Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Молитва — это не просто обращение к Создателю, но глубокое духовное действие, затрагивающее высшие сферы мироздания. Каждое слово молитвы, как учит Зоар, поднимается к Небесам, пробуждая высшие силы и строя новые миры.

И не только в словах «Благословен Ты», смысл которых увеличение и преумножение благословения и изобилия, мы можем иметь такую направленность мысли, но и в каждом слове во всём порядке молитвы также возможно иметь такую интенцию. Ведь всякое слово из молитвы или какого-либо благословения поднимается в выси посредством крылатых ангелов, чтобы действовать в высшем корне данного слова. И через это молящийся как будто бы делается партнером по сотворению мира, строя и насаждая множество миров.

И как написано в Тикуней Зоар (18, 35): «Когда человек выражает… слова в молитве, несколько птиц раскрывают свои крылья и уста, чтобы принять их. Об этом и сказано (Коэлет 10:20): “Ибо птица небесная донесет твою речь и крылатая перескажет слово”. И Святой, Благословен Он, берет эти слова и строит ими миры, потому что сказано об этом (Йешаяу 66:22): “Ибо как новые небеса и новая земля, которые делаю Я”, а тайна этого — (раскрывается в стихе) “Я вложил слова Мои в уста твои… чтобы устроить небеса”. “И сказать Сиону: “Ты народ Мой!”. Не читай “народ Мой” (ами), а только читай “со Мной” (ими), т.е. “в партнерстве со Мной”. И так это (объясняется) в Тикуней Зоар на листе 69 и 106.

Разумеющий сам поймет, что не случайно для составления столь короткой молитвы понадобились 120 старцев Великого собрания и среди них — несколько пророков. Но только постигли они это духом святости и высшим пророческим постижением, и ясны для них пути всего порядка мироздания и все разделы Колесницы. Поэтому они составили формулу благословений и молитв именно данными словами, поскольку видели, каким образом каждое конкретное слово исправит множество миров, высших сил и структуру Колесницы. Как сказали благословенной памяти наши учителя (в трактатах Шаббат 116-Б и Менахот 64-А): “Служение — потребность Всевышнего[1]”.

В этом суть изречения наших учителей (Йевамот 64): “Святой, Благословен Он, жаждет молитвы праведников”. И в Танхума (глава Тольдот) сказано: “Почему были бесплодными матери? Сказал рабби Леви: “Потому что Святой, Благословен Он, жаждал их молитв”. И в Зоар (Толдот, 137): “Приди и смотри. Двадцать лет медлил Ицхак с женой и не рожала пока не помолился он молитву свою. И это из-за того, что Святой, Благословен Он, желает молитв праведников. В чем причина? Чтобы умножилось и добавилась множество святости для всех, кто нуждается, молитвой праведников[2]”. И стих (Притчи 15:8) говорит прямым текстом: “Молитва благочестивых — благоволение Его”.

Поэтому называли наши учителя молитву (Брахот 6) “вещами, стоящими на вершине мира”. То есть, сами слова молитвы стоят на вершине мира.

В Зоаре (Вайакэль): “Молитва человека есть служение духа, стоящее в высших тайнах, и люди не знают, что молитва человека пробивается сквозь воздух, пробивается сквозь небосводы, открывает (высшие) входы и поднимается вверх”. И смотри там же на листе 201-Б, и на листе 202-А и начало листа 202-Б: грозные чудеса относительно поднятия слов молитвы. И в начале главы Ваэтханан, начало листа 260-Б: “И во время молитвы все эти слова, которые человек произносит устами в молитве, все поднимаются вверх и пробивают небосводы, пока не достигают… и венчаются”.

Молящийся побуждает своим голосом снизу высший голос, великий голос, известный (нам) из Зоара. И о нем написано в нескольких местах Зоара, что молитва поднимается, чтобы протянуть благословения из глубин всего, и это голос великий. А то, что сказано (Берешит 27, 22): “Голос — голос Яакова”, — это о том, что голос молитвы человека пробуждает соответствующий высший голос.

Поэтому объяснили наши учителя (Таанит 16) в комментарии на стих (Ирмияу 12:8): “Повысила она на Меня голос свой, за это возненавидел Я ее”. И сказали: это недостойный посланник общины. Они хотят этим сказать, что не нашлось в нём ничего, кроме голоса, который не приводит к пробуждению высшего голоса с ним. Это то, что написано: “Повысила она на Меня голос свой” — один (только голос, не имеющий подкрепления праведной жизнью) — “за это возненавидел Я его”. И об этом написано (Йоэль 2:11): “И подал Г-сподь голос Свой[3] перед воинством Своим”.

И поэтому называют благословенной памяти наши учителя (в трактате Брахот 31-Б) молитву — служением в сердце. Тем не менее, выучено из Писания, где описывается молитва Ханы, что необходимо проговаривать молитву вслух[4].

Комментарий

В данной главе автор открывает важную вещь относительно важности слов молитвы, и объясняет, что молитвенное служение совершенно не таково, как можно понять на первый взгляд. Нам кажется, что в молитве мы стоим перед Всевышним, а слова молитвы — это способ выразить наши мысли и просьбы. Но здесь объясняется, что слова молитвы имеют собственную ценность, и они поднимаются в самую высь, ко Всевышему.

Слова молитвы действуют вне границ миров, поскольку они влекут присоединение Света Бесконечного — который выше любого понятия мира — ко всем мирам.

В этом выражается “сотрудничество” Всевышнего с Израилем в сотворении мира. Заповеди тоже являются “сотрудничеством”, как объяснялось в Первых Вратах. Но заповеди даны свыше, а слова молитвы евреи открыли сами. Мы не могли бы подумать, что сотворенное существо может сам изобрести вещи, затрагивающие исправление всех миров! В заповедях же “сотрудничество” выражается в правильном выборе, в том, что человек исполняет волю Всевышнего.

Поэтому в Первых вратах автор подчеркивает, в основном, тот факт, что заповеди освящают части тела человека, и не говорит о том, что они влекут соединение света Бесконечного с мирами, хотя и это тоже верно. А в молитвенном служении это соединение и есть его основная суть.

Поскольку молитва влечет присоединение Всевышнего к мирам, — Он как бы “желает молитв праведников”. Мудрецы говорят, что Творец сделал праматерей еврейского народа бесплодными, чтобы они молились о детях! Почему же для молитвы необходим недостаток?

Далее, в Третьих Вратах (гл.2), автор объясняет, что все миры по сути своей — ничто, они каждое мгновение как бы «проецируются” заново от Всевышнего. Однако для нас это скрыто как будто бы плотной завесой. Но в тот час, когда мы приступаем к молитве, нам нужно проделать «трещину” в этой завесе, и признать, что мир не может существовать без присоединения к нему Света Бесконечного, ведь вся суть молитвы — повлечь это присоединение. Но поскольку мы не в состоянии признать и познать простым образом, что все миры в сущности ничто, единственная возможность постичь это — через размышление о недостатках мира. Поэтому человек, у которого нет недостатка, не в состоянии молиться, ведь недостаток должен относиться к нему напрямую. И нужно увидеть недостаток во всех уровнях мироздания, от самого низкого материального уровня до высших высей — поскольку без присоединения света Бесконечного к мирозданию весь мир немедленно аннулировался бы и превратился в ничто. Поэтому пока у праматерей не было недостатка, в том числе телесного, они не могли предстоять в молитве.


[1] Мир несовершенен и в нем есть потребность для исправления и служения. Мужи Великого собрания могли постичь, в чем заключается эта потребность, и в соответствии с ней установить формулу молитвы.

[2] Всевышний желает молитв праведников, поскольку через них добавляется святость для всех, кто в ней нуждается. Праведники молятся не только о своих потребностях, но за всех.

[3] Голос Всевышнего — это Его воля.

[4] Ибо именно речь и голос оказывают воздействие на высшие миры.

 


Хотя Лаван был братом праведницы Ривки и отцом праведных праматерей Леи и Рахель, сам он считается в Торе одним из самых закоренелых злодеев и обманщиков. Пребывание Яакова в доме Лавана сравнивается с египетским изгнанием евреев. Читать дальше