Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Через какое время после мясной трапезы можно приступить к молочной? Почему так долго?

Согласно закону, сформулированному в Талмуде, тот, кто ел мясо, может приступить к молочной трапезе только по прошествии шести часов, начиная с того момента, когда он закончил есть мясо. Комментаторы Талмуда приводят два таких довода:

  • 1. Обычно кусочки мяса застревают между зубами, поэтому во рту может образоваться смесь мясного с молочным. Однако через шесть часов мясо под действием слюны достаточно разложилось, и им можно пренебречь.
  • 2. В мясе содержится много жиров, они прилипают к небу и деснам, так что в течение нескольких часов во рту еще остается мясной привкус. Все это время есть молочное нельзя.

На практике, прежде чем приступить к молочному, следует подождать шесть часов после любого мясного блюда, даже если самого мяса в тарелке не было, например, после мясного бульона или после картофеля, сваренного с мясом, и т.п. Но это еще не все. Даже выдержав положенное время, прежде чем сесть за молочный стол, надо соблюсти два требования: закончить предыдущую трапезу (в которую входило мясное блюдо) и произнести благословение после еды. Дело в том, что мясные и молочные блюда нельзя смешивать не только на одном столе, но и в одной трапезе. Поэтому если прошло шесть часов с того момента, как мы последний раз ели мясное, но трапеза все еще продолжается, то надо ее завершить, если мы хотим подать молочные блюда — и только затем можно заново сервировать стол.

Если во время приготовления мясного блюда хозяйка пробовала его на вкус, не жуя и не глотая, то она не обязана ждать шести часов, поскольку здесь нет ни одной из двух вышеуказанных причин.

После парвеных блюд, сваренных в мясной посуде (даже если в ней в течение последних суток варили мясо), можно сразу есть молочное и не нужно ждать шесть часов. Точно так же тому, кто ел мясо, можно сразу вслед за ним есть парвеные блюда, сваренные в молочной посуде (главное — не забывать, что вместе их есть нельзя! См. выше, ч.6). Исключением из этого послабления является острая пища, сваренная в молочной посуде (см. ч.7), — ее можно есть только через шесть часов.

Тот, кто по прошествии некоторого времени обнаружил застрявшее между зубов мясо, должен тщательно прополоскать рот, прежде чем есть молочное, но заново начинать отсчет новых шести часов не надо. Так же нет обязанности специально проверять зубы перед молочной трапезой.

Тот, кто не уверен, прошло ли шесть часов после мясного обеда, может положиться на мнение законодателей, разрешающих в подобном случае есть молочное.

Больные, которым необходимо пить молоко, могут его пить уже через час после мясной трапезы, но при непременном соблюдении трех условий: они успели произнести благословение после той трапезы, съели что-нибудь парве-ное и тщательно прополоскали рот до того, как принялись за молоко.

Совсем маленьким детям, которым необходимо молоко по возрасту, можно давать его и меньше чем через час после мяса; более взрослым детям — как и больным, по необходимости; однако дети старше 9 лет должны выдерживать полных шесть часов.

Все это относительно молока после мяса. Что касается мяса после молока, то по закону Талмуда после молочной трапезы можно есть мясо сразу без промедления только тому, кто:

  • съел какой-нибудь парвеный продукт из таких, что не прилипают к небу, а затем тщательно прополоскал рот (или выпил какой-нибудь напиток);
  • удостоверился, что руки чистые и на них не осталось следов от молочного (а еще лучше — вымыл их).

     

    Таков закон Талмуда. Однако существует обычай не есть молочное и мясное в одной трапезе и в один час. Поэтому многие стараются произнести благословение после еды и не садиться за мясной стол раньше чем через полчаса-час.

    (Заговорив об обычаях, уместно заметить, что у евреев не принято есть рыбу вместе с мясом. Тот, кто ел рыбное блюдо и намерен перейти к мясному, должен поменять тарелку и вилку, съесть какой-нибудь нейтральный продукт, прополоскать рот или выпить что-нибудь и удостовериться в чистоте рук. Ждать не надо ни минуты.)

    Причина, по которой после молочных продуктов не требуется перерыв в шесть часов, заключается в том, что эти продукты не застревают между зубами и не прилипают к небу. Исключением являются твердые (не «плавленые») сыры с высоким содержанием жира. После них нужно подождать шесть часов точно так же, как и после мясных продуктов.


Читайте:
тема Мясное и молочное
тема Кашрут — кошерное и некошерное


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»