Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мидраш ясно описывает вождя Израиля

וצום אל בני ישראל

«И давал им повеления о сынах Израиля» (6:13)

Написал р. Моше Штернбух в книге Таам вэдаат: «Мидраш ясно описывает вождя Израиля. С одной стороны, тот не должен бояться нападок общества, которое проклинает его и забрасывает камнями. И даже если люди причиняют ему страдания, он мягок с ними и терпим. С другой стороны, он должен быть настойчив в проведении своей точки зрения, даже когда люди проклинают его и забрасывают камнями».

Правитель Сфакса (Тунис) предложил известному своим мастерством еврейскому портному с острова Джерба переехать в его город. Но в Сфаксе не было еврейской общины. Портной отказался быть единственным евреем в городе: без миньяна, резника и рава. Тогда правитель привёз с Джербы десять семей, которым дали работу в его дворце. Так возникла еврейская община Сфакса, перенявшая обычаи Джербы. Равом города стал р. Элияу Давид Мазуз, также перебравшийся с Джербы. Со временем община выросла, к ней присоединились и евреи из других городов. Однажды возник спор о кашерности мяса. По обычаям Джербы это мясо было запрещено, а по обычаям других общин — разрешено. Рав запретил мясо, как и было принято со дня основания общины. Но тут подняли голос ассимилянты, утверждавшие, что они не обязаны руководствоваться принятыми некогда запретами. Они также донесли властям, что рав ужесточает законы сверх меры, и тот был отстранён от должности — пока не одумается. Кусок мяса, явившийся предметом спора, рав засолил для сохранности и поехал в столицу к главному раввину страны, чтобы поведать эту историю и попросить разрешить спор в соответствии с законами Торы. Главный рав поддержал р. Элияу и обязал общину платить р. Элияу жалование несмотря на то, что он отстранён от должности. Члены общины, убедившись в правоте рава и силе его духа, стали просить его вернуться к исполнению прежних обязанностей. Рав согласился, но лишь при условии, что уклад жизни в общине будет основываться на законах, принятых изначально. Он оставался на посту главы общины вплоть до своего отъезда в Эрец Исраэль. Он поселился в Хайфе и вплоть до своей кончины в 5743 (1883) году являлся равом кварталов Неве Шаанан и Рамот Ремез.

את צבאות את עמי בני ישראל

«… полки мои, народ мой, сынов Израиля» (7:4)

«Народ Израиля называется армией Б-га. А в армии Б-га, как и в армии земной, в мирный период служат два-три года, а затем — один месяц каждый год, чтобы поддерживать готовность армии на должном уровне. Однако во время войны, когда народу угрожает опасность, все призываются в армию.

Так и в народе Израиля, в “мирное время”, когда весь Израиль выполнял волю Творца, учились несколько лет в ешиве, а потом приезжали в ешиву на два месяца — весной и летом. Сейчас же, когда народ Израиля из-за многих грехов наших оставил Тору, и увеличилось число разрушителей и подстрекателей, мы нуждаемся в усиленной поддержке, чтобы противостоять им. Поэтому призываем каждого, кто в состоянии “сидеть в доме Творца” (учиться в бейт мидраше), и умножаем число ешив и колелей, и воспитываем поколение, которое будет непрерывно учиться годы и даже всю жизнь, ибо таково веление времени» (р. Моше Штернбух, Таам вэдаат).

Кабалист раби Йеошуа Шаарабани, ученик Бен Иш Хая, несмотря на слабость и нездоровье, каждый день проделывал долгий путь пешком в ешиву кабалистов и обратно. Не выдержал один из приближённых рава и спросил: «Как это так? Почему рав заставляет себя идти так далеко, в то время как мог бы учиться и молиться близко от дома?»

Ответил р. Йеошуа рассказом:

«Много лет тому назад мой учитель и рав Бен Иш Хай принимал у себя богатого и уважаемого еврея из Индии р. Йосефа Авраама Шалома. Гость советовался с равом относительно создания ешивы в Иерусалиме. Он хотел построить ешиву, но не знал, какое именно место выбрать.

Предложил ему мой учитель построить ешиву напротив Стены Плача, чтобы учили в ней Письменную и Устную Тору, а рядом — еще одну для изучения кабалы, чтобы приблизить избавление.

Согласился гость из Индии, и через несколько лет открылись в Иерусалиме ешива Порат Йосеф и ешива кабалистов Оз вэадар.

“Вот поэтому, — подытожил рав Йеошуа, — я, чего бы это мне ни стоило, стараюсь появляться в ешиве каждый день, ибо посредством изучения кабалы рядом с местом, где располагался Храм, можно приблизить избавление”».

С разрешения издательства «Швут Ами»


Эсав известен своим аморальным поведением и тягой к жестокости, в отличие от Яакова, которого Тора называет человеком прямым, преданным учебе. Эсав продал свое право первородства Яакова за похлебку, и это означало, что он отказывается от той духовной работы, к которой был предназначен. Вместо нее Эдом захотел для себя блага этого мира. Читать дальше

Яаков и Эйсав

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди

Праотец Яаков. Встреча с Эсавом

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?

Недельная глава Толдот

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Иудаизм и Антисемитизм

Рав Александр Айзенштадт

Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.

Для чего Тора упоминает родословие Эсава

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Парашат Захор и ее законы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.

Праотец Яаков. В шатрах мудрецов

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.