Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда много мужчин, много женщин

Учим в барайте: Вначале женщины были внутри (в эзрат нашим), а мужчины снаружи,и люди бывало вели себя легкомысленно. Постановили, чтобы женщины сидели снаружи (на площади Храма и в огороженном пространстве вокруг дворов Храма), а мужчины внутри,и все же случалось, что люди вели себя легкомысленно. Постановили, чтобы женщины сидели наверху, а мужчины внизу. А как смогли поступить так? …Сказали: Этот принцип можно вывести логически. В будущем, когда они будут оплакивать покойников и (в это время) злое начало не будет атаковать их (то есть не будет властвовать над ними), Тора сказала: мужчины отдельно, а женщины отдельно. Тем более должно быть разделение сейчас, когда они радуются (а это приближает к легкомыслию), и злое начало атакует их.

(Сота 51б)

Йихуд одной женщины с несколькими мужчинами (по мнению Мехабера)

  • По мнению Мехабера (раби Йосефа Каро, автора Шульхан аруха) в Шульхан арухе, одной женщине запрещено уединяться даже со многими мужчинами1. Вот что говорится части Эвен аэзер (22:5):

«Одной женщине не следует уединяться даже со многими мужчинами, если там не присутствует жена одного из них»2.

  • По мнению Мехабера, йихуд разрешен только в случае, когда присутствуют много мужчин и много женщин. Если есть трое мужчин и три женщины, мы считаем, что имеется «много мужчин и много женщин», и йихуд для них разрешен. Ниже, в конце этой же главы, эта тема будет рассматриваться подробнее3.

Йихуд одной женщины с несколькими мужчинами (по мнению Рамы)

  • По мнению Рамы, одной женщине разрешено уединяться с двумя мужчинами4. Причина разрешения в том, что каждый из этих мужчин становится «охранником» для другого. Вот что пишет Рама в параграфе 5:

«Некоторые говорят, что одна женщина уединяется с двумя кошерными мужчинами, если это происходит в городе (то есть, если йихуд происходит в городе)».

  • Этот закон имеет силу, только если речь идет о йихуде с кошерными мужчинами5.

Йихуд ночью и в пути (по мнению Рамы)

  • Поздно ночью, а также в долгом пути вне городской черты, женщине запрещено уединяться с двумя мужчинами. С тремя мужчинами ей разрешено уединяться6. Вот что пишет Рама: «Все это действует только в городе; но в поле, или ночью даже в городе, требуется трое мужчин, даже кошерных».
  • До того времени, когда у людей принято идти спать, действует закон дневных часов, то есть, по мнению Рамы, разрешено уединяться с двумя мужчинами7. Кроме того, если они пришли в гости и намереваются вернуться домой и ночевать там, также действует закон дневных часов и достаточно двоих мужчин.
  • Ниже, в главе 5, в законах «охранника», который избавляет от нарушения запрета йихуда, приведены дополнительные подробности применения закона «охранника» в дороге или в ночные часы.

Йихуд с некошерными людьми или с неевреями

  • Даже по мнению Рамы, запрещено уединяться с некошерными людьми. Вот что пишет Рама в параграфе 5: «Если же они развратны — даже с десятью запрещено»8.
  • Некошерные мужчины — это мужчины, ведущие себя развратно, уединяющиеся с женщинами и т.д. Кроме того, мужчины, сбросившие с себя иго заповедей, нарушающие заповеди Торы, в аспекте законов йихуда считаются развратными9. Неевреи также считаются некошерными в аспекте законов йихуда.
  • Если в некотором месте собралось множество людей, многим женщинам разрешено задержаться в этом месте, даже если собравшиеся там мужчины не являются кошерными с точки зрения законов йихуда (см. примечание)10.
  • Женщине разрешено уединиться с двумя мужчинами, один из которых кошерный, а другой — развратный11. Но и есть и мнение поским, по которому разрешено уединяться только в случае, когда оба мужчины кошерные12.

Йихуд одного мужчины с несколькими женщинами

  • По мнению Мехабера в Шульхан арухе, одному мужчине запрещено уединяться даже со многими женщинами13. Вот что он пишет в Эвен аэзер (22:5): «А также не следует одному мужчине уединяться даже со многими женщинами».
  • По мнению Рамы, некоторые разрешают одному мужчине, профессия которого не связана с женщинами, уединяться с тремя женщинами (с двумя женщинами запрещено уединяться по всем мнениям). Среди поским есть мнения, запрещающие йихуд с тремя женщинами (см. примечание)14.
  • Ночью или в дальней дороге вне городской черты требуется двое «охранников», как будет объясняться ниже. Поэтому, по мнению Рамы, одному мужчине в этой ситуации разрешено уединиться не менее чем с четырьмя женщинами. (По некоторым мнениям, это запрещено, см. примечание)15.

Йихуд многих мужчин со многими женщинами

  • В Шульхан арухе (Эвен аэзер 22:6), написано: «Много мужчин и много женщин могут не опасаться запрещенного уединения»16.
  • Если трое мужчин уединяются с тремя женщинами, это рассматривается как собрание «многих мужчин и многих женщин», и разрешено17.
  • В книгах поским приводятся другие мнения об этом (см. примечание)18.

1 Рамбам, Ям шель Шломо, Хида. Запрет йихуда в этом случае — постановление мудрецов, как сказано в Хохмат Адам. Шевет а-Леви обсуждает вопрос, должны ли мы при наличии выбора (лехатхила) устрожать для себя требования закона в соответствии с мнением Мехабера и Рамбама.

2 Шаар Йосеф, Бейт Шмуэль и Питхей тшува пишут, что, по мнению Мехабера, даже двум женщинам запрещено уединяться с тремя мужчинами.

3 Ям шель Шломо, Бейт Шмуэль, Хида, Биркей Йосеф и Ацей аразим разъясняют это мнение Шульхан аруха и Рамбама, по которому одной женщине запрещено уединяться с несколькими мужчинами. Есть и другими подходы к пониманию этого мнения Шульхан аруха и Рамбама. Хохмат Адам разрешает двум женщинам уединяться с тремя кошерными мужчинами. Подробно см. в книге Петах абаит.

4 Рама и сборник респонсов Маариля Дискина.

5 Ниже в этой же главе приводятся законы йихуда с развратным мужчиной. Обычный еврей, соблюдающий заповеди, с точки зрения законов йихуда считается кошерным. Двар алаха подробно обсуждает этот закон.

6 Нода биуда и Питхей тшува.

7 Хатам софер, Паним меирот. В Петах абаит указывается, что таково же мнение Раавада.

8 Биркей Йосеф, Шаар Йосеф, Хелкат мехокек, Питхей тшува и Хохмат Адам.

9 Хохмат Адам. В Двар алаха подробно рассмотрены эти законы и мнения поским. См. также Шевет а-Леви и Петах абаит.

10 Бейт Моше, и см. Шевет а-Леви. В каком случае собравшиеся люди рассматриваются как «большое собрание», в котором законы йихуда не действуют? Это зависит от мнения мудреца, который вынесет постановление о том, как следует поступать на практике.

В Двар алаха приводится закон йихуда с двумя кошерными мужчинами, профессия которых связана с женщинами или которые находятся с данной женщиной в близких отношениях (они «привыкли друг к другу»), см. первоисточник.

11 Мааршаль и Маариль Дискин. Их мнения разъясняются в Петах абаит.

12 Шав Яаков и другие ахроним, см. Петах абаит.

13 Мехабер придерживается мнения Рамбама; см. Двар алаха.

14 Рама там же, в параграфе 5, пишет: «И некоторые разрешают одному мужчине (йихуд) со многими женщинами». Хелкат мехокек разъясняет, что речь идет о трех женщинах, и см. Двар алаха. Многие поским запрещают йихуд одного мужчины со многими женщинами, и Рама тоже сказал всего лишь: «Некоторые разрешают». В книге Петах абаит делается вывод, что необходимо следовать более строгому мнению, и только в тяжелой ситуации можно задать раввину вопрос, не разрешен ли йихуд в обсуждаемых условиях.

15 Пней Йеошуа, сборник респонсов Бейт Йеуда. В Мисгерет ашульхан написано, что им запрещено спать вместе.

Относительно того, что имел в виду Рама, написав, что в дороге или ночью одному мужчине разрешен йихуд с несколькими женщинами, есть еще мнения поским; см. Двар айихуд, Игрот Моше, Шевет а-Леви. Петах абаит запрещает ночью йихуд одного мужчины с несколькими женщинами; см. первоисточник.

16 Рамбам, Меири, сборник респонсов Радваза. Двар алаха приводит взгляды поским на то, относится ли приведенный Рамой закон также к йихуду многих женщин со многими развратными мужчинами или неевреями.

17 Маараль и Приша, Бейт Шмуэль и др.

18 Мааршаль, Приша, Бах и Радваз написали, что разрешен йихуд двух мужчин с двумя женщинами. Хохмат Адам пишет, что трем женщинам разрешено уединяться с двумя мужчинами. Двар алаха приводит и другие мнения, а Петах абаит доказывает, что необходимо следовать мнению, приведенному выше, по которому разрешение начинает действовать, начиная с трех мужчин и трех женщин.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше