Из цикла «У зеркала два лица», темы: Мировоззрение, Тора и психология, Зелиг Плискин, Еврейские качества
1. Как по десятибалльной шкале вы расцениваете себя как человека недружелюбного?
2. Какие серьёзные акты насилия вы совершили в своей жизни?
3. С кем вы особенно недружелюбны?
4. К кому вы не проявляете никакой враждебности?
5. Когда и по каким причинам вы можете желать людям неприятностей?
6. Проявляете ли вы враждебность к кому-то только тогда, когда вам самому грозит реальная опасность, или для проявления враждебности вы находите и другие причины?
7. Если человек делает что-то, идущее вразрез с вашими интересами —
а) желаете ли вы ему зла?
б) желаете ли вы, чтобы он изменился к лучшему?
8. Поскольку враждебность — очень негативное качество — приходилось ли вам когда-либо отрицать себе самому недружелюбную настроенность по отношению к кому-то, хотя в душе вы знали, что испытываете враждебность к этому человеку?
9. Каким образом проявляется скрытая в вашей душе враждебность?
10. Рассказываете ли вы кому-нибудь о своём враждебном отношении к человеку?
11. Боятся ли вас окружающие?
12. Каким образом вы запугиваете окружающих или манипулируете ими своим недружественным характером?
13.Испытываете ли вы удовольствие, заслышав или прочитав о каком-нибудь акте насилия?
14. Приходилось ли вам насмехаться над другими людьми?
15. Находите ли смешными шутки о насилии?
16. Пользуетесь ли вы язвительными остротами, содержащими в себе враждебность?
17. Имеете ли вы привычку унижать людей?
18. Как долго вы испытываете недружественные чувства по отношению к человеку?
19. Испытываете ли вы предубеждениe по отношению к тем или иным людям?
20. Испытываете ли вы сильную неприязнь по отношению к своим врагам или же рассматриваете их как техническую проблему?
21. Как часто вы испытываете озлоблёность по отношению к кому-либо или чему-либо?
22. Осознаёте ли вы, когда ваш голос звучит зло или враждебно, хотя произносимые слова не содержат в себе недоброжелательности?
23. Что вы помните лучше — добро, сделаное вам людьми, или зло, которое вам причинили?
24. В каких случаях вы повышаете голос на кого-то?
25. Следите ли вы за тем, чтобы вашe недружественнoe отношениe к людям не заставилo вас отзываться о них негативно?
26. В чём выражаются ваши словесные оскорбления?
27. Проклинали ли вы кого-либо? Если да, то что эти люди должны были сделать такого, чтобы заслужить ваши проклятия? Что вы выигрываете своими проклятиями?
28. Что теряете лично вы, проклиная кого-то?
29. Какой ущерб вы наносили другим людям?
30. Приходилось ли вам унижать кого-либо?
31. Как часто вы угрожаете кому-нибудь? Что служит причиной для ваших угроз?
32. Как окружающие реагируют на ваши угрозы?
33. Какими положительными способами можно было бы достичь тех же результатов, но без использования угроз?
34. Если у вас есть дети — выплёскиваете ли вы на них свою злость? Какова была бы ваша реакция, наблюдай вы, как кто-то поступает так по отношению к своим детям?
35. Злитесь ли вы, когда кто-то указывает вам на ошибки или недостатки? Что вы теряете из-за такой реакции?
36. Насколько ваше враждебное отношение к людям является результатом неспособности жить в мире с самим собой?
37. Какие слова и поступки окружающих провоцируют ваш гнев?
38. Испытываете ли вы враждебность только тогда, когда кто-то вас намеренно оскорбляет, или же вы также испытываете неприязнь к человеку, который не помог вам так, как вы от него ожидали?
39. Испытываете ли вы злость к людям за то, что они не делают вам одолжений? Смогли бы вы судить их благосклонно и преодолеть в душе неприязнь к ним?
40. В чём проявляется ваша неприязненность к людям, отличающимся от вас?
41. Заставляла ли вас зависть озлобляться на людей?
42. Заставляло ли вас нервное напряжение срывать злость на людях?
43. Бывали ли случаи, когда нервное напряжение не приводило к озлоблённости? Что именно предотвращало в тех случаях ваше враждебное отношение к людям?
44. Злитесь ли вы на тех, кто в своих интересах злоупотребляет вашими слабостями?
45. Случалось ли, что незначительные проявления неуважения к вашей личности возбуждали в вас враждебные чувства к человеку?
46. Случалось ли, что пренебрежительное к вам отношение со стороны окружающих вызывало в вас враждебноcть к этим людям? Насколько такая неприязненность лишь увеличивала вероятность пренебрежения вами?
47. Если кто-то не достиг ещё духовного уровня, сопоставимого с вашим, — испытываете ли вы к нему неприязнь или же стараетесь подвигнуть его к самосовершенствованию?
48. Продолжаете ли вы испытывать неприязнь к человеку, даже если основная причина вашей неприязни давно исчезла?
49. Считаете ли вы, что люди будут прислушиваться к вам только если вы накричите на них? Какие более положительные варианты убеждения людей приходят вам на ум?
50. Раздражает ли вас, когда люди, облечённые властью, дают вам указания?
51. Испытываете ли вы неприязнь к кому-то за те события, которые находятся вне пределов влияния этих людей?
52. Видите ли вы в своих противниках людей, опасных для общества?
53. Испытывали ли вы ненависть к кому-либо в своих сновидениях или мечтах? Если испытывали, то когда? Какие мысли порождали в вас эти люди?
54. Какие необоснованные требования стоя́т, обычно, за враждебным отношением к людям?
55. Усиливается ли ваша неприязнь из-за того, что вам кажется, будто люди специально делают что-то вам назло?
56. Могли бы вы уменьшить свою неприязнь к человеку, если бы отдали себе отчёт в том, что в большинстве случаев люди не делали что-то специально, чтобы досадить вам?
57. В чём выражается проявление вашей неприязни по отношению к самому себе?
58. Заставляет ли людей ваше недружелюбие проявлять взаимность по отношению к вам?
59. Как ваше негативное отношение к людям мешает им относиться к вам положительно?
60. В чём выражались контрпродуктивные по отношению к вам поступки, когда вы испытывали мстительную злобу?
61. Как недружелюбный характер мешает вам жить счастливой жизнью?
62. Насколько искренне вы заинтересованы в том, чтобы избавиться от своего недружелюбного характера?
63. Что мешает вам преодолеть в себе неприязненность к людям?
64. Что, по-вашему, нужно сделать человеку, чтобы вы изменили своё отрицательное отношение к нему на положительное? Как можнo повлиять на него, чтобы он это сделал?
65. Стараетесь ли вы сосредоточиться на достоинствах людей, к которым испытываете неприязнь, чтобы избавиться от такого отношения к ним?
66. Реагируя с раздражением на чьи-то слова (если вам, конечно, не грозит реальная опасность) задаёте ли вы себе вопрос: «Почему я так остро воспринимаю всё это?».
67. Выражая иррациональную неприязнь к кому-либо, спрашиваете ли вы себя: «Как моя гордость была уязвлена этим человеком?».
68. Какие соображения помогли бы вам справиться с любой ситуацией со смирением или, на худой конец, со здравым смыслом?
69. Чего вы могли бы достичь с любовью и благожелательностью вместо того,чтобы использовать неприязнь?
70. Взяли ли вы зa правило ярко представлять себя, преодолевшим своё качество недружелюбия к людям?
71. Вспомните пять случаев, когда вы реагировали черeсчур враждебно? Какие внутренние ресурсы могли бы вам помочь вновь оживить в памяти те события, но уже без неприязни?
72. Может ли большее приятие воли Вс-вышнего уменьшить вашу озлоблённость?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Хава Куперман,
из цикла «Двенадцать колен еврейского народа»
Рав Реувен Пятигорский
Яаков служил за Рахель семь лет. Почему он выбрал именно этот временной промежуток, а также сколько денег в пересчете на шекели он уплатил будущему тестю Лавану за любимую женщину.
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всевышний увидел переживания Леи из-за того, что Рахель Яаков любил больше, и послал ей в утешение сына
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Меир Левин
Однажды мне захотелось объяснить за субботней трапезой, кем был Авраам
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Нам очень трудно представить себе как достичь столь высокой ступени в верности Б-гу, чтобы получить право по своей воле направлять ангелов, как обычных людей