при помощи котрой рабби Элимелех побуждал своих хасидов расскаяться

Мне рассказывал хасид раби Нетанэль Радзинер, который посвятил свою жизнь подготовке книг святого раби из Писецны (Пясечны). Когда раби приступал к трублению в шофар, страх и дрожь охватывали всех присутствующих. Поверх своего кителя он одевал халат раби Элимелеха из Лиженска, а на него — белый пояс Провидца из Люблина длиной в 32 локтя, как пояс коэнов. К поясу были привязаны семь шофаров — один от раби Элимелеха, второй от Магида из Козниц, а также шофар раби Элимелеха из Козниц, Доброго Еврея из Ништата, сына автора книги «Маор ве-Шемеш» и другие. И он трубил в каждый из них по очереди. Его лицо пылало, как огненный факел, а перед трублением он выступал перед публикой около полутора часов, с плачем и обильными слезами. Все сердца открывались и таяли, и все место наполнялось страхом Б-жьим. Какая подготовка к псалму «Ле-Менацеах» и к трублению в шофар!

И так же, как раби пробуждал заслуги праведников поколений, одевая их одежды и трубя в их шофары, так он пробуждал их заслуги и с помощью притчи, которую произносил перед этим. «Чтобы и мы держались за их Тору и молитву». А притча такова.

Великий царь правил многими городами, далекими и близкими. Он следил за порядком в них, а они платили ему налог и служили. Но была и приграничная область, населенная дикими людьми, которые вели себя, как звери, рычали, ели сырое мясо и одевались в обрывки из шкур. Никто из министров не соглашался поехать туда, чтобы взять под управление эту область.

Сказал царь своему сыну: «Я не могу требовать этого у министров. Но ты, сын мой, непременно согласишься отправиться туда и попытаться воспитать дикарей, чтобы не было бреши в моем царстве».

Сын ответил: «Ради тебя, отец, я буду рад любой миссии. Но об одном прошу: исполни любые мои просьбы, даже если попрошу тебя самого приехать ко мне».

Царь пообещал, и сын поехал в ту область.

И он действительно сильно страдал от поведения местных жителей. Но необходимость нельзя порицать, и ему пришлось самому оскверняться их пищей, а когда его одежда обветшала — одеть их рваные шкуры. Пришлось и к языку их приспособиться, он стал рычать, как они, и даже письму их научился. Иногда он переписывался с отцом, рассказывал о своих страданиях, присылал просьбы и даже звал отца приехать и вмешаться в происходящее. Но он отсылал письма вместе с местными жителями и на их языке, а они меняли их так, как хотели — добавляли и убавляли. Царский сын страдал, видя, что его отец не отвечает и не приезжает. Неужели отец забыл о нем? Или, быть может, о нем распространили какую-то клевету, и отец гневается и осуждает? Из-за такого уныния сын заболел…

И тогда он вспомнил, что, расставаясь, отец дал ему сигнальный звонок. Если сын будет в опасности, пусть не ждет, пока придет письмо, а нажмет на звонок, включив сигнализацию во дворце, и царь быстро приедет.

«Разве есть большая опасность, чем эта? — подумал сын, — разрыв с любящим отцом. Разве могу я дальше ждать, пока он ответит на мои просьбы?»

Он нажал на звонок.

Во дворце сразу включилась сигнализация, и царь вместе со свитой и армией поспешил к сыну. Он нашел его в его доме, и никакой опасности не было видно.

«Зачем ты вызвал меня? — спросил царь, — какая опасность тебе угрожает?»

Сын заплакал: «Да разве может быть большая опасность, чем твое отдаление от меня? Ведь ты знаешь, что я приехал в этот край, далекий от всего, к чему я привык, по твоей просьбе. И все, о чем я просил, — это чтобы не было между нами разрыва. Чтобы ты был рядом, когда ты нужен. А теперь я зову, а ты не отвечаешь; прошу тебя, а ты не приходишь!»

Выяснилось, что письма были искажены и задержаны, тогда как любовь царя к сыну осталась по-прежнему сильной и даже выросла из-за его страданий.

Смысл этой притчи понятен сам собой. Царь Вселенной послал души Израиля, Своих любимых детей, в этот грубый материальный мир, в место опасности. Мы приняли это на себя ради славы Творца, чтобы раскрывать Его б-жественность на земле. Мы отправляем письма с просьбами и мольбами. Но язык Небес — это чистое намерение, ведь «Милосердный требует сердце», а мы осквернены грубостью этого мира. Устами и языком почитаем Творца, а сердце наше далеко от Него. Тора и молитва без трепета и любви не возносится кверху, словно железная стена преграждает ей путь. И об этом печалится наше сердце, а свет в глазах меркнет.

Но есть сигнальный звонок — шофар! Нам заповедано, оказавшись в опасности или выходя на войну, трубить в него (Бемидбар 10:9). И мы жмем на этот звонок снова и снова, «трубим сидя и трубим стоя», вызывая большой шум во всех мирах. И Сам Царь приходит к нам и открывается, спрашивая: «Что случилось, что вы зовете Меня?»

Мы же плачем и говорим: «Ты отдалился от нас, отвратил Свой взор от нас. Звали, но Ты не пришел, просили, но Ты не отвечал».

И тогда Царь мира произносит: «Верно, просили вы на языке своего края — это внешний язык без намерения и участия сердца. Молитва не дошла, обвинители перехватили ее. Но теперь Я здесь, раскройте передо Мной свои сердца».

Об этом и говорит Писание: «Счастлив народ, умеющий трубить! В свете лица Твоего пойдут» (Псалмы 89:16). В Мидраше (Ваикра Раба 29) спрашивают: «А разве другие народы мира не умеют трубить? Сколько рогов для трубления есть у них! Но дело в том, что народ Израиля умеет соблазнять Творца своим трублением».

Смысл в том, что недостаточно самого трубления, это лишь сигнальный звонок. Он звонит, и Царь приходит. Но о чем теперь с Ним разговаривать?

Плакать, просить, умолять, чтобы «в свете лица Твоего пошли» — чтобы Он не скрывал лицо от нас, чтобы мы шли в Его свете и были Его народом (Мекарван ле-Тора).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Законы пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.