Из цикла «Религиозные законы (алаха) лечения в Шаббат», темы: Шабат, Алаха, Еврейские законы, Тора и медицина, Беременность и роды, Здоровье
ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ:
В течение беременности, если мать почувствует, что движение плода остановилось или уменьшилось, это указывает на серьезную проблему; некоторый вид патологического состояния плода. (Если мать не уверена относительно того, остановилось ли движение или нет, она должна выпить немного апельсинового сока или другой сладкий напиток. И если она все еще не чувствует движение через 5 или 10 минут, она должна обратиться к своему доктору.)
Даже если это происходит в Шаббат, как только проблема обнаружена, нужно обратиться к доктору (через шинуй, измененным способом, если возможно).
Еврейка должна быть готова поехать в больницу безотлагательно, если доктор так советует.
При начале родов, т.е., когда боли приходят с регулярными промежутками, это считается софек (сомнение) опасности для жизни, и еврей может вызвать доктора [в Шабат], и вызвать транспорт в больницу.
При нормальной беременности, так как риск кровотечения или других опасных для жизни осложнения низкий, от еврея требуется, чтобы он пробовал исключить или минимизировать нарушение запрещений Шаббата, используя шинуй, чтобы сделать все необходимые вызовы. Однако, если, по любой причине, вызов не может производиться с шинуй (или неевреем), еврей может это сделать сам обычным способом.
В случаях беременности с высоким риском, или если есть осложнения (смотрите Беременность — серьезные проблемы), как например кровотечение или сильное сокращение, которое не останавливается, еврей должен немедленно обратиться в Скорую помощь. Еврей может сам отвезти роженицу. На счету каждая минута — нельзя задерживаться, чтобы попросить нееврея или использовать шинуй. Он должен сделать все необходимое, как будто это не Шаббат, чтобы обеспечить пострадавшему лечебную помощь, как можно быстрее.*
Обычная простуда вызывается вирусом, который находился в воздухе (или прошел из рук в руки) от больного вирусной инфекцией человека при его чихании или кашле, часто с задержкой нескольких дней после контакта с вирусом.
Так как любой из более чем 200 вирусов может вызвать обычную простуду, нетрудоспособность может быть очень легкая или очень тяжелая в зависимости от вида вируса и состояния пострадавшего. Раньше не существовало никакого лечения для обычного насморка (антибиотики полностью неэффективны против этих вирусов).
Цель лечения насморка — облегчить или уменьшить дискомфорт, вызванный ринореей (выделением экссудата слизистой носа), головной болью, и больным горлом, пока иммунная система не уничтожит вторгшийся вирус.
Доктора дают следующие советы, чтобы помочь облегчить дискомфорт и сократить продолжительность насморка.
Пейте больше жидкости (но избегайте алкоголя и кофеинсодержащих напитков, которые могут вызвать обезвоживание). Отдыхайте, сколько получится.
Если страдающий насморком живет с кем-нибудь, кто имеет хроническую болезнь или сниженную иммунную систему, человек с насморком должен носить маску, если возможно, чтобы задержать выдыхаемые вирусы в маске.
Нужно держать комнату теплой, но не перегретой. Прохладный увлажнитель воздуха или испаритель может увлажнить воздух и помочь облегчить застой и кашель.
Полезно прополоскать рот с теплой морской водой несколько раз день (смешать половину чайной ложки соли в полном стакане теплой воды, прополоскать, а затем выплюнуть. Это успокоит горло и очистит от слизи).
Безрецептурные солевые носовые капли помогут облегчить носовую гиперемию (застой), и безопасны даже для детей.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Если кашель постоянный — смотрите Кашель.
Если человек имеет высокую лихорадку — смотрите Лихорадку.
Если поражаются носовые пазухи — смотрите Синусит.
Если имеется фарингит (ангина), это может быть бактериальная инфекция — смотрите стрептококковая инфекция.
Если еврей страдает от симптомов простуды (насморк, легкая головная боль, и т.п.), но не испытывает слабость и дискомфорт во всем своем теле, и он может функционировать нормально без необходимости оставаться в кровати, он не может принимать лекарства от простуды, противоотечные средства, сироп от кашля, или обезболивающее (например, парацетамол) до конца Шаббата.
Витамины или добавки, которые принимаются, чтобы вылечить специфическое недомогание, как например насморк (например, витамин C, цинковые таблетки, таблетки из чеснока), — считаются лекарством и не могут приниматься в Шаббат.
Согласно некоторым Поским, если выделения из носа беспокоят людей вокруг него, еврей может принять лекарства или капли, чтобы остановить эти выделения и таким образом сохранить социальное достоинство.
Некоторые Поским разрешают использование носовых ингаляторов, которые не содержат противозастойных средств в Шаббат. Еврей не может прополоскать рот морской водой, виски, в Шаббат, чтобы излечить больное горло.
Еврей может есть пищу, которая поможет облегчить симптомы простуды (например, куриный суп, чай с медом, и т.п.) даже если он только ест их, чтобы вылечить его простуду.
Если еврей так сильно простужен, что прикован к постели, или он выведен из строя, он может принять любое противовоспалительное или обезболивающее лекарство (или добавку), которое ему нужно. Еврей может прополоскать рот морской водой (или лекарством). Ему позволяется принять антибиотики при бактериальном гриппе даже до того, как он будет чувствовать себя выведенным из строя. Если еврей начал предписанный курс антибиотиков до Шаббата, то он может продолжать его даже хотя он больше не чувствует себя выведенным из строя.
Если еврей не имеет лекарства, которое ему нужно, он может попросить нееврея поехать в аптеку, купить лекарство, и принести его к нему.
Еврей может переносить лекарство* к пациенту; если он использует шинуй (перемещает предметы измененным способом), и не несет это через решут харабим деорайта (не перемещает вещи через общественной владение, считающееся таковым из Торы).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.