Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ницавим, Магид из Дубно, Притчи, Рассказы
«И возложит Б-г все эти проклятия на врагов твоих, и на твоих ненавистников, которые преследовали тебя[1].
Разъясним это:
Притча
Один богач собрался в дальний путь и купил карету с лошадьми. Он стал уговаривать одного парня быть его извозчиком. Тот спросил: «А сколько ты мне за это заплатишь?» Богач ответил: «Когда мы прибудем в место назначения, мне больше не нужны будут ни карета, ни лошади. Я отдам их тебе в качестве уплаты вместе с кнутом, которым их надо погонять».
Смысл этой притчи в том, что Всевышний уготовил нам путь — путь Торы, и приготовил на этом пути «извозчиков», которые преследуют нас и притесняют, как сказано: «О, Ашур, кнут гнева Моего, и посох в руке их — негодование Мое»[2]. Они делают это, чтобы мы шли по праведному пути. А в будущем, когда мы достигнем пункта своего назначения: «.и обрежет Б-г твое сердце.» и больше не потребуются «извозчики» и «кареты» — не будет необходимости в проклятиях. Их Б-г отдаст «извозчикам» в качестве оплаты. И это то, что сказано: «И возложит Б-г все эти проклятия на врагов твоих, и на твоих ненавистников, которые преследовали тебя».
В Талмуде[3] сказано, что там, где стоят раскаявшиеся, не могут стоять даже полные праведники.
Притча.
Один богач выдавал свою дочь замуж за знающего сына жителя маленького городка. Отец невесты договорился с отцом жениха, что тот позаботится о приличной одежде для сына, чтобы он достойно выглядел в его доме, среди богатых и важных гостей. Отец жениха приложил неимоверные усилия и подготовил сыну требуемую одежду. Они приехал в город богача ночью, и остановились на постоялом дворе. Богач не приехал их встретить, так как не мог среди ночи собрать свиту — родственников и друзей. Утром, семья богача и другие родственники собрались разодетыми у него, и вместе отправились на постоялый двор. Там они нашли жениха и его отца растерянными, и спросили, что произошло. Отец жениха объяснил: «Видите — дверь сломана. Ночью пришли грабители, выломали дверь и обокрали постоялый двор, забрав с собой и сундук с одеждой и прочими вещами, которые я приготовил для сына! Он остался ни с чем!» Богач ответил: «Не плачьте и не переживайте из-за случившегося. Я позабочусь обо всем, что нужно жениху!» Он позвал слуг и велел им отправляться в лавки и закупить одежду. Поставили хупу, а затем богач устроил свадебный пир. На пиру обратили внимание, что отец жениха, который сидел на почетном месте, сокрушенно вздыхает. Его спросили: «Разве ты не рад свадьбе дорогого сына? Ведь ты удостоился женить его на дочери такого богатого и уважаемого человека! Ты должен несказанно радоваться». Тот ответил: «Почему вы удивляетесь, что я сокрушен? Разве вы не знаете, что произошло со мной здесь?» Ему заметили: «Почему ты все еще переживаешь из-за этого? Ведь богач купил жениху все новое, и даже в большем количестве, чем приготовил ты!» Тот ответил: «Я не нуждался в его подарках и в его милосердии. У меня было все свое!» Тогда присутствующие стали смеяться: «Ты даже не понимаешь свою удачу! Как ты не видишь, что грабитель сделал тебе доброе дело?! Ты думал, что приготовил для жениха все, как надо. Но это было прежде, чем ты увидел, как одеваются богач и его семья. Ведь если бы одежда не была украдена, богач и его семья нашли бы в ней изъяны, ведь она показалась бы им не достаточно солидной. И тебе было бы неприятно. А теперь получилось так, что они не видели, что ты приготовил сыну, и богач по доброте своей купил ему такую одежду, которая подобает для его семьи. Поэтому посмотри, как тебе повезло, и перестань сокрушаться! Они не смогут ни в чем найти изъяна, ведь они сами все это купили!»
Смысл этой притчи в том, что праведник наполняет свой «сундук» дорогими вещами и «одевается» в заповеди и добрые дела на протяжении всей своей жизни. Когда его жизнь заканчивается, он поднимается на Небеса вместе со своим «сундуком» и своей «одеждой», и когда на Небесном Суде его откроют, и станут рассматривать, что в нем, то найдут во всем изъян: один скажет: «Разве это Тора?» А другой — «Разве это выполнение заповеди?» Ведь нет предела тому, насколько точно и аккуратно можно выполнить заповедь, как сказано: «Ведь нет праведника на земле, который делал бы (только) добро и не грешил»[4], то есть, нет праведника, в поступках которого не было бы какого-то изъяна. И сказано: «…и вокруг Него очень бурно»[5]. А тот, кто раскаялся, плачет и скорбит, и жалуется, что у него украдено все время, поведенное им в этом мире, ведь все дни его пролетели в пустом времяпровождении. Тогда Всевышний вызывается сделать ему «одежду», как сказано: «Велико раскаяние (из любви), ведь тогда грехи превращаются в заслуги». И та одежда, которую наденет ему Всевышний, будет роскошной и безупречной, и никто не сможет найти в ней изъяна. Теперь можно понять высказывание мудрецов: «Там, где стоят раскаявшиеся, не могут стоять даже полные праведники».
«Ведь заповедь эта, которую Я заповедую тебе сегодня, не сокрыта она для тебя, и не далека»[6].
Написано в Мидраше[7]: Сказал Всевышний народу Израиля: «Смотрите, как вы любимы Мной. Нет ни одного творения в Моем мире, которое знало бы Тору. Я дал ее только вам», как сказано: «И сокрыта от всех»[8]. Но не скрыта она от тебя. И сначала мы разъясним слова царя Давида: «Посылает слово Свое на землю, быстро бежит слово Его»[9]. Писание разъясняет, что спуск Торы с Небес на землю связан с добровольным принятием Торы человеком, а не так, как жизнь или смерть, о которых сказано: «Не по своей воле ты живешь.». Тора зависит от выбора человека. Если примет ее и будет слушать, то Тора будет близка ему. А если нет — будет от него далека, как сказано: «Венец Торы лежит, каждый, кто хочет, придет и возьмет»[10]. А если спросишь, для чего надо было даровать Тору на горе Синай? Ответ: «Посылает слово Свое на землю, быстро бежит слово Его».
Притча.
Товары, которые находятся или выращиваются в далеких странах, можно было достать только с большим трудом. Один вельможа велел привезти много таких товаров, и сгрузить их в лавку. Разве кто-то может предположить, что теперь жители этого города смогут бесплатно получать эти товары?! Нет, конечно! Но теперь они могут покупать их легко и удобно, рядом с домом. И это то, что сказано: «Посылает слово Свое на землю, (и тогда) быстро бежит слово Его» — слово Его очень близко к нам. И мы можем получить его без больших усилий. И это то, что сказано: «Не ко Мне взывал ты, Яаков, раз утомился Мной, Израиль»[11].
Притча.
Один человек вернулся с дороги домой в канун шабата, когда уже стемнело. Он поспешил домой, а вещи свои оставил у извозчика. Из дома он послал слугу к извозчику, чтобы тот все забрал. Слуга пошел к извозчику, вернулся назад и сказал торговцу: «Я принес ваш сверток». При этом он утирал рукавом пот со лба, и говорил с одышкой. Торговец поинтересовался: «Где же сверток, который ты принес?» Слуга ответил: «В наружной комнате». Тогда торговец сказал: «Ты принес не мой сверток. Чей же сверток ты принес?» Слуга возразил: «А вы проверьте, и убедитесь, что сверток ваш!» Торговец пояснил: «Мне незачем идти смотреть. Я вижу, что ты весь вспотел и утомился. А мой сверток легкий, и если бы ты принес его, не вспотел бы».
Смысл этой притчи в том, что это как раз является мудрым возражением тем, кто относится к Торе и заповедям как к тяжелой работе. Им отвечают: «Не ко Мне взывал ты, Яаков, (и доказательство этому:) раз утомился Мной, Израиль» — ведь о служении Творцу сказано: «Это очень близко тебе…». Почему же ты так утомился?
А теперь разъясним почему человек отличается от ангелов, и как это связано с тем, что сказано: «,не сокрыта она для тебя.», в то время как для ангелов она скрыта.
Притча.
Один человек созвал всех своих сыновей, живших далеко от дома, на свадьбу младшего сына. Он попросил их достойно одеться и выглядеть прилично. Один из сыновей отправил отцу письмо: «Скажи мне, отец, какой цвет ты предпочитаешь, и я одену одежду этого цвета на свадьбу». Отец решил, что этот сын богаче всех остальных, раз может себе позволить выбрать цвет, который он пожелает. Но на самом деле этот сын беднее всех. Он не может купить себе одежду, и должен брать ее взаймы у соседей. А поскольку он все равно просит у них, а не тратит деньги, может выяснить у отца, какой цвет он предпочитает, и попросить у людей. Но другие его братья купят то, что им по карману. Смысл этой притчи понятен. Ангелы получают только то, что Всевышний дал им с самого начала, и не больше. Но с человеком дело обстоит иначе. Сначала (как у бедняка) у него нет ничего. Он получает от Всевышнего подарки и добро по Его желанию, а этому нет границ.
[1] Дварим 30:7
[2] Йешаяу 10:5
[3] Сангедрин 99
[4] Коэлет 7:20
[5] Теилим 50:3
[6] Дварим 30:11
[7] Мидраш Дварим Раба 8:7
[8] Эйха 28
[9] Теилим 147:15
[10] Рамбам, законы изучения Торы, глава 3, алаха 1
[11] Йешаяу 43:22
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего