Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Недельная глава, Ки теце, Первенец, Помощь, Нахум Пурер
Содержание раздела
В этом разделе 74 заповеди: 27 предписывающих и 47 запрещающих.
Моше описывает единственный допустимый способ женитьбы на чужеземной женщине, плененной во время войны. За сыном-первенцем сохраняется право на двойную долю из отцовского наследства, даже если он родился от «нелюбимой» жены. «Буйного и непокорного сына», который неизбежно превратится в законченного негодяя и преступника, приговаривают к смерти через побиение камнями. Тело повешенного человека нельзя оставлять на виселице до следующего дня, ибо тело — обитель святой души.
Любую находку полагается вернуть владельцу, для розыска которого следует приложить все усилия. Мужчинам запрещено носить женскую одежду, а женщинам — мужскую. Если обнаружишь на дороге птичье гнездо, прежде чем взять птенцов или яйца, необходимо вначале отпустить наседку. Крыши еврейских домов должны иметь ограждения (Устная Тора расширительно толкует эту мицву: необходимо убрать из своих владений все, что может представлять опасность).
Нельзя засевать поле семенами разных растений, пахать вместе на быке и осле, носить ткани из комбинации шерсти и льна. Четырехугольная одежда должна иметь на углах плетеные кисти нитей — цицит.
Детально приведены законы, касающиеся запретных отношений между полами. Отправляясь на войну, евреи должны соблюдать в своем стане правила ритуальной чистоты. Если раб сбежит от хозяина, нельзя насильно возвращать его. Проституция строго запрещена в равной мере для женщин и мужчин. Когда ссужаешь деньги еврею, нельзя брать с него проценты. Обетов и клятв следует, по возможности, избегать. Работник может есть плоды во время уборки урожая, но ему нельзя брать их домой. Устанавливаются правила развода и повторного брака.
В первый год после свадьбы молодой муж освобождается от воинской службы и остается дома, чтобы радовать жену и укрепить супружеские отношения. В качестве залога за ссуду нельзя брать орудия труда, чтобы не лишать должника средств к существованию. Наказание за похищение людей — смертная казнь. Запрещено удалять с тела признаки цараат.
Даже в случае просрочки займа кредитор обязан вернуть должнику его залог до вечера, если тот нуждается в этом предмете. Нельзя задерживать оплату наемного работника. Запрещено наказывать человека за преступление, совершенное его родственником. Особая защита предоставляется прозелитам и вдовам ввиду их социальной уязвимости. Надлежит оставлять беднякам неубранную часть урожая. Суд может приговорить осужденного к телесному наказанию (но не более 39 ударов).
«Не заграждай рта быку, когда он молотит». На человека, потерявшего брата, возложена мицва жениться на вдове покойного, если тот не оставил детей. Меры и гири должны быть правильными; ими надо честно пользоваться. Раздел завершается описанием коварного нападения амалекитян на евреев сразу после Исхода из Египта и заповедью «стереть память об Амалеке».
Истинный первенец
Вчитайтесь в ту часть раздела, где говорится об имущественных правах сына-первенца от нелюбимой жены: «Если будут у человека две жены, одна любимая, а другая нелюбимая, и родят они ему сыновей, любимая и нелюбимая, а первенец будет у нелюбимой, то в день, когда будет он оставлять сыновьям то, что есть у него, не может он предпочесть сына любимой сыну нелюбимой, первенцу. Но первенцем должен признать он сына нелюбимой, чтобы дать ему вдвое больше из всего, что у него есть, ибо он — начало сил его, за ним право первородства» (21:15-17).
Казалось бы, все ясно. Но Виленский Гаон указывает сразу несколько противоречий в тексте:
1) Тора пишет вначале, что сыновей родили обе жены, причем первой упоминается любимая жена, из чего можно предположить, что ее сын и был первенцем. Но затем сказано, что первенец родился у нелюбимой.
2) Почему проблема наследования вообще затрагивается здесь? Не перестраховалась ли Тора, решив, что евреи будут произвольно перебрасывать право первородства от одного сына к другому?
3) Откуда вообще взялась «нелюбимая», точнее «ненавистная» (снуа) жена? Ведь Тора категорически запрещает евреям ненавидеть друг друга. И если муж ненавидит жену, то зачем живет с ней? В конце концов, с кем мы имеем дело с алахической точки зрения — с преступником?
4) Почему Тора добавляет в конце: «ибо он — начало сил его»? К чему такое объяснение, звучащее, как оправдание (тем более, что Тора крайне редко комментирует и объясняет нам мицвот)?
На самом деле, заключает Виленский Гаон, перед нами не общая, а специфическая ситуация, в которой находятся ответы на все поставленные вопросы. Некий еврей — назовем его Реувеном — женился на женщине, которую почти тотчас возненавидел, и через две-три недели после свадьбы развелся с ней. Он тут же заключил другой брак, и его вторая жена, на этот раз любимая, родила ему сына после семи месяцев беременности. А месяца через полтора на свет появился его сын от первой жены — вполне доношенный.
Теперь мы можем подумать, что именно тот, кто родился вначале — семимесячный ребенок от второй жены, должен получить право первородства со всеми вытекающими из него наследственными привилегиями. Однако Тора сообщает, что первенцем должен считаться девятимесячный сын от первой, ненавистной и разведенной жены. Но почему? Потому что «он — начало сил его» (решит оно): сын нелюбимой был зачат первым.
Помогай тому, кто помогает себе
«Если увидишь ты осла брата твоего или быка его, упавших на дороге, не проходи мимо: подними их вместе с ним»(22:4). В этой заповеди речь идет не только о самом животном, но и об упавшем с него грузе, а также о животном, упавшем вместе с грузом. Обратите внимание на важное уточнение — «вместе с ним». Мудрецы поясняют: если вы подходите к упавшему ослу или быку, и его хозяин говорит вам: «Тебе заповедано поднять мое животное. Действуй, а я немного отдохну в тени», — ваше право отказать ему в помощи.
Эта концепция не ограничивается помощью еврею, у которого упало вьючное животное (то, что речь идет об отношениях между евреями, видно из слова «брат»). Далее в разделе мы читаем: «Когда выйдешь ты станом против врагов твоих…» (23:10). Этот эпизод завершается словами: «Ибо Б-г ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и низлагать врагов твоих». Всевышний обеспечивает нам победу, но чтобы получить право на нее, мы должны подготовиться к войне и «выйти станом против врагов». Если же мы будем сидеть, сложа руки, ожидая сверхъестественного вмешательства в ход событий, нас ждет неминуемое разочарование, как и владельца упавшего осла, который хочет решить свою проблему за счет других.
Хафец Хаим распространяет концепцию самопомощи и на духовную сферу. Б-г всегда готов помочь человеку, но при условии, что тот сам предпринимает необходимые действия. Например, религиозный еврей ежедневно просит Всевышнего в молитве: «Просвети нас словами Твоей Торы». Но если, закончив молитву, он сразу убегает из синагоги по своим делам, вместо того, чтобы сесть, открыть Мишну или Гемару и почитать святую книгу хотя бы несколько минут, то как он может рассчитывать на осуществление своей просьбы?
Хафец Хаим приводит в качестве иллюстрации такую ситуацию. Один человек просит друга одолжить ему денег. Друг охотно соглашается и назначает ему время и место для встречи. Но получатель ссуды не является на встречу без всякой уважительной причины, потом снова звонит, извиняется, просит денег, и снова не приходит — проще говоря, морочит голову. Ссуду он, конечно, не получит. Друг будет сердиться на него, что зря потратил время и остался в дураках. Отношения испорчены.
Так и Всевышний. Если мы изо дня в день о чем-то просим Его: о здоровье, удаче в делах, а сами не прилагаем никаких усилий и не берем на себя никаких обязательств, можно представить, как Он «сердится» на нас. Упавший осел так и останется лежать на дороге.
печатается с разрешения «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего