Гаон раби Йоси Габай зацаль из Марокко писал несколько лет назад в своей книге «Бигдей шеш»: «Мишна говорит: таков путь Торы — кусок хлеба с солью ешь, простую воду пей… и трудись над Торой». Почему? Потому что человек должен решить, кто он, какова его цель, на чем ставить ударение. Если на прибылях — это одна дорога. А если будет освящать духовное начало и Тору — это другая дорога. И невозможно ухватить веревку с двух концов. Поэтому один из способов обрести Тору — «довольствоваться малым». Не истощение и муки, но ограничить удовольствия этого мира ради достижения короны Торы.
Об этом написано «судей и смотрителей поставь себе». Как можно стать судьей, даяном, великим в Торе? Поставить себе «смотрителя», чтобы все удовольствия были «во всех твоих вратах» — в нужной мере, в нужном месте и в нужное время, чтобы не выходили за рамки.
В жизни рабейну Ибн Эзра были разные периоды. Однажды просияло солнце удачи, а в другой раз скатился его мазаль. Когда он был богат, соперничали все, у кого остановится этот богач и мудрец. А потом обеднел, и исполнилось сказанное: «Позорят мудрость несчастного, и не слушают его слов» (Коэлет 9:16). Не было хлеба, негде голову преклонить. И он в бедной поношенной одежде постучался в дверь дома, где жил богач, который прежде зазывал его в гости, чтобы остановиться у него на шабат. Богач посмотрел на его одежду и велел слуге дать ему место в углу в коридоре как прокаженному или бродяге. Чтобы не портил аппетита и не лишал радости семью богача при виде его одежды, хотя всего за столом у него были он, жена и единственная дочь.
Сидел рав Авраам в своем углу, а в сердце гнев и осуждение, ведь прежде этот богач дружил с ним и наслаждался его мудростью. А теперь, когда одежда у меня рваная, отдалился от меня. Видимо, не ценит личности и мудрости, для него важна только внешность, деньги и одежда, так проучу его, чтобы не гнался за внешним.
Когда кончился шабат, он подошел к богачу поблагодарить за гостеприимство, в конце концов, утолил же он его голод, и говорит:
— Вижу, твоя дочь вполне расцвела.
— Верно, — ответил богач, — нет ей подобной!
— Согласно присловью, — напомнил раби, — если прекрасна как луна, надо освятить луну…
— Так и есть, многие хотят сделать с ней Кидушин (на ней жениться), но пока не могу найти подходящий шидух.
— А что такое подходящий шидух? — поинтересовался раби Авраам.
— Единство неба и земли, духа и материального, — воспламенился богач, — чтобы жених был умный, понимающий и великий в Торе. Я готов его кормить со своего стола, пока не станет большим учителем и светочем Израиля. И чтобы при этом был красивый. Высокий, здоровый и приятный.
— Кажется, я знаю, кого ты ищешь, — сказал раби Авраам.
— Приведи его ко мне, и щедро заплачу тебе.
Вышел раби Авраам за город, нашел еврейского парня, который ради заработка рубил камень в каменоломне, и сказал ему:
— Трудная работа.
— Очень трудная.
— Не хочешь ли несколько дней отдохнуть?
— Но мне нужны деньги для еды.
— Если послушаешь меня, отдохнешь несколько дней и поешь всяких яств.
— Слушаю тебя, — сказал парень.
— Иди домой, помойся, надень субботнюю одежду и возвращайся. Но при одном условии: ты не открываешь рта и не произносишь ни слова.
И тот это принял.
Привел он его к богачу и сказал:
— Вот он перед тобой. Снаружи ты его видишь.
И богач увидел, что парень высокий, стройный, красивый и пышет здоровьем.
— А что касается изучения Торы, то нет слов. Но сейчас он соблюдает таанит дибур (пост воздержания от разговоров). Счастлив ты, что выбрал меня для этой цели.
— А как я проверю его, — спросил богач.
— Принесите мне вопросы, а я дам ему, чтобы ответил. Только прошу, приготовь для него комнату с кроватью и столом, стулом и лампой, и много книг.
Богач не замедлил все это сделать. Юноша закрыл комнату, лег на удобное ложе и вставал только, чтобы поесть. Богач созвал мудрецов города, но им не разрешили войти в комнату странствующего гаона. Раби Авраам вышел к ним выслушал их трудные вопросы, вошел в комнату и сразу вышел, а в устах его ответы красивые, логичные и глубокие.
Богач познакомил дочь с молодым человеком, и тот привлек ее сердце красотой и скромностью, потому что парень был действительной хороший, с хорошими качествами, хотя был беден деньгами и Торой.
Обрадовался богач и назначил время помолвки. Созвал больших людей города, мудрецов и ученых. Тогда в первый и последний раз парень вышел на публику. Рав города сел по правую руку от него, даян слева, учащиеся по сторонам, а между ними остальные гости. Рав произнес перед ним свой хидуш, а парень молчит, как обещал. Даян задал вопрос, он ответил молчанием. Но заставили его отвечать, и выяснилось, что не понял и полслова. Началась паника.
— Зачем ты обманул меня? — спросил опозоренный богач.
— Я? — спросил парень. — Я и слова не говорил!
— Это все ты, — обратился богач к раву Аврааму, — все из-за тебя.
— Ты ошибаешься, — ответил он. — Все из-за тебя! Когда я был в красивой одежде, ты приблизил меня и наслаждался моей мудростью. А когда обветшала одежду, отдалил меня как прокаженного. Отдалился от моей мудрости. Если тебя интересует внешность, только вид, тебе лучше его не найти: строен как дуб и нежен как цветок!
— Прощу прощения, — сказал богач. Но что мне теперь делать? Такой позор!
— Ничего не случилось, — успокоил его раби Авраам. — Празднуй помолвку в радости, а я научу юношу, так что станет замечательным талмид хахамом. Так и вышло (אבותינו ספרו לנו, אוצר המעשיות)
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.