Гаон раби Йоси Габай зацаль из Марокко писал несколько лет назад в своей книге «Бигдей шеш»: «Мишна говорит: таков путь Торы — кусок хлеба с солью ешь, простую воду пей… и трудись над Торой». Почему? Потому что человек должен решить, кто он, какова его цель, на чем ставить ударение. Если на прибылях — это одна дорога. А если будет освящать духовное начало и Тору — это другая дорога. И невозможно ухватить веревку с двух концов. Поэтому один из способов обрести Тору — «довольствоваться малым». Не истощение и муки, но ограничить удовольствия этого мира ради достижения короны Торы.
Об этом написано «судей и смотрителей поставь себе». Как можно стать судьей, даяном, великим в Торе? Поставить себе «смотрителя», чтобы все удовольствия были «во всех твоих вратах» — в нужной мере, в нужном месте и в нужное время, чтобы не выходили за рамки.
В жизни рабейну Ибн Эзра были разные периоды. Однажды просияло солнце удачи, а в другой раз скатился его мазаль. Когда он был богат, соперничали все, у кого остановится этот богач и мудрец. А потом обеднел, и исполнилось сказанное: «Позорят мудрость несчастного, и не слушают его слов» (Коэлет 9:16). Не было хлеба, негде голову преклонить. И он в бедной поношенной одежде постучался в дверь дома, где жил богач, который прежде зазывал его в гости, чтобы остановиться у него на шабат. Богач посмотрел на его одежду и велел слуге дать ему место в углу в коридоре как прокаженному или бродяге. Чтобы не портил аппетита и не лишал радости семью богача при виде его одежды, хотя всего за столом у него были он, жена и единственная дочь.
Сидел рав Авраам в своем углу, а в сердце гнев и осуждение, ведь прежде этот богач дружил с ним и наслаждался его мудростью. А теперь, когда одежда у меня рваная, отдалился от меня. Видимо, не ценит личности и мудрости, для него важна только внешность, деньги и одежда, так проучу его, чтобы не гнался за внешним.
Когда кончился шабат, он подошел к богачу поблагодарить за гостеприимство, в конце концов, утолил же он его голод, и говорит:
— Вижу, твоя дочь вполне расцвела.
— Верно, — ответил богач, — нет ей подобной!
— Согласно присловью, — напомнил раби, — если прекрасна как луна, надо освятить луну…
— Так и есть, многие хотят сделать с ней Кидушин (на ней жениться), но пока не могу найти подходящий шидух.
— А что такое подходящий шидух? — поинтересовался раби Авраам.
— Единство неба и земли, духа и материального, — воспламенился богач, — чтобы жених был умный, понимающий и великий в Торе. Я готов его кормить со своего стола, пока не станет большим учителем и светочем Израиля. И чтобы при этом был красивый. Высокий, здоровый и приятный.
— Кажется, я знаю, кого ты ищешь, — сказал раби Авраам.
— Приведи его ко мне, и щедро заплачу тебе.
Вышел раби Авраам за город, нашел еврейского парня, который ради заработка рубил камень в каменоломне, и сказал ему:
— Трудная работа.
— Очень трудная.
— Не хочешь ли несколько дней отдохнуть?
— Но мне нужны деньги для еды.
— Если послушаешь меня, отдохнешь несколько дней и поешь всяких яств.
— Слушаю тебя, — сказал парень.
— Иди домой, помойся, надень субботнюю одежду и возвращайся. Но при одном условии: ты не открываешь рта и не произносишь ни слова.
И тот это принял.
Привел он его к богачу и сказал:
— Вот он перед тобой. Снаружи ты его видишь.
И богач увидел, что парень высокий, стройный, красивый и пышет здоровьем.
— А что касается изучения Торы, то нет слов. Но сейчас он соблюдает таанит дибур (пост воздержания от разговоров). Счастлив ты, что выбрал меня для этой цели.
— А как я проверю его, — спросил богач.
— Принесите мне вопросы, а я дам ему, чтобы ответил. Только прошу, приготовь для него комнату с кроватью и столом, стулом и лампой, и много книг.
Богач не замедлил все это сделать. Юноша закрыл комнату, лег на удобное ложе и вставал только, чтобы поесть. Богач созвал мудрецов города, но им не разрешили войти в комнату странствующего гаона. Раби Авраам вышел к ним выслушал их трудные вопросы, вошел в комнату и сразу вышел, а в устах его ответы красивые, логичные и глубокие.
Богач познакомил дочь с молодым человеком, и тот привлек ее сердце красотой и скромностью, потому что парень был действительной хороший, с хорошими качествами, хотя был беден деньгами и Торой.
Обрадовался богач и назначил время помолвки. Созвал больших людей города, мудрецов и ученых. Тогда в первый и последний раз парень вышел на публику. Рав города сел по правую руку от него, даян слева, учащиеся по сторонам, а между ними остальные гости. Рав произнес перед ним свой хидуш, а парень молчит, как обещал. Даян задал вопрос, он ответил молчанием. Но заставили его отвечать, и выяснилось, что не понял и полслова. Началась паника.
— Зачем ты обманул меня? — спросил опозоренный богач.
— Я? — спросил парень. — Я и слова не говорил!
— Это все ты, — обратился богач к раву Аврааму, — все из-за тебя.
— Ты ошибаешься, — ответил он. — Все из-за тебя! Когда я был в красивой одежде, ты приблизил меня и наслаждался моей мудростью. А когда обветшала одежду, отдалил меня как прокаженного. Отдалился от моей мудрости. Если тебя интересует внешность, только вид, тебе лучше его не найти: строен как дуб и нежен как цветок!
— Прощу прощения, — сказал богач. Но что мне теперь делать? Такой позор!
— Ничего не случилось, — успокоил его раби Авраам. — Празднуй помолвку в радости, а я научу юношу, так что станет замечательным талмид хахамом. Так и вышло (אבותינו ספרו לנו, אוצר המעשיות)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский