Из цикла «Религиозные законы (алаха) лечения в Шаббат», темы: Шабат, Алаха, Еврейские законы, Тора и медицина, Здоровье
Мозоль — уплотнение кожи на руке или ноге, вызываемое постоянным трением. Также мозоли вызываются трением кожи об обувь, и могут быть абсолютно неудобны и болезненны.
Еврею не позволяется отрезать мозолистый нарост, или, стянуть мертвую кожу вокруг мозоли, или попросить нееврея удалить ее в Шаббат. Еврею нельзя применять лекарства для удаления мозоли, или использовать липкую ленту в Шаббат. Однако, он может использовать отклеивающиеся мягкие подушечки (прокладки), чтобы смягчить мозоль и минимизировать дискомфорт от трения. (Предпочтительно удалить защитную бумагу от липкого основания до Шаббата — смотрите 263). Он может продолжать ношение подушечки, даже выходя в решут харабим.
Рак — болезнь, вызванная ненормальным ростом клеток. Есть свыше ста различных подтипов рака, в зависимости от того, какая часть тела развила бесконтрольный рост клеток.
Каждый рак имеет свой собственный набор симптомов, и прогноза, в зависимости от расположения, типа, и тяжести болезни.
Детальное обсуждение каждого вида рака, наряду с их симптомами и лечением, очевидно не в пределах компетенции этой книги. Однако, три общих метода лечения: операция, облучение, и химиотерапия, общие почти ко всем видам рака. У большинства людей, рак может быть вылечен или управляем оперативным лечением, химиотерапией, и/или облучением; каждой в отдельности, или в комбинации.
Каждый вид лечения имеет свои собственные побочные эффекты. Общие побочные эффекты операции — боль и слабость после нее. Общие побочные эффекты радиационной терапии — повышенная усталость в течение лечения, особенно в последние недели. Побочные эффекты химиотерапии включают: потерю волос, плохой аппетит, тошноту, рвоту, диарея, и сонливость. Кроме того, снижается способность организма бороться с инфекцией.
Обычно оперативное лечение рака, химиотерапия, и радиационные виды лечения не планируются на Шаббат. Однако, если доктор считает это медицински необходимым, чтобы запланировать их в Шаббат, еврею позволяется провести лечение в Шаббат. Еврей должен побеспокоиться до Шаббата, чтобы договориться с неевреем о перевозке больного (смотрите страницу 66).
Онкологический больной часто имеет внутривенный катетер, прикрепленный к его руке. Он может идти в решут харабим с этой катетерной трубкой, прикрепленной к его руке. (смотрите гепариновый блок — Heparin lock). Однако, если он имеет портативный насос для вливания, он должен вначале отцепить это устройство, и любой тюбинг (трубку), которая не прилагается к его телу, до выхода в решут харабим. Если есть большая необходимость выйти из эрува с прикрепленным насосом, нужно посоветоваться с авторитетным раввином.
Риск Инфекции: препараты химиотерапии созданы, чтобы убить быстрорастущие клетки рака, но они также убивают определенные нормальные здоровые клетки. В результате, человек, подвергающийся химиотерапии становится иммунодепрессивным (потеря организмом нормальной способности защититься от инфекции). Без иммунной защиты, любой глубокий порез, или другая инфекция, становится потенциально опасным для жизни. Любую лихорадку у таких больных нужно считать как опасную для жизни. В таких ситуациях в Шаббат, если возможно (без задержки), надо попросить нееврея отвезти пациента для медицинского лечения. Если не получается, то еврей может поехать сам. *
Вторичные симптомы: Лечение рака вызывает побочные эффекты (вторичные симптомы) как например тошнота. Эти вторичные симптомы лечатся разнообразием препаратов. Эти препараты можно принимать в Шаббат. Относительно того, что делать, если еврей не находит у себя нужных препаратов — смотрите страницу 76.*
Раковые язвы — маленькие раздражающие язвы, которые возникают во рту (считается, что они вызваны вирусами, дефицитом питания, или от маленьких порезов во рту). Не существует препаратов, которые бы вылечили больных раковой язвой. Есть препараты, направленные на язву, чтобы облегчить боль (например, Орабейз, или российский аналог Кеналог) или вызвать анестезию (например, лидокаин).
ПРИМЕЧАНИЕ: Есть более серьезный вид язвы рта, которая напоминает раковую язву, но вызывается вирусом Герпес зостер (опоясывающий лишай) — смотрите Герпес. Если язва сохраняется больше 2-х недель еврей должен видеть доктора (после Шаббата).
Еврей не может применять рецептурные или даже безрецептурные препараты при язве, чтобы онемение боли. Еврей не может прополаскивать свой рот с содержащим лекарственное вещество жидкостью.
Еврей может есть йогурт в Шаббат, даже если его единственное намерение — предотвратить рост раковой язвы.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»