Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Царь Давид молится о милосердии, осознавая, что гнев Творца на народ Израиля временный и связан с необходимостью исправления грехов, подобно тому, как отец наказывает сына ради его блага.

«И рассеет тебя Б-г по всем народам, от края земли до края земли…»[1].

Царь Давид молился об этом: «Доколе, Б-г, скрываться будешь вечно. Вспомни, как ничтожна (моя) жизнь.»[2].

Притча.
Отец дает сыну лекарства и мази, чтобы вылечить его болезнь, и не дает ему жирной пищи, чтобы не повредила ему, пока он лечится.

Разница между гневом отца на сына и гневом хозяина на слугу в том, что гнев хозяина на слугу вечен. Но гнев нашего Отца на Небесах на нас подобен гневу отца на сына — он временный, и будет продолжаться только то время, пока сын нуждается в лечении. А когда он излечится, гнев окажется великим милосердием, а наказание превратится в благо, горькие лекарства — в сладости. Но если сын откажется принимать лекарства, как указано, и остерегаться того, чего предписано остерегаться, то и гнев отца будет длиться вечно. Это будет настоящий гнев, и страдания будут настоящими. Ведь все, что делал отец для блага сына, тот перевернул с ног на голову. И об этом говорит царь Давид: «Доколе, Б-г, скрываться (сокрытие Б-га — это как будто Б-г не видит наши страдания — прим.) будешь вечно.» — до каких пор твой гнев будет на нас, хоть «лечение» на нас и не подействовало, и мы все еще не прекратили грешить. Но он добавил: «Вспомни, как коротка (моя) жизнь».

Притча 398.
У одного мастера забрали рабочие инструменты в качестве залога. Если заимодавец станет пользоваться этими инструментами, то испортит их. А если они будут лежать, и их не будут трогать, то убыток должника будет только в том, что они не у него и он не может ими работать. Если же его ремесло дорогое, и он пользуется дорогими инструментами, подтачивает и смазывает их маслом каждый день, а теперь они отданы в залог несведущему человеку, который хранит их небрежно, то даже если ими не пользуются, они портятся от неправильного хранения.

Смысл этой притчи таков: С тех пор как мы находимся на земле, у нас было множество стражей, охраняющих нас от зла: большой и малый Сангедрин, и коэны, которые каждый день своим служением очищали нас от греха, когда приносили утренние и послеполуденные жертвы, как сказал пророк: «Праведность обитала в нем^»283 — это жертва тамид (в Храме каждый день приносили общественную жертву всесожжения, которая называлась тамид — постоянная — прим.). Утренняя жертва искупала грехи, совершенные ночью, а послеобеденная жертва искупала грехи, совершенные днем. Дополнительные жертвы шабата, праздника и нового месяца также служили для большого исправления и способствовали тому, чтобы нас не постигло никакое зло. Но теперь нет у нас ничего из этого, и зло окружает нашу душу. Ведь в течение времени неосознанные грехи, ошибки в мыслях, поведении, которые мы не можем исправить полностью, если нет жертвоприношений, «загрязняют» нашу душу, и она как бы ржавеет. И это то, что сказал царь Давид: «Вспомни, как коротка (моя) жизнь…». (Здесь употреблено слово халед, которое указывает на скоротечность жизни, а также похоже на слово халуда — ржавчина — прим.)

Это то, что просил царь Давид: «Храни меня, как глазной зрачок, под сенью крыл Твоих спрячь меня. От нечестивцев, грабящих меня, враги души моей окружили меня»[3][4]. (Царь Давид молился, чтобы Б-г уберег его от врагов, которые хотят привести его к греху, и от врагов, которые хотят его убить — прим.) То есть, даже если нечестивцы ничего мне дурного не делают, моя душа чувствует, как их зло влияет на нее, и это то, что сказано: «…враги души моей окружили меня». Ведь в самой душе человека у него есть враги — страсти и дурные наклонности, с которыми человеку приходится бороться и которые надо обуздывать. Когда рядом находятся внешние злодеи, внутренние дурные качества пробуждаются и укрепляются.

Притча.
Один царь пошел войной на государство, и взял с собой маленькую армию. Он был уверен в победе, так как знал, что многие из жителей того государства восстали против своего правителя и ждут, когда он придет, чтобы присоединиться к нему. Это «…враги души моей окружили меня» — злодеям, которые хотят победить нас, достаточно пробудить наших внутренних врагов, и они, наши дурные наклонности, овладеют нашим умом.

В одном из уроков мы разъясняли слова царя Давида, которые проясняют также и то, о чем мы говорили: «Б-г, услышь мою молитву! Выслушай мои мольбы, (ведь) верный Ты, ответь в милосердии Твоем!»[5](верность Всевышнего — то, что он дает жизнь, пропитание, дожди и т.п. — прим.). Почему царь Давид говорит здесь о верности Всевышнего? Ведь человек, который просит милосердия, говорит: выслушай меня из милосердия или из великой милости, а не из верности, как это просил он. Это можно объяснить так же, как я объяснил в своей книге «Коль Яаков» слова пророка: «Кто эти, полетят (легко) как облако, и как голуби (стремительно) к отверстиям своих голубятен…»[6]:

Притча.
У одного человека пропала курица. Он пошел ее искать, зашел у соседу, и обнаружил ее привязанной к ножке кровати. Он обратился к хозяину дома: «Это моя курица, я купил ее у такого-то. А вот тебе знак: развяжи веревку, дай ей свободу и открой дверь. Ты увидишь, что она тут же отправится в мой дом, где она на самом деле обитает!» Так происходит спор народа Израиля со Всевышним. Он недоволен тем, что мы отдалились от Него и не цельны в служении Ему. А мы утверждаем, что мы преданы ему, как и раньше, а только выглядим далекими, поскольку руки наши связаны в местах нашего изгнания. А знак тому, что наши слова — правда: как только Всевышний разорвет узы, привязывающие нас к тем далеким местам, мы тут же побежим за Ним в свой дом, предназначенный для нас с самого начала, и где мы обитали раньше. И это то, что сказано: «Кто эти, полетят как облако, и как голуби к отверстиям своих голубятен…». И это то, что имел в виду царь Давид: «…Выслушай мои мольбы верностью Твоей…» — хотя сейчас наши поступки не желанны Тебе, и мы недостойны, чтобы Ты выслушал нас, положись на нас, что мы преданы Тебе, и если бы могли — выполняли бы свое служение полностью. А чтобы Всевышний не сказал, как мы ему: «Вы тоже положитесь на Меня. Когда придет время Я избавлю вас, но не теперь», царь Давид добавил: «…ответь в милосердии Твоем!» (то есть избавь нас не в назначенное время — согласно качеству Твоей верности, но раньше — по милосердию — прим.), — и продолжил (царь Давид), — «И не суди раба Твоего, ведь никто живой не окажется праведным перед Тобой. Ведь преследует враг душу мою…»[7]. (То есть, почти невозможно живому человеку устоять перед Судом Б-га. Есть еще объяснение, что Творец готов выплеснуть на нас бесконечное милосердие, и как мера за меру, мы должны были бы служить ему без ограничения, но никто живой так не может — прим.) Объяснение этому:

Притча.
Есть два вида силков. Одни — для охоты на птицу. Чтобы ее поймать, кладут сеть, а перед ней — корм. Птице дают склевать его раз или два, пока она не приблизится к силкам. Тогда удается ее поймать. Животное ловят по-другому. Сначала ищут, где оно находится. Затем окружают его с трех сторон людьми с палками и копьями, и они начинают гнать его, пока у него есть силы. Когда животное устает от ударов, само направится в сторону силков.

Смысл этой притчи в том, что дурное начало, охотник за душами, пытается поймать нас в свои сети, и у него их два вида. Один вид — богатство, а другой вид — бедность (бедность, имеется в виду здесь, это когда человеку не хватает на элементарные для проживания вещи — прим.) и беды, как сказали мудрецы[8]: «Бедность лишает человека здравого смысла и сводит с пути Творца». Оба эти вида сетей были использованы против нас. Когда мы жили в мире и достатке, сказано: «И разжирел Йешурун и стал брыкаться»[9]. И еще иносказательно поведали му — дрецы[10]: «Лев рыкает не из-за миски с сеном, а из-за миски с мясом». Сегодня сила дурного начала — в бедности и унижении, в которых мы находимся. На нас свалилось неисчислимое количество бед. Поэтому царь Давид в своей молитве просит: «И не суди раба Твоего, ведь никто живой не окажется праведным перед Тобой». То есть, не суди нас как того, кто грешит из-за того, что живет в изобилии, а если бы выбрал довольствоваться лишь насущным хлебом, остался бы верным Торе и ее заповедям. Но мы находимся в совсем другом положении: «…ведь никто живой не окажется праведным перед Тобой». У того, чьи мысли только о том, чтобы остаться жить на земле, нет пути остаться полностью на страже Торы, «Ведь преследует враг душу мою, втаптывает в землю жизнь мою»[11] — когда враг мой, дурное начало, захочет преследовать мою душу, что он делает? «…втаптывает в землю жизнь мою» — ловит меня в силки бедности и бед, которые лишают человека здравого смысла и тогда он может сойти с пути Творца. И продолжил царь Давид: «И изнемог во мне дух мой, отупело сердце мое»[12] — когда придет время для молитвы, моя душа станет недоумевать: о чем молиться: о потребностях души или потребностях тела? И это то, что сказано: «Помнил я дни прежние…»[13] — я помню кем я был раньше: знал Всевышнего и: «размышлял о всех Твоих деяниях, о творении рук Твоих беседовал я»[14], и служил Ему всем сердцем и всей душой. Теперь же не осталось у меня всего этого. И тогда захочу я просить у Тебя пропитание для своего немощного тела: «И простру к Тебе руки свои, (ведь) душа моя как истощенная земля…»[15](близка к смерти — прим.). И дальше просит царь Давид: «Скорее ответь мне, Б-г, изнемог дух мой, не скрывай от меня лика Твоего…»[16](Царь Давид молится за себя, но пророчески видит наше долгое изгнание, и молится за нас тоже — прим.).

Притча.
Один купец прибыл в далекую страну. Он остановился на деревенском постоялом дворе и там сильно заболел. Несколько раз в день он посылал за врачом из города. Когда он понял, что болезнь крепчает, то стал упрашивать врача: «Я здесь чужой, и никто здесь не будет прилагать усилий для моего излечения. Поэтому прошу тебя, окажи мне милость, и не задерживайся больше, а приезжай поскорее! Я боюсь, что впаду в забытье и не смогу послать за тобой! Прошу, займись моим спасением, и не жди очередного посланца!»

Смысл этой притчи в том, что это и говорит царь Давид: «Скорее ответь мне, Б-г, изнемог дух мой, не скрывай от меня лика Твоего…». И это то, что сказано: «Оплот мой! Не будь глух к просьбе моей, чтобы не молчал Ты, и не стал я как те, кто сходит в могилу»[17].

Рассмотрим еще слова: «Выслушай мои мольбы верностью Твоей, ответь в милосердии Твоем! И не суди раба Твоего, ведь никто живой не окажется праведным перед Тобой». Для этого приведем сказанное: «Пошли свет Твой и истину Твою, они поведут меня и приведут к Твоей святой горе… И приду к жертвеннику Б-гу… и возблагодарю Тебя (играя) на кино — ре, Б-г, Б-г мой»[18].


Притча.
Один город восстал против царя, и он осадил его с большим войском. Никто не мог ни выйти, ни войти, чтобы принести голодным жителям пищу. Весь город страшно голодал, и люди поняли, что единственным спасением для них будет сдаться своему владыке. Но прежде, чем они успели договориться об этом и поднять белый флаг, упали на землю от голода и не могли пошевелиться. Царь увидел, что осада тянется уже много дней, а те бунтари не сдаются, и решил: зачем ему продолжать осаду? Пусть сожгут весь город, никого не оставив в живых. Когда приказ царя достиг жителей города, они огромным усилием заставили себя встать, и обратиться к нему, плача горькими слезами: «Владыка, царь наш! Поверьте нам, мы уже осознали свою ошибку раньше, и уже абсолютно все жители города готовы были покаяться перед вами и вернуться к вам всем сердцем и душой! Не удивляйтесь, что мы до сих пор не пришли пасть вам в ноги, ведь некому было идти! Все мы лежим в бреду, и нет в нас капли сил и духа. Поэтому, владыка наш, мы просим вас оказать нам милость и прислать нам повозки, а мы приедем на них к вам. Накормите нас, оживите наши души, верните к жизни! Тогда вы увидите, что мы полностью преданы вам. Не судите нас по нашему нынешнему плачевному состоянию!»

Смысл этой притчи в том, что Всевышний как бы ждет нашего раскаяния, и тогда пошлет нам избавление. Об этом говорит царь Давид: «Выслушай мои мольбы верностью Твоей, ответь в милосердии Твоем!» — то есть, Тебе надо положиться на нас, что наше сердце тянется к Тебе. «И не суди раба Твоего, ведь никто живой не окажется праведным перед Тобой» — не суди меня и не говори: «Я еще не видел, чтобы кто-то из вас попытался покаяться за свои поступки!» Мы не в состоянии сейчас это сделать, и жаль тратить лишнее время на ожидание этого. «Ведь преследует враг душу мою, втаптывает в землю жизнь мою. Посадил меня в потемках как покинувших этот мир». Что можно требовать у людей, пребывающих в таком положении? Никто не в состоянии набраться сил и встать на страже святой Торы. Об этом сказано: «Пошли свет Твой и истину Твою…» — наоборот, Ты пошли нам «повозки» свои (Ялкут Шимони разъясняет: «свет Твой» — это царь Машиах, а «истина» — это пророк Элияу, человек правды). И это то, что сказано: «Пошли свет Твой и истину Твою, они поведут меня и приведут к Твоей святой горе (к Храму — прим.)… и приду к жертвеннику Б-гу…», и тогда действительно увидишь, что: «…и возблагодарю тебя (играя) на киноре, Б-г, Б-г мой».


[1] Дварим 28:64

[2] Теилим 89:47-48

[3] Йешаяу 1:21

[4] Теилим 17:8-9

[5] Теилим 143:1

[6] Йешаяу 60:8

[7] Теилим 143:2-3

[8] Эрувин 41б

[9] Дварим 32:15

[10] Брахот 32

[11] Теилим 143:3

[12] Теилим 143:4

[13] Теилим 143:5

[14] Теилим 143:5

[15] Теилим 143:6

[16] Теилим 143:7

[17] Теилим 28:1

[18] Теилим 43:3-4

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу

 


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего