Из цикла «Нефеш аХаим (Душа жизни)», темы: Аризаль, Каббала, Еврейская молитва, Жертвоприношение, Нефеш аХаим
Но толкование стиха, приведенного в начале наших Врат (глава 1) «и служить Ему… всей вашей душой (нефеш)» — что полноценное молитвенное служение должно быть с животной душой, нефеш. Это очень важная мысль для тех, кто немного знает и понимает. И когда человек постоянно будет творить молитву на данном уровне, который будет объяснен далее, добавится ему дополнительная чистота к его духовной чистоте. Мы находим, что в нескольких местах Писания и в словах Учителей молитва называется «душой», нефеш. Ведь многие законы молитвы мы учим из описания молитвы Ханы, и о ней написано (1 Шмуэля 1:15): «…и изливала я душу свою перед Г-сподом». И написано (Псалмы 103:1): «Благослови, душа моя, Г-спода»; «Прославляй, душа моя, Г-спода». А Мудрецы сказали в первой главе трактата Брахот: «Двое, которые зашли помолиться, и один из них закончил раньше, и не подождал товарища, и вышел, раздирают его молитву ему в лицо, как сказано (Иов 18:4): “…раздирает душу его в гневе своем”. Раши объясняет: “…что есть дуща? Это молитва, как сказано “и изливала и душу свою”.
Дело в том, что молитвенное служение — вместо служения жертвоприношений.
Примечание автора. Весь Храм, его строение и сосуды для служения, был отражением духовных миров. Посредством жертвоприношений в нем связывались и объединялись миры, высшие силы и света святых Чертогов, все по порядку ступеней выше и выше, до Бесконечного, как объясняется во множестве мест в Зоаре и в Эц Хаим. Поэтому жертвоприношение называется корбан, как написано в Сефер аБаир: “почему называется корбан? Потому что приближает (мекарев) святые формы… сказали: “в приятное благоухание”, дух спускается и объединяется с теми святыми формами, и приближается (миткарев) через жертвоприношение (корбан), это и есть название корбан”. И см. Зоар 5,8,и в Рая Меэмна, что называется корбан, поскольку они приближаются через него…
И с того времени, как из-за наших грехов прекратилось служение в святом Храме, осталось только служение молитвой вместо него, ведь она также способна связывать и объединять миры до самого высокого с Бесконечным, как объясняется во многих местах Зоара. И наиболее прямо сказано в главе Ваякеэль, 213: “Когда человек служит своему Господину молитвой, присоединяет свою волю как огонь к углю, чтобы объединить эти нижние небосводы со стороной святости, увенчать их одним нижним именем, и оттуда и далее обхединить те высшие внутренние небосводы, чтобы все они стали одним… и в то время, как его уста и губы шепчут (молитву), направит свое сердце, и воля его поднимется выше и выше, объединять всё в тайне тайн, ибо там воткнуты все желания и мысли, в тайне, существующей в Бесконечном”.
И как объясняется в При Эц Хаим, основная суть молитвы, с начала ее и до окончания молитвы, произносимой стоя (амида), это исправление миров и возвышение их снизу вверх, чтобы соединиться и включиться в мир выше него, и так выше и выше до Бесконечного. И см. в Рая Меэмна, начало глава Экев (271), что в этом разница между благословениями на заповеди и удовольствия, и благословениями молитвы. Она заключается в том, что благословения заповедей и удовольствий — есть привлечение благодати, притянуть благословения сверху вниз; а благословения молитвы — это исправление самих миров и их возвышение, и связывание каждого мира с миром над ним.
И подобно тому, как смысл жертвоприношения был в том, чтобы поднять “душу” животного вверх, и потому искупление в основном зависело от окропления жертвенника кровью, с которой и связана животная душа. Также и воскурение внутренностей было направлено на поднятие животной души, нефеш. Так и основная суть молитвы в том, чтобы поднять и передать и прилепить душу человека вверх. Ибо сила речи в человеке называется “душой”, как написано (Берешит 2:7): “И стал человек душою живою”, и переводит Онкелос: “духом говорящим”. И также очевидно, что при каждом слове, который человек произносит, выходит из его уст дыхание и внутреннее дуновение. А речь есть основная суть души человека, ведь именно ею человек отличается от животного, а раз так, то каждое слово, исходящее из уст челвоека, есть сила и часть его души. Поэтому, вставая на молитву перед своим Господином, человек должен снять тело со своей души. То есть, убрать все суетные мысли, приходящие от сил “тела”, которые высечены и прилеплены к его “душе”, чтобы его молитвенное служение было только через душу и ее высшее желание. Для этого еще до того, как встать на молитву, нужно аннулировать и убрать от себя в мысли все наслаждения тела, и все его удовольствия, и все, что с ним связано, так что установится в мысли презреть тело, как будто он вообще бестелесен, и только одна душа произносит свою молитву.
И когда он произносит каждое слово, которое есть сила и часть его души, прилепит к ней свою волю в большой мере, чтобы привнести и излить в него свою душу полностью, буквально, и прилепить его к высшему корню слов молитвы, стоящему на высотах мира. Как написано в Зоаре Ваякэль, упомянутому в примечании: “в то время, как его уста и губы шепчут (молитву), направит свое сердце, и воля его поднимется выше и выше, объединять всё в тайне тайн, ибо там вонзены все желания и мысли, в тайне, существующей в Бесконечном”. И тогда будет считаться, как будто он отрешен от материального мира, и он из возвышенных людей наверху, так что даже после молитвы ему будет очень сложно обратить свои мысли на дела материального мира. В его глазах это выглядит, как будто он падает и спускается с высокой горы в глубокую яму. Об этом сказано (Брахот 32): “Благочестивые люди прошлого [медлили один час до молитвы], медлили один час и после молитвы”. Цель этого, как писал Аризаль — чтобы задержать еще мохин и т.д. Об этом и сказали (Йевамот 105), что молящийся должен направить сердце Ввысь.
И настолько преумножится и возгорится любовь в Всевышнему в силе души человека, так что он истинно возжаждет и вожделеет, чтобы сейчас, произнося это святое речение какого-то слова из формулы молитвы, его душа вышла из тела полностью, и вознеслась, чтобы прилепиться к Всевышнему, если можно так выразиться. Об этом и написано здесь “и служить ему… всей вышей душой”, и также об этом сказала Хана: “и изливала я душу свою перед Г-сподом”, и это ясно.
Таким же образом следует толковать высказывание Мудрецов (Таанит 8): “Молитва челвоека не слышится, если он не кладет душу свою в ладонь”, то есть, поднять и прилепить молитвой свою душу наверх, а “в ладонь” означает здесь “корень”, такое словоупотребление мы находим в Иов 15:32.
Примечание автора. Как писал Рабейну Йона, “молящийся должен обратить свои глаза вниз, а сердце вверх. Другими словами, представить себе, как будто он стоит на небесах, и убрать из сердца все удовольствия материального мира и все наслаждения тела, как сказали мудрецы древности: когда захочешь иметь подобающую направленность молитвы, сними свое тело о своей души. А после того, как достигнет такой мысли, представит себе также, как будто он стоит в Храме, который находится внизу, поскольку тем самым его молитва будет более желанной перед Всевышним. Я слышал так из уст моего Рава”.
Известно, что рабейну Йона был учеником святого Рамбана, и его слова перекликаются со словами Рамбана в главе Ахарей, на стих “Мои законы делайте”. Вот что он пишет там: “оставляющие все аспекты материального мира, и не обращающие на него внимания — как будто не обладают телом, и все их мысли — только о Творце, как было с Ханохом и Элияу, и прилепляясь своей душой с почитаемым Именем, они будут жить вечно телом и душой”. Рабейну Йона также привел от имени мудрецов древности “сними тело со своей души”, то есть, настолько презренным будет тело и все, что с ним связано, и телесные наслаждения, что появится у человека сильная страсть скинуть его с души, чтобы вся вожделение его души относилось только к Творцу, как будто он бестелесен, как один из небесных воинств, служащих на небесах, отделенных от всего связанного с материальным миром.
Именно это имел в виду рабейну Йона в словах “представить себе, как будто он стоит на небесах”: почувствовать, что аннулировались у него все ощущения тела, которое есть прах из земли, и все его ощущения относятся к душе, чтобы связать её с корнем её на небе с великой любовью, так что если поставили бы перед его глазами какое-либо материальное наслаждение, которое человек обычно вожделеет, он презрел бы его с максимальным отвращением и ненавистью. Об этом и написано (Псалмы 97:10): “Любящие Г-спода, ненавидьте зло”, и (Псалмы 148:1): “Восхваляйте Г-спода с небес, восхваляйте Его в высях”.
Комментарий
В этой главе автор поднимает молитву на недосягаемую высоту. До сих пор молящийся уподоблялся священнику, который поднимает свое жертвоприношение — слова молитвы, исходящие из его уст — ввысь. В этой главе объясняется, что человек и сам является жертвоприношением, и он способен схватиться за слова молитвы и прилепиться к ним, и подняться вместе с ними в вышние выси.
Ведь изначальной волей Всевышнего было воздать добро сотворенным, и когда человек страдает, Всевышний тоже как бы “страдает” вместе с ним. Поэтому молящийся постигает, что все его нужды — это на самом деле также и нужды Всевышнего, который желает его блага, и он просит не о своем личном страдании, а о “страдании Наверху”. Вся жизнь человека — это часть процесса исправления мироздания и приведения его к цели, и из его жизни и посредством нее раскроется царство Небес во всем мире. Размышляя об этом, человек достигает веры, что у его частной жизни нет ценности самой по себе, и тогда он сможет аннулировать себя по отношению к Творцу и жить только ради Него. Молитва в рамках такого самопожертвования, отрыва от всякой материальности, и есть реализация заповеди «служить Ему всей душою вашей”.
В нашей главе содержится еще одно открытие. Молитва влечет включение миров один в другой, а не просто их связь. В этом преимущество молитвы над заповедями, которые приводят к связыванию миров между собой. Но включение миров один в другой — это более высокая ступень, когда нижний мир постигает что его цель — раскрыть свет более высокого мира.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваигаш
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
То, что сказал Йосеф братьям, было не просто попыткой спасти их от угрызений совести. Йосеф видел, что братьям очень стыдно, поэтому они могли поссориться на обратном пути.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Бенцион Зильбер
По требованию Йосефа братья приводят к нему Биньямина, который обвиняется в краже кубка. Йосеф хочет, чтобы Биньямин стал его рабом. Йегуда протестует и приводит странную, на первый взгляд, аргументацию.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Евреи в Египте перестали чувствовать себя гостями. Коронация Йосефа стала отправной точкой путешествия в изгнание на более чем два века.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
Биньямин украл чашу, он вор!