Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Недельная глава, Шофтим, Суд, Царь, Смирение, Нахум Пурер
Содержание раздела
Раздел Шофтим, как и предыдущий раздел Реэ, насыщен заповедями. Всего их 41: 14 предписывающих и 27 запрещающих. Вначале Моше повелевает сынам Израилям назначить судей и исполнителей (полицию) в своих городах. Категорически запрещены даже самые мизерные взятки должностным лицам.
Нельзя сажать деревья вблизи Храмового жертвенника, чтобы не подражать идолопоклонникам. Запрещено приносить в жертву животных с пороком. Еврей, подстрекающий других к идолослужению, приговаривается к побиению камнями «по словам двух или трех свидетелей».
В новых условиях, не учтенных Торой, обязательные для всех решения принимает Санхедрин, высший юридический и законодательный орган. В отсутствии Санхедрина (и Храма) постановления выносят раввины, знатоки Торы.
«Когда придешь ты в страну… то из среды братьев своих поставь над собой царя». Во избежание чрезмерного самовозвеличения и отрыва от народа еврейскому царю разрешается иметь лишь ограниченное число жен и личной собственности в соответствие с его высоким положением и государственными нуждами. Царь должен написать особый царский свиток Торы и постоянно держать его при себе.
Коэны и левиты не получают надела в Эрец Исраэль: их материальные нужды обеспечивают другие колена на основе установленной системы выплаты десятин.
Запрещены все виды «неконвенционального» общения с духовным миром: колдовство, гадания, заклинания, спиритизм и т.п. — все это мешает нашей прямой и чистой связи с Творцом. Б-г обещает посылать евреям пророков, выражающих Его волю; Моше объясняет, как отличить истинного пророка от самозванца.
При вступлении в Эрец Исраэль следует выделить города-убежища для людей, совершивших непредумышленное убийство и спасающихся от мести родственников погибшего; но тем, кто намеренно убил человека, такая защита не полагается.
«Не отодвигай межи ближнего своего» — запрещена кража недвижимой собственности. Показания одного свидетеля не принимаются судом; для вынесения приговора требуются показания двух-трех свидетелей. Злонамеренный свидетель, пытавшийся оговорить невинного человека, подвергается такому же наказанию, какое он задумал для своей жертвы.
Прежде чем начать войну, необходимо предложить мир противнику, но если он упорствует, «то перебей всех мужчин его острием меча». Во время осады вражеской крепости нельзя рубить плодовые деревья. Если на ничейной земле найден труп человека, старейшины ближайшего города убивают «телицу», омывают над ней руки и торжественно клянутся, что они не причастны к убийству.
Нелегкая царская доля
Неожиданны требования, предъявляемые к еврейскому царю: «Только пусть не заводит он себе много коней… и пусть не обзаводится он множеством жен, дабы не развращалось сердце его, и пусть не умножает он себе серебра и золота чрезмерно. А когда взойдет он на престол царства своего, пусть напишет себе вторую копию Торы этой… И пусть будет она при нем, и пусть читает он ее все дни жизни своей, чтобы приучился он бояться Б-га…» (гл.17).
Молитва Амида, состоит из девятнадцати благословений. Мы читаем ее стоя и кланяемся четыре раза — два в начале и два в конце. Первосвященнику полагалось кланяться 19 раз — в конце каждого благословения, а царь кланялся в конце и начале каждой брахи — всего 38 раз! По другому мнению, первосвященник кланялся в начале и конце каждой брахи, а царь низко склонялся один раз в начале молитвы и в таком положении читал ее до конца.
Чем выше социальное положение человека, тем смиреннее он должен вести себя перед Б-гом, ибо всеми своими достижениями и приобретениями он обязан только Ему. Не должен думать царь, будто он выше Творца, чтобы не увериться в своем абсолютном всесилии и безнаказанности.
Именно поэтому царю полагается иметь второй свиток Торы, который он держит всегда при себе. Тора постоянно напоминает ему, что он всего лишь слуга Б-га и Его Закона, что он обязан скрупулезно выполнять Закон, не меняя в нем ни буквы.
Еврейский Закон был дан нам Самим Творцом на Синае. Он действует уже тридцать три столетия, успешно выполняя одну из своих главных задач — сохранение еврейского народа. В последнее время в Израиле очень много говорят о необходимости уважения к Закону, о поддержании власти Закона. Но подобные призывы нужны порой лишь для того, чтобы при помощи закона расправиться с политическими противниками или ущемить определенные социальные слои. Когда того требуют интересы правителей, с духом и смыслом закона вовсе не считаются, перекраивая его по своему усмотрению. Какого уважения к Закону можно требовать о граждан, если новый глава правительства с поразительной легкостью манипулирует основным законом, ограничивающим количество министров в правительстве, в угоду своим «товарищам» по партии и коалиции. Зачем нам тогда конституция, готовая «кланяться» любому новому хозяину?
Живая связь времен
Устанавливая механизм преемственности в иудаизме и динамичного и эффективного применения алахи на все времена, Тора пишет: «И приди к коэнам, левитам и к судье, который будет в те дни (т.е. в каждом поколении), и расспроси, и скажут они тебе, каков закон» (17:9).
Раби Йеуда а-Наси не переносил запаха чеснока. Об этой слабости великого мудреца, составителя Мишны, знали все его ученики. Однажды он сделал паузу во время занятий и строго сказал: «Тот, кто ел чеснок, пусть выйдет из комнаты». Вышли сразу несколько человек, включая раби Хию. На следующий день раби Шимон (сын раби Йеуды) упрекнул раби Хию в бестактности: «Зачем вы ели чеснок перед уроком? Вы же знаете, что моей отец не может терпеть чесночный запах?»
«А я и не ел чеснока, — ответил раби Хия. — Я встал и вышел, чтобы избавить от смущения человека, действительно евшего чеснок, чтобы никто из присутствующих не догадался, кто именно вызвал раздражение нашего учителя».
Откуда рав Хия научился беречь чувства и достоинство других людей? Талмуд сообщает, что раби Хия перенял эту самоотверженную тактичность у раби Меира, поступавшего так же в подобных случаях. Но кто научил этому раби Меира? Шмуэль а-Катан. А Шмуэль? У кого он научился деликатности? — У Шании из книги Эзры. Шания, в свою очередь, перенял эту привычку у Йеошуа бин Нуна, а тот — у самого Моше-рабейну.
Почему мудрецы Талмуда сообщают нам все эти подробности? Почему сразу не скажут: «Раби Хия учился беречь достоинство ближнего на примере благородного поведения Моше-рабейну»?
Мы продолжаем сегодня непрерывную цепь поколений. Эта цепь уходит в глубину веков и заканчивается у горы Синай, где Моше, величайший пророк и законоучитель, стоял «лицом к лицу» с Самим Творцом, получая от него Тору.
Но каждый из нас связан с этим уникальным моментом истории не через Моше, а благодаря личному контакту с еврейскими мудрецами нынешнего поколения. В нашей цепи преемственности нет «пропущенных звеньев». У каждого ребе был свой ребе. Поэтому, чтобы найти ответы на животрепещущие вопросы, мы должны обращаться, в первую очередь, к соседнему звену — к знатоку Торы, который нам ближе, которому мы доверяем.
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.