Темы: Псалмы, Еврейская молитва, Помощь, Арабо-израильский конфликт, Терроризм, Батшева Эскин
«Какие-то неподходящие слова», — думала Сапир. — «Какая связь между выздоровлением и вот этим всем: враги, злодеи, война?..» Она двадцать третий день подряд читала эти строки — сначала по книге, а потом уже наизусть, но только недавно начала вдумываться в их значение.
Еще весной Сапир стала чувствовать что-то неладное: неясная тревога, приступы паники, странные покалывания в теле. А иногда внутри что-то обрывалось, и сердце начинало стучать в бешеном ритме. «Наверное, со мной должно что-то случиться. Но что — авария? несчастный случай?» Сапир перестала водить машину, и вообще — делать всё, что может быть хоть в какой-то степени опасным. Время шло, ничего страшного не происходило, а ощущение обреченности только нарастало.
Тогда девушка подумала, что она больна — но походы по врачам ничего не дали, кроме обнаружения незначительного вируса, поддающегося лечению. Результаты обследований усилили её беспокойство: она решила, что болезнь её так серьёзна и фатальна, что даже приборы не могут её определить! Что болезнь прикидывается безобидным вирусом, разъедая её организм изнутри!
Врачи не видели, чем еще они могут помочь. Единственное, что оставалось: молиться. Сапир стала искать молитву о выздоровлении — и скоро на глаза ей попалось объявление в местной газете, где говорилось, что чтение 27-го Псалма Давида обладает силой излечивать и восстанавливать здоровье, особенно если читать его ежедневно в течение 30 дней. «Это именно то, что мне нужно!» — подумала Сапир и в ту же минуту начала свой «марафон», пометив в календаре, что последний, 30-й день, придётся на 7 октября.
Начался октябрь и с ним — праздник Суккот. Сапир давно уже выучила слова исцеляющего Псалма наизусть. И всё же — почему в её молитве не было ни слова об излечении от болезни? От какой войны она умоляла Б-га ее спасти? Кто эти враги, которые на неё поднялись? Что за несчастья её ожидают?
* * *
Сейчас ответы на эти вопросы известны всем — как и история самой Сапир Коэн, которая была захвачена хамасовцами из кибуца Нир Оз утром праздника Симхат Тора и провела в плену в Газе 55 дней. Это она, Сапир, держала голову высоко поднятой, когда ее увозили в Газу на мотоцикле. «Во-первых, я хотела видеть, что со мной происходит и куда я еду, а во-вторых, я надеялась, что меня сфотографируют, и мама увидит, что я жива!» Это Сапир под ударами и пинками «мирных палестинцев», кровожадно набросившихся на пленников по ту сторону забора, прикрывая голову руками, повторяла про себя строки 27-го Псалма: «Надейся на Господа, мужайся…»
Так что же — получается, чтение Псалма «сработало»? Значит, оказавшись в смертельной беде, нужно читать слова царя Давида, подобно заклинанию, — и тогда наверняка спасешься? Сапир Коэн не думает, что всё так просто…
«Сначала я просто считала дни и ни о чем не думала. Но “свой” Псалом продолжала читать. “Г-сподь — свет мой и спасение мое. Кого бояться мне? Г-сподь — опора жизни моей. Кого страшиться мне?” Через несколько дней у меня в голове начало что-то выстраиваться. Считай дни или не считай — от этого ничего не изменится. Что будет завтра — я не знаю. Ответа на вопрос: “Почему это случилось со мной?” — мне никто не даст. Так чего же я хочу? Чего я могу хотеть, зная, что каждый день может стать последним? Ответ пришел как будто сам собой. Я хотела сделать значимым этот день, сегодняшний, который у меня есть прямо сейчас.
Раньше, пока я не попала в Газу, я думала только о себе, — и не видела в этом ничего зазорного. Это было нормально — все мы эгоисты, правда? Но там, в страшных туннелях, я вдруг оказалась тем человеком, который поддерживает других, веселит их, организует игры, вытаскивает из депрессии, выслушивает, развлекает и отвлекает. Мне самой это было удивительно.
Тогда я не понимала, откуда во мне взялся этот оптимизм. Я думала, что всё дело в “договоре” с Б-гом. Я каждый день просила у Него сил выдержать — а взамен обещала помогать другим, насколько хватит сил. Надо сказать, что сил у меня оказалось гораздо больше, чем я думала. Но только когда я вернулась домой и узнала, сколько людей молилось за меня, — только тогда я поняла, почему… Я была не одна в плену. Со мной был Б-г — и весь еврейский народ. Мне сказал один хамасовец — там, в плену: “Когда евреи вместе, они очень, очень сильные. Нам надо просто подождать, когда они начнут враждовать друг с другом, — и тогда мы их легко победим…”
В плену я научилась находить смысл и цель буквально во всём. Вот, например: каждый день я сижу бок о бок с террористами. Значит, у меня есть уникальный шанс изучить их, понять, как работает голова хамасовца, чего он хочет, чего боится, что планирует. Или другое. Девушка, такая же пленница, как я. Ей страшно, голодно, больно — а я могу сделать для нее этот день чуть-чуть терпимее. Сейчас дико это вспоминать — но мы иногда просто давились от смеха! Ведь в самых драматических ситуациях всегда есть что-то комическое. Как мы таскали у арабов питы и прятали их под футболками, а сами делали вид, что занимаемся спортом, мышцы качаем! Или вот ещё. Мы столько лет слышали про туннели Хамаса. И вот наконец мы в них оказались — так ведь это же аттракция номер один в Газе, и мы здесь как будто на экскурсии!..
Да, было очень тяжело пережить эти долгие недели. Тяжело искать поводы для улыбки. Но я каждый день повторяла слова “моего” Псалма, и мне становилось спокойнее и легче. Ведь теперь за каждым словом для меня раскрывался ясный и до боли актуальный смысл: “Не отдавай меня на волю врагов моих…”»
* * *
История Сапир Коэн может показаться рассказом о том, как чтение Псалмов чудесным образом спасает и вызволяет из беды. На самом деле — это рассказ о том, как искренняя молитва открывает в человеке духовные глубины, о которых он не подозревал, даёт ему силы в самых невыносимых условиях, делая его героем, наполняет смыслом каждую его минуту и полностью меняет всю его жизнь — и жизнь окружающих его людей.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.