Из цикла «Путеводитель по кашруту», темы: Окунание посуды, Кашрут, Кухня, Еда, Моше Пантелят, Кашерование посуды, Посуда
Соблюдение законов Торы не заканчивается покупкой кашерных продуктов. Последние можно варить и готовить исключительно в кашерной посуде. Что это значит и чем это продиктовано?
Читаем в Торе (Бемидбар 31:21—23): «И сказал священник Элазар воинам, ходившим на войну: вот закон Торы, который Г-сподь заповедал Моше: только золото и серебро, медь, железо, олово и свинец, — все, что проходит через огонь, проведите через огонь, и (оно) очистится, но и очистительной водой пусть очистится; все, что не проходит через огонь, проведите через воду».
Эти слова были сказаны воинам, участвовавшим в войне против страны Мидьян и захватившим в числе прочих трофеев так же и посуду. Элазар предупредил их, что пользоваться захваченной посудой можно только после того, как из ее стенок выведут впитавшийся в них вкус запрещенной для евреев пищи, которую ели мидьяниты. В основе слов Элазара лежит принцип, который можно сформулировать так: вкус недозволенной пищи запрещен Торой иногда не менее строго, чем сама эта пища. Оказывается, посуда впитывает вкус пищи, которая варится или жарится в ней, а затем выделяет его, добавляя ко вкусу новой еды. Другими словами, если мы варим кашерные продукты в кастрюле, в которой раньше варилась запрещенная пища, то вкус этой запрещенной пищи, выделяясь, делает запрещенными наши кашерные продукты, на которых стояли самые строгие печати. Поэтому необходимо каким-то образом вывести оставшийся вкус из стенок сосуда. Такой процесс называется кашерованием посуды.
Здесь надо сделать одно замечание. По закону Торы вкус некашерной пищи, который передается от посуды, делает продукты запретными только в том случае, если он их не портит. С другой стороны, любая хозяйка знает, что впитавшийся в стенки сосуда вкус только что сваренной и извлеченной из сосуда еды со временем теряет все свои «аппетитные» качества. По Талмуду «порча вкуса» происходит за 24 часа его пребывания в стенках сосуда. Выделяясь затем во вновь приготавливаемую пищу, такой «испорченный» вкус может быть все еще заметным. И, хотя вред от такого вкуса мало ощутим, по Торе вполне достаточно самой легкой испорченности, чтобы устранить запрет, возникающий из-за передачи вкуса.
Что касается некашерной пищи, то, даже будучи совсем несвежей, она остается запрещенной до тех пор, пока не станет полностью несъедобной для человека. Как видим, запрет на вкус запрещенной пищи менее строг, чем на саму пищу.
Итак, если мы сварили картошку в кастрюле, в которой больше чем за сутки до этого была сварена, извините за выражение, свинина, то, по закону Торы, картошку есть можно. Иными словами, использование такой кастрюли не приводит к запрету, поскольку она сообщит нашей картошке привкус несколько неприятного характера, независимо от нашего отношения к свинине.
Но, кроме запретов Торы, евреи соблюдают еще и постановления своих мудрецов, которые их установили как раз для того, чтобы мы даже не приближались к запретам Торы (запреты мудрецов так и называются — «ограда закона»). В нашем случае мудрецы строго-настрого запретили использовать посуду, содержащую запрещенный вкус, даже если в этой посуде больше суток ничего не варилось. Почему они так сделали? Если разрешить пользоваться такой посудой, то надо обязать всех людей строго следить за своей посудой и помнить — когда, в какой час, что и как в ней варилось. Чтобы избежать путаницы и лишних осложнений, была запрещена всякого рода посуда, в которой хоть когда-нибудь варилось хоть что-то запрещенное. Итак, нам запрещено пользоваться любой необработанной посудой, впитавшей вкус некашерной пищи даже много дней назад. Остается единственный выход — обработать такую посуду, откашеровать ее, удалив запрещенный вкус способами, о которых речь пойдет ниже.
Введем два новых понятия:
О Лехатхила (точного перевода на русский язык нет, хотя ближе всего по смыслу стоит слово «изначально»): имеется ввиду способ исполнения заповеди тем образом, как она заповедана для исполнения.
О Бэдиавад («постфактум»): в этом случае заповедь исполнена не совсем в том виде, как она заповедана, но вполне допустимым способом. Лучше бы, конечно, так не поступать с самого начала, но теперь исправлять что-либо нет необходимости.
Так вот, указанный запрет на использование посуды «с застарелым вкусом некашерности» мудрецы ввели только лехатхила, но «постфактум» закон Торы остался незыблемым. Получается, что, если у нас есть кастрюля, в которой несколько дней тому назад сварили запрещенную пищу, нельзя готовить в ней кашерные продукты, не откашеровав ее, но постфактум, если они по ошибке уже сварены, поскольку с момента «запрещенной варки» прошло более 24 часов, приготовленная нами пища разрешена. Впрочем, если кастрюля была не чистой, то не спасают даже 24 часа. Сваренную пищу можно есть именно потому, что «постфактум» мудрецы оставили закон Торы незыблемым (исключение составляет острая пища — см. ниже, ч.7).
Каким образом кашеруется посуда? В процитированном выше отрывке Торы содержится основной принцип: впитавшийся вкус выводится из стенок посуды в соответствии со способом использования. Другими словами, посуду, предназначенную для приготовления пищи на огне, следует прокалить, а посуду, в которой продукты варят в кипящей воде, следует прокипятить. Как говорится, «клин вышибают клином». Итак, у нас есть два основных способа кашерования: прокаливание на огне и кипячение в воде.
На практике к кашерованию посуды мы прибегаем в одном из двух случаев:
Начнем со второго случая, поскольку, приступая к правильному соблюдению законов кашрута, нужно, прежде всего, откашеровать всю кухню, которой прежде пользовались без учета требований алахи. Практические указания тут многочисленны и сложны, поэтому следует обратиться к сведущему человеку, который согласится нам помочь в этом нелегком деле. Здесь же объясним вкратце и самыми общими словами, что произойдет, когда такой сведущий человек придет в наш дом.
Прежде всего, он попросит подготовить кухню к кашерованию. Это означает, что следует вымыть и тщательно вычистить всю посуду, предназначенную для кашерования. Дело в том, что второй способ кашерования — кипячение — помогает освободиться от вкуса запрещенной пищи, проникшего в стенки посуды, но он бессилен против самой запрещенной пищи, оставшейся на стенках. Поэтому вычистить надо все детали каждой посуды, включая ручки и крышки кастрюль. Требуется также удалить, насколько возможно, ржавчину и сажу (имеется в виду ржавчина, ощутимая на ощупь, но там, где осталось лишь бурое или черное пятно от ржавчины, скоблить его «до победного» не надо). Важно не забыть вычистить так же и духовку (используя известные домохозяйкам моющие средства).
Чисто отдраив посуду, ее следует отставить в сторону и проследить, чтобы не меньше 24 часов она ни в коем случае не контактировала с горячей пищей. Имейте в виду, что не всякая посуда может быть откашерована, а поэтому будьте морально готовы к некоторым изменениям на своей кухне, ибо возможны как утраты (в виде, например, прощания с любимой фаянсовой соусницей, подаренной на свадьбу), так и расходы на новую посуду.
В назначенный день кашерования вас выставят из кухни, установят на газовой плите большой чан, в котором вскипятят воду, и будут опускать в нее ваши ложки, вилки, ножи и кастрюли; другие вещи будут обливать крутым кипятком, третьи прокаливать на огне или паяльной лампой.
После того как «кухонный погром» закончится, вам разрешат вернуться в перевернутую кухню, чтобы вы решили, какая посуда отныне будет использоваться исключительно для приготовления мясных блюд, а какая — для молочных (подробно см. ч. 4).
Не исключено, что посуды для такого разделения не хватит и придется докупить новую. В таком случае важно помнить, что при покупке алюминиевой и тефлоновой посуды принято кашеровать их перед первым употреблением. Дело в том, что при их изготовлении на фабрике в момент шлифовки могут использовать запрещенные в пищу животные жиры. На практике вы сделаете это одним из двух способов:
Способ первый. Если купленная вами посуда имеет небольшие размеры и у вас есть большой чан, кашерование не вызовет значительных проблем:
Способ второй. Если купленная вами новая алюминиевая или тефлоновая посуда настолько большая, что не помещается в ваш чан, действуйте следующим образом:
Наконец наша кухня откашерована по всем требованиям алахи. Если отныне в ней случатся какие-либо «аварии», как то будут готовиться по ошибке некашерные продукты, молоко вдруг будет вскипячено в мясной кастрюле и т.д., — придется устранять их последствия при помощи кашерования. Принцип, действующий здесь, нам уже известен: выведение запрещенного вкуса должно происходить тем же путем, каким этот вкус попал в посуду. О конкретной реализации этого принципа на практике необходимо проконсультироваться у авторитетного раввина, который объяснит все детали.
Если вы думаете, что с кашерованием посуды вся «кухонная проблема» решена, то вас ждет приятный сюрприз — вы ошибаетесь. В конце приведенного ранее стиха Торы о мидьянских трофеях есть довольно туманная фраза. Читаем: «Все, что проходит через огонь, проведите через огонь, и (оно) очистится».
Начало понятно: нужно прокалить такие предметы, как шампуры, сковородки и т.п., но что значит продолжение — и очистится? Надо было бы написать — и станет кашерным, разрешенным. Отсюда наши мудрецы сделали вывод, что вдобавок к кашерованию мидьянской посуды, необходимо было произвести еще одно действие — очищение, не связанное со вкусом запрещенной пищи. В чем состоит такое очищение? Об этом мы узнаем из продолжения: «но и очистительной водой пусть очистится», — причем использовано выражение бимэй нида, «очистительная вода», подобная той, в которую окунается женщина (находящаяся в состоянии «нида»), т.е. вода миквы, ритуального бассейна (или любого естественного бассейна). Другими словами, посуда должна быть погружена в микву, пригодную для окунания женщины-ниды.
Перед нами заповедь «окунания посуды», твилат келим. И хотя в тексте говорится только о посуде, бывшей в употреблении у нееврея, Устная Тора утверждает, что данное предписание распространяется и на новую посуду, приобретенную у нееврея, — ее тоже нужно окунуть в микву. Но если так, позвольте спросить, в чем смысл заповеди? Ведь посуда уже прошла огонь и кипящую воду!
Строго говоря, миква используется в двух целях. Во-первых, для перехода человека или предмета от духовной нечистоты (по-еврейски тума) к духовной чистоте (таара). Во-вторых, для перехода с низкой духовной ступени на ступень более высокую, как например, от будничного, повседневного — к святому, тому, что отделено от будней, всего затрапезного, рутинного, привычного, т.е. от низкого к возвышенному. Так, еврей, окунаясь в воды миквы в канун субботы, переходит из «ежедневного», будничного состояния (холь) в состояние «субботней святости», кдушат Шабат. Или еще пример: нееврей, переходящий в еврейство, т.е. проходящий гиюр, на последнем этапе своего перехода, после долгой учебы, окунается в микву — и только тогда становится евреем. Именно поэтому, согласно Иерусалимскому Талмуду, необходимо погружать посуду в микву — чтобы перейти от тумы нееврея к еврейской святости (кдуша). Другими словами, посуда, принадлежавшая нееврею, переходит во владение еврея через омовение в микве (своеобразный «гиюр»). Символика миквы проста: окунаемый человек, или предмет, целиком погружается в очистительную воду — он как бы исчезает, его нет. Прекращается прежнее бытие (холь) и начинается новое (кодеш). Окуная посуду в микву, нужно проникнуться сознанием еврейской миссии: она настолько величественна, что даже тарелка нееврея не может служить еврею, если ее не омыли в микве. Такое действие помогает ощутить ответственность, лежащую на плечах народа Израиля.
Исходя из сказанного, можно было бы предположить, что любой предмет, приобретенный у нееврея, от швейной иголки до бульдозера, нужно окунать в микву. Если бы алаха была практическим развитием идей, это было бы верно. Но на самом деле порядок вещей обратный: алаха первична, а идея вторична и только помогает понять нам смысл заповедей, данных нам Торой. В нашем случае алаха всего лишь утверждает: погружению подлежат только те предметы, которые подобны упомянутым в тексте Торы (т.е. в истории о мидьянских трофеях), но не более того. Отсюда вытекают некоторые ограничения. Вот они:
Погружению в микву подлежит как новая посуда, так и бывшая в употреблении. Если ранее ею пользовались без соблюдения законов кашрута, сперва следует ее откашеровать и лишь затем окунуть. Те предметы, которыми пользуются для приготовления или приема пищи, но сами они в непосредственный контакт с пищей не вступают, в омовении не нуждаются (газовая плита, кувшин для пакета молока, подставка под кастрюлю и т.п.).
Погружение в микву означает, что вода должна соприкоснуться со всей поверхностью погружаемого предмета одновременно снаружи и изнутри. Отсюда следует:
а) Перед погружением необходимо снять с посуды грязь и ржавчину, если таковые имеются, а также фабричные наклейки. Накипь на чайнике, которую снять невозможно, не препятствует омовению.
б) Погружая посуду в микву, не следует держать ее крепко, т.к. вода должна проникнуть и под пальцы, чтобы контакт с посудой был полным. Если же есть опасение, что посуда из-за своего веса может выскользнуть из рук, следует руки предварительно смочить. Впрочем, во многих миквах используются сетки или решетки в виде сачков для погружения в воду посуды, через них вода проникает беспрепятственно.
в) Полые сосуды следует погружать в микву боком или дном вниз — чтобы вода, вытеснив воздух, заполнила весь объем (в противном случае во внутренней полости останутся пузыри воздуха, которые будут препятствовать контакту воды со стенками).
г) Предметы, составленные из нескольких частей (например, мясорубки и т.п.), следует окунать в том виде, как ими пользуются, т.е. не разбирая их на составные части. Но если их уже окунули в разобранном виде, по частям, то такое омовение признается постфактум действительным и второй раз совершать его не нужно.
Мудрецы постановили, что перед выполнением любой заповеди нужно произносить связанное с этой заповедью благословение, напоминающее нам, что сейчас мы собираемся выполнить волю Творца, посвятившего нас Себе и повелевшего служить Ему. Поэтому перед погружением металлической и стеклянной посуды нужно произнести:
Барух Ата А-донай Эло-эйну Мэлэх аолам Ашэр кидешану бемицвотав вецивану алъ тевилат кэли (если сосуд — в единственном числе; в противном случае — тевилат кэлим).
Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и заповедал нам погружение посуды в микву!
Если благословение не было произнесено, то после погружения исправить ошибку уже нельзя, но само погружение зачтено как исполнение заповеди. В том случае, когда возникают сомнения, нужно ли окунать данный предмет или нет, его окунают без благословения (мясорубки, фарфор и т.п., а также предметы, о которых неизвестно, окунали ли их ранее). Если миква для погружения посуды отделена от того места, где раздеваются люди, то благословение можно произнести непосредственно перед погружением посуды в воду; если нет — благословение следует произнести снаружи, после чего зайти в здание миквы и без промедления погрузить посуду в воду.
Электроприборы, предназначенные для непосредственного контакта с пищей (кипятильник, электрочайник и т.п.), перед употреблением необходимо окунуть, несмотря на опасность порчи. Есть, правда, еще один способ: вы вызываете электрика-еврея (если сами таковым не являетесь), он разбирает ваш электрочайник на составные части и собирает снова, делая его как бы заново (а изделия еврея погружать в микву уже не надо).
Совершать омовение посуды в субботу и праздники запрещено.
Возможно, все перечисленные правила и положения покажутся кому-то слишком сложными и хлопотными. Крепитесь и мужайтесь! Если вы хотите вернуться к еврейству, у вас нет другого выхода, кроме как приступить к соблюдению законов Торы, в том числе и законов о кашруте. Да это и не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Начните — и сами увидите, что по-другому жить не хотите и не можете. Всевышний нам поможет, как Он помогал всем поколениям нашего народа!
На протяжение тысячелетий еврейский народ соблюдал законы кашрута в любой жизненной ситуации, невзирая ни на какие невзгоды и трудности. Для многих людей, порвавших с иудаизмом, кашрут оказался той последней нитью, что связывала их с Торой.
Рассказывают про известного раввина из Бреста раби Хаима Соловейчика. Однажды он повстречал одного вора-еврея, но не прошел мимо, а принялся задавать ему вопросы:
— Скажи, Янкель, квартиры ты обворовываешь?
— Да, ребе, обворовываю, это основной источник моего дохода.
— А по субботам ты тоже воруешь?
— Что делать, ребе, случается и по субботам. Ведь надо детей кормить.
— А если нужно зажечь в субботу свет в той квартире, где ты воруешь?
— Не стану скрывать, ребе, зажигаю и свет. Работа есть работа.
— Скажи, а нееврейские квартиры ты тоже чистишь?
— Как не чистить! В них добра еще больше.
— А если в такой квартире ты вдруг найдешь на столе кусок свинины, что ты сделаешь, если голоден?
— Ой, ребе, — всплеснул руками воришка, — зачем вы меня обижаете? Разве я не еврей!
Конечно, это не больше чем притча. Но и в ней есть урок…
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Ицхак Зильбер
Рав Йосеф Б. Соловейчик
из книги "О раскаянии". Два аспекта тшувы.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Переводчик Виктория Ходосевич
Можно ли прощать террористов? К годовщине теракта 11 сентября 2001 года
Рав Ицхак Сильвер,
из цикла «Пути мира и добра»
Тора запрещает мстить, потому что месть ошибочно воспринимается жертвой как компенсация за перенесенные страдания. На самом деле, всё в этом мире предусмотрено Творцом.
Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»
О том, что смирение в сердце — это нижнее покаяние, как было сказано выше, а также и радость во Всевышнем, и то и другое вместе, уже говорилось в первой части книги «Тания», в конце главы 34. И написано в священной книге «Зогар»: «Радость в сердце, с одной стороны, и т. д».
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Книга нашего наследия
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
То, что сказал Йосеф братьям, было не просто попыткой спасти их от угрызений совести. Йосеф видел, что братьям очень стыдно, поэтому они могли поссориться на обратном пути.
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Приводится совет от имени рава Ицхака из Акко: во время беседы обращать внимание только на главное, основное в обсуждаемом вопросе, и пропускать мимо ушей употребляемые в ваш адрес различные эпитеты.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия