Из цикла «Очерки по недельной главе Торы», темы: Дурное начало, Недельная глава, Рош а-Шана, Ницавим, Сатан, Реувен Пятигорский
Раздел Ницавим всегда читается в последнюю субботу перед праздником Рош-Ашана. И это неслучайно: в нем много говорится о раскаянии (на иврите — тшува, возвращение к Всевышнему, исправление своих проступков) и о воздаянии, на основе которого Всевышний судит людей (т.е. о справедливости Его оценки наших дел). В разделе читаем (Дварим 30:2—3): «Вернешься к Всевышнему и будешь слушать Его… И тогда вернет Всевышний твоих изгнанников, сжалившись над тобой. И снова соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя». «Вернешься к Всевышнему» — это и есть тшува. С другой стороны, уже первый стих недельной главы (29:9) прямо намекает на приближение Высшего Суда, который происходит каждый год на Рош-Ашана: «Вы стоите сегодня перед Всевышним…» «Стоите сегодня» наши мудрецы толковали как «стоите перед Его Судом».
Каждую субботу, предшествующую новому месяцу, в синагогах читают специальное благословение на новый месяц. Каждую субботу — кроме той, что предшествует наступлению месяца тишрей. Кроме прочих причин, указывается и такая: чтобы сбить с толку Обвинителя еврейского народа, проще говоря — Сатана, который, узнав от нас, когда наступает Рош-Ашана, День Суда, заранее готовит список всех прегрешений, совершенных нами в течение прошедшего года. Чтобы не дать ему подготовиться, мы не объявляем день прихода праздника и не благословляем его…
Не следует думать, будто Сатан — вполне независимый персонаж бытия, имитирующий черта из сопредельных религий или из сказок нашего детства (что в принципе одно и то же). Эдакий проводник зла, пропахший серой и безобразиями, появляющийся из-под земли и пропадающий туда же — когда ему удается совратить одну-две человеческих души, коих он за собой в преисподнюю и утягивает.
Сатан — персонаж побочный. В реальности, где выступают только Творец, человеческая личность и Тора, ему нет места. Сатан — оппонент человека в его диалоге с Творцом. Проще говоря, под ним понимается все множество плохих дел человека, которые обличают совершившего их, выступая своего рода прокурором — неподкупным, непрощающим, настойчивым. Сатан — это наше стремление к плохому, которое обрело свой голос. До твоего поступка он — совратитель и говорит только с тобой. После поступка — он обличитель и говорит только со Всевышним в час, когда ты стоишь перед Судом. Теперь ему не скажешь: как ты смеешь, не ты ли подбил меня на это? Да, скажет он, я подбил, но ты не должен был меня слушать. Ты должен был побороть плохие желания, выступить как человек, который не находится в рабской зависимости от своих страстей, а умеет управлять ими. Что, собственно говоря, и отличает тебя, человека, от животных. Теперь можно понять смысл старой еврейской поговорки: «Когда преступник проклинает Сатана, (подбившего его на преступление), он проклинает собственную душу».
В Танахе с Сатаном-обвинителем можно познакомиться, открыв самую первую страницу Книги Йова. Там он произносит прокурорскую речь перед Высшем Судьей. Мидраш тоже полон рассказов о его деятельности, но уже, главным образом, соблазнительной, подстрекательской. Это и диалог, который он вел с Авраамом по дороге к месту жертвоприношения Ицхака. Это и объяснение роли Змея, сбившего с праведного пути семью Адама в Ган-Эдене. И последняя роль Сатана — ангел смерти, тот, кто забирает душу человека, подводит итоговую черту под его делами, лишая возможности вымолить прощение, извинить, дать еще один шанс. Он тот, кто убивает. (Мудрецы говорили: «Не змей убивает, а грех».) Исправиться можно только здесь, при жизни. Собственно, жизнь человека состоит из деятельности двух видов, которые переплелись между собой, — из совершения поступков и из исправления проступков. Чтобы показать нам возможность альтернативы — дескать, смотри, есть и хорошая дорога, и плохая (иначе мы уподобимся ангелам, не ведающим о зле), — для этого и приходит Сатан…
Но вернемся к нашему недельному разделу, читаемому в субботу, предшествующую Рош-Ашана. «Вот вы стоите сегодня перед Всевышним». Мы стоим перед Судом, который взвесит все наши заслуги и прегрешения, чтобы вынести приговор на следующий год. Как говорится в махзоре (сборнике молитв) на этот день: «Ты (Всевышний) определяешь — кому жизнь, а кому смерть».
В книге, посвященной жизни рава Шломо Блоха, ученика Хафец-Хаима, приводится одна подлинная история, случившаяся с учеником ешивы в дни Гражданской смуты в России. Молодого еврея поймали казаки в одном местечке и тут же приговорили к смерти за уклонение от службы в Красной армии. Поставили его к стенке, подкатили пулемет, нажали на гашетку — но что-то в ней заело, полчаса провозились с пулеметом, а еврей тем временем убежал. Домой он вернулся совершенно седой.
Выслушал Хафец-Хаим рассказ и воскликнул: «Если перед пулеметом мы седеем от страха, то что должно происходить, когда мы стоим перед Страшным Судом, на котором проверяются все наши поступки и помыслы!»
Закончим пожеланием, которое говорят евреи друг другу в эти дни: «Да будет на счастливый год вам записан и подписан (добрый приговор Суда)».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?