Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ваелех, Магид из Дубно, Притчи, Рассказы
Cказано: «Приклони, Б-г, ухо Твое и услышь. не полагаясь на праведность нашу мы молим Тебя, а полагаясь на Твое великое милосердие» — на это направлены все наши молитвы. И наши слова разъясняются пророком Ирмеяу: «И сказал мне Б-г: Если (даже) Моше и Шмуэль предстанут предо Мной, не будет душа Моя с этим народом. Отошли их от лика Моего, и пусть уйдут. А если скажут они тебе: “Куда нам идти?” — то скажи им: Так сказал Б-г: кто на смерть — на смерть, кто под меч — под меч, кто на голод — на голод, а кто в плен — в плен. Ведь кто пожалеет тебя, Иерусалим, кто будет сострадать тебе»[1]. Следует разобраться, для чего здесь повторения.
Притча.
Сыновья одного царя были тяжело больны, и должны были принимать очень сильные лекарства. Отец жалел их. Ему не хотелось, чтобы они мучились еще и от горьких снадобий, и разослал письма по разным далеким государствам, с просьбой отыскать врача, который сможет вылечить принцев более легкими лекарствами. Он пообещал такому врачу большое вознаграждение. Ему удалось найти такого врача, тот приехал во дворец и стал кормить принцев вкусной едой, к которой подмешивал порошки. Ему удалось вылечить больных, и оказалось, что таким образом он может лечить любую болезнь, которую другие врачи лечат сильными и горькими лекарствами. И так этот врач подмешивал свои лекарства в приправленное мясо, вино, гранатовый сироп и другое, и этим лечил людей. Но вот врач состарился, заболел и умер. Царь очень плакал и переживал из-за этого. Придворные стали утешать его: «Почему ваше величество так расстраиваетесь? Разве нет в государстве больше врачей?!» Он ответил: «Глупцы! Этот врач был настолько мудр, что умел растворить горькие лекарства так, что когда кому-то из моих детей надо было их принимать, он получал их в виде чего-то вкусного и приятного! Если надо было пустить кровь или сделать надрез — врач давал больному особое вино, и оно действовало так же. А теперь, если кому-то из моих домочадцев понадобится кровопускание, врач вскроет ему вену!»
Смысл этой притчи в том, что Всевышний понимает, что с детства человек подвержен дурному началу, и от этого часто духовно болеет. Поэтому, из великого милосердия, Он дал нам Храм и жертвоприношения, а также назначил верных «врачей» — коэнов и левитов. И когда постигала человека болезнь, коэн приносил разные жертвы. Затем коэны ели от этих жертв, а тому, кто принес животное в жертву, этим легким и приятным способом искупался его грех. Но Храм был разрушен, и коэны больше не служат в нем. И говорит Писание: «А если скажут они тебе: “Куда нам идти?” — как теперь мы будем лечить свою душу от постигающих ее болезней? Ведь больше не служат те верные “врачи”. Теперь искупление стало тяжким: “…кто на смерть — на смерть, кто под меч — под меч, кто на голод — на голод.”, то есть, если человек совершил грех, за который полагается смерть, он умрет, если ему полагается голод, то будет голодать, и т.д. Поэтому пророк причитает: “Ведь кто пожалеет тебя, Иерусалим, кто будет сострадать тебе”.
Притча.
Один человек пришел в больницу, находившуюся в большом городе, и пришел в палату, где лежали больные. Он подошел к одному из них и спросил: “Из какого ты города?” Тот ответил: “Я местный”. Затем он подошел к другому, и тот сказал, что живет в другом месте, но в этом городе у него есть родственники. Третий поведал, что приехал издалека, и заболел. Посетитель стал плакать. Люди удивились: “Почему ты жалеешь этого больного больше, чем других?!” Он ответил: “Знайте, что другие, находящиеся здесь больные не пребывают в такой опасности, как он. Ведь вон тот больной местный житель, да и у другого есть здесь родственники, и они, конечно же, сделают все необходимое для излечения своего близкого. Но этот несчастный человек прибыл издалека, и некому заботиться о его выздоровлении!”
Смысл этой притчи в том, что об этом как раз переживал пророк Ирмеяу. Были перечислены напасти тела: “…кто на смерть — на смерть, кто под меч — под меч, кто на голод — на голод”. И нет сомнения, что если на кого-то обрушатся эти напасти, люди пробудятся и станут просить милосердия и спасения от них. Ведь у тела есть “родственники” — чувства, и они пробудят его молиться. Но: “Ведь кто пожалеет тебя, Иерусалим, кто будет сострадать тебе” — чувства человека не воспринимают боль разрушения Иерусалимского Храма, и последовавший за этим духовный ущерб. Иерусалим как чужак в далекой стране — кто пробудится просить для него милосердия? В особенно благотворные для молитвы дни, дни благоволения, каждому еврею следует отринуть свои личные нужды, и молиться об избавлении и спасении для всего народа.
Притча.
У одного человека было несколько сыновей, и он всех их послал в далекие города учиться. Он велел им периодически посылать ему письма. Один из сыновей написал отцу, что ему необходимы хорошие часы. Другому понадобилась дорогая одежда. Третий попросил прислать ему врача. А четвертый попросил денег на покупку савана и места на кладбище, потому что он находится при смерти. Когда они принесли свои письма на почту, один мудрый человек сказал им: “Я удивляюсь вам! Как это вам взбрело в голову писать такие письма?! Разве ваш отец станет вас слушать?! Ведь все его помыслы и переживания будут о вашем несчастном брате! Он еще и разгневается на вас! Поэтому я советую вам просто написать отцу, чтобы немедленно выслал деньги, а потом уже тратьте их по своему усмотрению”.
Смысл этой притчи в том, что один богатый молится об умножении богатства и об успехе. Другой — о драгоценностях или новом доме. Пусть обратят внимание на то, сколько есть страдающих и несчастных, которые молятся о том, чтобы хотя бы быть похороненными по еврейскому закону! Поэтому нам всем следует перестать молиться о материальном, а просить об избавлении для всего народа. По крайней мере будем просить: “Душа Тебе, и тело — творение Твое, пожалей труды рук Твоих!”
Притча.
Один богатый человек растил у себя дома сироту, который был его родственником. Пришло время сироте жениться и поступило несколько предложений. Один из родственников сироты предложил богачу: “Зачем тебе искать где-то для него невесту? Ведь у тебя есть дочь, которой тоже уже пора замуж. Пожени их!” Богач послушался совета и выдал свою дочь замуж за сироту. После свадьбы, сирота, который теперь разбогател, стал заносчивым, начал пить и бить жену. Та пожаловалась отцу. Отец разгневался, нашел зятя и потребовал, чтобы дал его дочери гет. Зять заплакал: “Ты прав в том, что заступаешься за дочь, ведь ты ее отец. Но дорогой тесть мой, вспомни, что, я, несчастный, тоже являюсь твоим родственником, и надо мной тоже надо сжалиться! Ведь если ты выгонишь меня из своего дома, мне некуда будет податься!”
Эта притча как раз объясняет сказанное: “Душа Тебе, и тело — творение Твое, пожалей труды рук Твоих!”. “Душа Тебе” — конечно, Ты должен потребовать ответа за небрежное обращение тела с ней, дочерью Б-га. Но ведь и тело (имеются в виду неправильные поступки, совершенные телом — прим.) тоже создал Ты! Поэтому: “…пожалей труды рук Твоих!” О нас молился благочестивый царь Давид: “…К Тебе, Б-г, взываю! Оплот мой, не будь глух ко мне! Ведь если смолчишь мне, уподоблюсь спускающимся в могилу”[2]. Знай, что когда Всевышний посылает душу с Небес на землю, в этот мир, она горько плачет и жалуется.
Притча.
Это похоже на то, как сын покидает дом отца и отправляется далеко. Пока он был в доме отца, ему ни в чем не было недостатка. А когда он уедет из отчего дома, и ему что-нибудь понадобится, кто выполнит его просьбу? Отец утешает его: “Ведь ты всегда можешь написать мне письмо с просьбой, и я пошлю тебе то, что тебе нужно!” Сын отвечает: “Спасибо тебе, отец! Но я прошу тебя, чтобы и ты сам не забывал обо мне, и расспрашивал о моем состоянии всех, кто прибудет сюда из того места, куда я отправляюсь. Не надейся только на мои письма, ведь я смогу их писать, только пока здоров. Но я боюсь, что вдруг тяжело заболею, или помешаюсь, так, что не смогу сам писать тебе, и может, даже не смогу понять, насколько тяжело мое положение!” И это то, что говорит душа своему Отцу на Небесах: Действительно, “.К Тебе, Б-г, взываю!”, но все же: “Оплот мой, не будь глух ко мне! Ведь если смолчишь мне”, — а я буду в таком положении, что не смогу “написать письмо” (воззвать к Тебе), то: “.уподоблюсь спускающимся в могилу”.
И это то, о чем сказано: “Пусть поднимется к Тебе моя молитва, преклони ухо Твое к моей песне! (радостной молитве — прим.) Ведь насытилась злом душа моя, и жизнь моя докатилась до бездны”[3].
[1] Ирмеяу 15:1-5
[2] Теилим 28:1
[3] Теилим 88:3
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы “Байт Сфаради”, за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.