Из цикла «Томер Двора, Кабала и этика», темы: Каббала, Раби Моше Кордоверо, Гнев, Томер Двора, Качества Творца, Любовь к ближнему
3. «И убирающий преступления»
Это великое качество, ведь когда Б-г прощает грешника, он не делает это не через посланника. Творец Сам прощает грех, как написано: «Ибо у Тебя прощение» (Теилим 130:4). А в чем заключается это прощение? Всевышний смывает грех, как написано (Йешайя 4:4): «если смыл Г-сподь испражнения дочерей Циона», и также написано (Йехезкель 36:25): «И Я обрызгаю вас чистой водой…». Таким образом, «убирающий преступления» означает, что Всевышний посылает воды очищения и стирает грех.
Именно так должен поступать человек. Он не должен говорить: «почему это я должен исправлять то, что другой нагрешил или испортил» — ведь Всевышний Сам, не посредством посланника, исправляет его кривду и смывает мерзость его греха. И поэтому человек должен стыдиться возвращаться к греху — ведь Царь вынужден собственноручно стирать грязь с одежд грешника.
4. «Остатку Его наследия»
Всевышний поступает с Израилем так: он говорит: «Что я могу сделать с Израилем, ведь они мои кровные родственники». Община Израиля называется как бы супругой Всевышнего, и Он называет ее «Моя дочь, Моя сестра, Моя мать» (Шир Аширим Раба 9). И сказано (Теилим 148:14): «Израиль, народ близкий к Нему» — у Израиля есть как бы родственная связь с Творцом, они Его сыновья.
И это одно из значений слов «остатку (шеэрит) Его наследия», לשארית נחלתו, от слова шеэр басар (שאר בשר), кровная родственная связь. В конце концов, Израиль — наследие Всевышнего, и Он говорит: «если Я накажу их, то боль будет на Мне», как написано (Йешайя 63:9): «Во всех их бедах Ему беда». Стих написан через букву алеф, לא צר, (хотя читается через вав לו צר), что указывает на то, что боль Израиля достигает высшей сфиры Кетер (алеф указывает на Кетер — прим.пер), а тем более до сфирот Тиферет и Малхут, через которые происходит основная часть управления миром. И написано (Шофтим 10:16): «И не терпела душа Его мучения Израиля», поскольку Он не может терпеть, когда Израиль страдает и унижен, так как они — остаток (шеэрит) Его наследия.
Таким же образом человек должен относиться к своему ближнему, ведь все евреи — кровные родственники. Все их души соединены вместе, и в каждом человеке есть духовные части других. Именно поэтому «не может сравниться один человек, исполняющий заповедь, с многими, кто исполняет заповедь», — поскольку они все связаны один с другим [и дополняют один другого]. Поэтому мудрецы говорили о том, кто приходит в синагогу в числе десяти первых, что он получает награду как сто человек, приходящих после него. (Десять человек, миньян — необходимый кворум для общественной молитвы — прим.пер.) «Как сто» можно понимать буквально, ведь души каждого из первых десяти включают в себя одна другую, поэтому десять раз по десять — получается сто, и каждый из первых десяти состоит из ста [частей душ]. Получается, что даже если после него придут сто человек, он получит награду как сто.
И именно по этой причине Мудрецы сказали, что «все евреи ответственны друг за друга» (буквально — «гаранты», ערבים; другое значение этого корня ערב — «перемешать» — прим. пер.), ведь в каждом есть часть от другого, и когда один грешит, он причиняет ущерб своей душе и части души другого еврея, которая находится в нем. Выходит, что со стороны этой [общей] части другой еврей является ответственным за него.
Таким образом, все евреи — близкие родственники [в духовном смысле], и поэтому человек должен желать ближнему добра, радоваться его удачам и заботиться о его почете и репутации как о своей, ведь они — единое целое. И поэтому нам была дана заповедь «люби ближнего своего, как самого себя» (Ваикра 19:18). И следует желать благополучия ближнего, никогда не вести порочащие его речи и не желать ему зла. Подобно тому, как Всевышний не желает нашего позора или страданий, поскольку мы — Его родственники, так же не следует желать бесчестья, страданий или падения ближнего. Наоборот, человек должен болеть за товарища так, как будто он сам находится на его месте, и радоваться его успехам как своим.
5. «Не держит гнев навеки»
Это качество отличается от вышеперечисленных. Даже если человек продолжает грешить, Творец не держит гнев, а даже если гневается, то не навеки. Он успокаивает Свой гнев, даже когда человек не раскаивается, — как произошло во время царствования Йеровама бен Невата (Млахим 2, 14), когда Всевышний восстановил границы Земли Израиля, в то время как евреи служили идолам. Творец пожалел их, несмотря на то, что они не раскаялись. Почему? Ради этого качества — не держать гнев навеки. Наоборот, Всевышний ослабляет гнев и, хотя грех все еще продолжает существовать, не наказывает людей, а жалеет их и ждет их раскаяния, как сказано (Теилим 103:9): «Не навеки будет Он гневаться и не вечно негодовать». Он проявляет мягкость и твердость, в зависимости от того, что нужно для блага Израиля.
Этим качеством следует руководствоваться по отношению к ближнему. Даже если человек имеет право жестко наказывать ближнего или своих детей, он не должен умножать кару и долго гневаться, а успокоить гнев и не держать его навеки, даже в ситуации, когда он имеет право гневаться.
В Торе (Шмот 23:5) сказано: «Если увидишь осла твоего ненавистника лежит под своей ношей, разве ты оставишь его без помощи? Непременно разгрузи вместе с ним». Мудрецы Талмуда (Псахим 113) объясняют, что речь идет о человеке, увидевшем, что другой еврей совершил преступление, но он — единственный свидетель и поэтому не может обратиться в суд, и ненавидит другого за это преступление (иначе он не имел бы права его ненавидеть, как сказано: «не ненавидь твоего ближнего в своем сердце» — прим. пер.) И тем не менее, Тора сказала «непременно разгрузи (עזוב)», что можно понимать и как «оставь (עזוב) свой гнев» и приблизь его к Торе с помощью любви, — может быть этот путь будет успешным. И это как раз проявление обсуждаемого нами качества — «не держать гнев навеки».
6. Ибо он желает добра
Мы уже объяснили в другом месте (Пардес Римоним, Шаар Аэйхалот, ч. 5), что в определенном духовном чертоге есть ангелы, задача которых — принимать добрые дела, которые человек делает в этом мире. И когда Качество суда обвиняет Израиль, эти ангелы немедленно показывают это добро, и Всевышний милует Израиль, поскольку Он желает добра. Несмотря на то, что евреи виновны, — если они воздают добро один другому, Творец милует их.
Во время разрушения Храма Творец сказал ангелу Гавриэлю, «Войди меж колесами над керувом, и наполни пригоршни твои углями, горящими меж керувами, и брось на этот город» (Йехезкель 10:2). Ведь Гавриэль — ангел суда и строгости, и Всевышний дал ему разрешение получать силы Суда от огня жертвенника, который «меж колесами, над керувом» (речь идет о качестве Суда сфиры Малхут). И качество Суда усилилось настолько, что могло истребить все, стереть память об Израиле, поскольку они были достойны уничтожения. Но пророк продолжает: «И увидел, у керувов форма человеческой руки под их крыльями» — это означает, что Всевышний сказал Гавриэлю: «Они творят добро один с другим, и хотя они виновны, они будут спасены и часть их останется в живых». И причина — в этом качестве, «ибо Он желает добра», то есть — добра, которое евреи делают друг другу, и Всевышний вспоминает им эти добрые дела, несмотря на то, что в остальном они недостойны.
Человек тоже должен вести себя в соответствии с этим качеством. Даже если он видит, что кто-то другой причиняет ему зло и этим гневает его, если в этом человеке есть хорошая сторона — например, он делает людям добро, или обладает другим положительным качеством, этого должно быть достаточно, чтобы успокоить гнев и поменять отношение к нему в лучшую сторону. Нужно сказать: «Достаточно уже, что в нем есть это хорошее качество». И тем более, что нужно относиться так к собственной жене, как сказали мудрецы: «Достаточно, что они выращивают наших детей и спасают нас от греха». Подобным же образом нужно думать о всех людях: «Достаточно уже, что он сделал мне или кому-то другому такое-то доброе дело, или что он обладает таким-то положительным качеством». И таким образом человек будет «желающим добра».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»