Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваехи

Содержание раздела

Прожив 17 лет в Египте, Яаков чувствует приближение смерти. Он берет клятву с Йосефа, что тот похоронит его в фамильной усыпальнице Меарат Махпела в Хевроне, где уже покоятся Адам и Хава, Авраам и Сара, Ицхак и Ривка. Болезнь приковывает Яакова к постели, и Йосеф приводит к нему своих сыновей Эфраима и Менаше. Яаков объявляет их своими сыновьями, благодаря чему Йосеф получает двойную долю наследства вместо Реувена, первенца Яакова. Йосеф подводит сыновей к отцу, и тот благословляет их, начиная с младшего Эфраима. Йосеф поправляет отца: старший из братьев не Эфраим, а Менаше. Но Яаков объясняет, что намеревается благословить Эфраима своей сильной, правой рукой, потому что от него произойдет Йеошуа бин Нун, который овладеет Эрец Исраэль и станет учителем Торы для всех евреев.

Затем Яаков собирает всех двенадцать сыновей, чтобы благословить их перед смертью. В его напутственных словах выражены особенности каждого колена и их задачи в служении Б-гу. Яаков умирает в 147-летнем возрасте. Грандиозная похоронная процессия отправляется из Египта в Хеврон. После смерти отца братья опасаются, что Йосеф начнет мстить им за прошлое. Но тот и не помышляет о мести и обещает им и их семьям дальнейшую материальную поддержку.

Йосеф прожил всю оставшуюся жизнь в Египте, «и видел он детей Эфраима до третьего поколения». Перед смертью он предсказал братьям, что Б-г выведет их из Египта, и заставил их поклясться, что при Исходе евреи возьмут с собой его останки. Йосеф умер в возрасте 110 лет; его тело набальзамировали и положили в саркофаг. Так завершилась книга Берешит, первая в Пятикнижии.

Взвешено, отмерено

«И жил Яаков в стране Египетской семнадцать лет…»(47:28). Почему Тора сообщает нам, сколько лет Яаков провел в Египте? Чтобы ответить на этот вопрос, приведем стих из Мишлей, Притчей царя Шломо: «На пути благотворительности (цдака) — жизнь, и нет смерти вдоль ее стези» (12:28).

Царь Шломо воспевает здесь благотворительность и обещает за нее долгую жизнь. Цдака несет спасение душе и телу; она способна изменить неблагоприятную судьбу, предсказанную звездами. Известно, что по звездам можно определить будущее человека, его участь (эта астрологическая концепция выражена в иудаизме словом мазаль, означающем одновременно «созвездие» и «судьбу», «счастье»).

Предопределенность вполне еврейское понятие. Фраза из настоящего раздела «И подошли дни Израиля к концу…» означает, что приблизился момент, когда нашему праотцу Яакову-Израилю было суждено умереть. Те же слова «и подошли дни» употребляются в Торе и применительно к Моше-рабейну и царю Давиду.

Но хотя срок нашей жизни отмерен мазалем, Всевышний может изменить его, продлить или, наоборот, сократить жизнь по Своему желанию. Тезис царя Шломо «на пути благотворительности — жизнь» означает, что человек может получить добавку к своим годам в награду за щедрость, бескорыстие и доброту. Такой добавки удостоился, например, Биньямин а-Цадик. Он распоряжался фондом пожертвований и однажды, в разгар голода, предупредил бедную женщину, что в фонде не осталось денег. Женщина сказала, что ей и ее семерым сыновьям будет нечего есть, и тогда он взял на себя заботу об этой семье — кормил их за свой собственный счет. Когда пришел смертный час Биньямина, ангелы стали настойчиво ходатайствовать перед Б-гом о продлении жизни праведнику в заслугу той помощи, которую он оказывал бедной семье. Б-г удовлетворил эту просьбу: Биньямин прожил еще двадцать два года.

Если цдака способна добавить жизнь человеку, тем более она не сократит ее, как сказано во второй части приведенного изречения: «…и нет смерти вдоль ее стези», а также в другом стихе из Мишлей: «у-цдака тациль ми-мавет — а цдака спасает от смерти»(10:2). Мудрый царь Шломо учит нас, что милосердие и щедрость надежно защищают человека от преждевременной смерти.

Но что же такое благотворительность или, выражаясь, современным языком, филантропия? Это материальная помощь тому, кто нуждается в ней. Еврейская традиция делит благотворительность на несколько уровней, нарастающих по степени важности.

Первая ступень: помощь бедному еврею из другого города. Более насущная мицва — оказать помощь нуждающемуся еврею из своего города. Следующая по важности заповедь: поддержать бедного родственника, свою плоть и кровь. Еще важнее — обеспечивать своих собственных маленьких детей. И наконец, высшая градация благотворительности — помогать своим родителям. На этом уровне заповедь цдаки сочетается с обязанностью почитать отца и мать.

Здесь требуется уточнение. Заповедь почитания родителей вознаграждается долгой жизнью независимо от того, богаты они или бедны. Но если они нуждаются в деньгах или в уходе, то заботливый сын или дочь зарабатывает себе дополнительные годы жизни сразу по двум «счетам»: за мицву почитания и за мицву благотворительности высшего разряда.

На самом деле, помощь престарелым родителям — это форма возвращения долга за свои детские годы, когда роли были обратными: трудоспособные родители содержали маленького сына или дочь. Получается классический пример известного принципа Торы: «мера за меру». Только в данном случае он осуществляется не Б-гом, а самими людьми. (Популярная в России поговорка «Дети — не сберкнижка» отвергается еврейской традицией.)

Предписано также давать пруту (мелкую монету, милостыню) и нуждающемуся нееврею. Но это не цдака в буквальном смысле, а средство поддержания социального мира, поскольку перед неевреями у нас нет никаких материальных обязательств.

Теперь вернемся к первой фразе этого раздела. Последние семнадцать лет, прожитые в Египте, Яаков находился на полном иждивении у своего сына Йосефа, могущественного египетского правителя. Йосеф кормил отца (и всю семью), фактически, за те семнадцать лет, которые он сам жил на всем готовом в доме Яакова (как сказано в разделе Ваешев, «семнадцати лет Йосеф пас с братьями своими мелкий скот») до того, как братья продали его в рабство. Получается точная «мера за меру»: семнадцать за семнадцать.

Спасибо, мне лучше

«И известили Яакова, и сказали: “Вон сын твой Йосеф идет к тебе”. И собрался с силами Израиль и сел на постели» (48:2).

В талмудическом трактате Недарим сказано, что если больного навещает бен-гило (человек, родившийся под тем же созвездием), он избавляется от одной шестидесятой части своей болезни.

Виленский Гаон поясняет: хорошо известно, что из всех сыновей Яакова только Йосеф был его бен-гило. Не случайно, у них было много общего. Как объясняет Раши в разделе Ваешев, они были внешне похожи, и судьбы их в чем-то перекликались: Яакова ненавидели, и Йосефа ненавидели; Яакова хотел убить его брат, и Йосеф тоже чуть не стал жертвой своих братьев.

Эта информация поможет нам разобраться в приведенном стихе. Но вначале вспомним, что каждой еврейской букве соответствует численное значение («алеф» — 1, «бет» — 2… «каф» — 20 и т.д.). Числовая сумма букв в слове называется гематрией, которая часто используется в толковании скрытых значений Торы.

«Вон сын твой…», — говорят Яакову. Слово «ине» (вон) имеет гематрию 60, а гематрия «постели» (а-мита), на которую сел Яаков, услышав это сообщение, составляет 59. Яаков настолько ослаб от болезни, что не мог даже сидеть, но как только пришел Йосеф, бен-гило Яакова, одна шестидесятая часть недуга ушла, оставив ему пятьдесят девять частей. В результате Яаков почувствовал себя немного лучше и даже смог сесть на постели. Вот почему посещение больных считается такой важной мицвой в иудаизме.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше