Из цикла «Мусар ешивы Слободка (Хеврон)», темы: Ешива, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Саба из Слободки
[1]«В Рош Ашана все пришедшие в мир проходят перед Ним, подобно овцам» (Рош Ашана 16а). «В тот самый день, когда был сотворен Первый человек, он предстал перед судом Всевышнего за то, что вкусил от Древа Познания добра и зла. И Г-сподь сказал ему: как ты предстал передо Мной на Суде и вышел от Меня оправданным, так в будущем твои потомки предстанут передо Мной в Суде и выйдут оправданными» (Мидраш Рабба, Ваикра, гл. 29).
Первый человек трепетал перед глубиной Суда за небольшой проступок, легчайший из легких, неразличимый даже для ангелов служения. Ведь после вынесения ему приговора ангелы спросили Всевышнего: «Почему Ты наказал смертью Первого человека?» Они не понимали, в чем его вина. И даже после того, как Источник милости и милосердия приговорил его к смерти, они по-прежнему не могли постичь недостатка в его поступке. Грех Адама привел к невероятному перевороту в мире: «Если прежде он наполнял мир от края до края, то теперь умещается в тени кроны дерева»[2].
Адам претерпел безмерно глубокое падение, принес в мир смерть — и как же Творение могло продолжить свое существование? Однако Всевышний пообещал ему: «Как ты предстал передо Мной на Суде и вышел от Меня оправданным, так в будущем твои потомки предстанут передо Мной в Суде и выйдут оправданными»[3]. Но о каком оправдании здесь идет речь? Ведь он пал с недосягаемых высот в глубочайшие бездны, получил проклятие сам и навлек его на все мироздание!
Избранному творению, созданному для наслаждения сиянием Б-жественного присутствия без всяких завес, отделяющих его от Г-спода, было предназначено вечно и непрерывно подниматься в небесные выси. А теперь Первый человек отдалился от Б-га сразу во многих отношениях: «После греха Адама Б-жественное присутствие покинуло землю и поднялось в Высшие Небеса»[4]. Человек лишился своей вечной формы и обрел другую, претерпел ограничение, и отныне ему на жизнь отведены лишь считанные годы.
Разве это результат милости и оправдания? У нас не хватит слов, чтобы описать глубину падения человека из высших миров и тяжесть вынесенного ему приговора. Однако даже после всего этого в нем сохранилась удивительная сила, с помощью которой он способен исправить испорченное своим грехом, выпрямить искривленное, облечься в свою истинную духовную форму без ограничений и уменьшения роста. Он может вернуться к прежней мощи и возвысить себя и весь мир. А раз в нем есть столь удивительная сила, значит, сохранив жизнь, он вышел оправданным на Суде. Ему была предоставлена возможность исправить искаженное, подняться на тот же уровень, на котором он стоял до греха, — право на жизнь — это и есть его оправдание.
И Первый человек действительно исправил все мироздание… Он пожертвовал семьдесят лет своей жизни его потомку — царю Давиду, от которого произойдет праведный Машиах и завершит окончательное исправление всего мира как в материальном, так и в духовном. И вот что мы из этого выводим: пока в человеке есть дух жизни, он может полагаться на Б-га.
Счастье человека — это его жизнь, и нет границ и пределов открытым перед ним возможностям. Выйти из суда оправданным — означает сохранить жизнь. И все молитвы в Рош Ашана — это просьбы о жизни. Мудрецы даже установили в этот праздник дополнение к трем первым благословениям, поскольку тогда перед Б-гом открыты Книги живых и Книги мертвых, это — время смертельной опасности, ради избавления от которой мудрецы решили поместить в молитву прославление Б-га с просьбой о жизни.
Но нам необходимо знать, что даже если человек проживет тысячу лет, но забудет свою цель и долг, то ни к чему не придет. Жизнь сама по себе не имеет смысла, если не извлечь из нее необходимой пользы — исправления греха, восполнения недостающего и духовного возвышения. Злодеи при жизни названы мертвыми. И не только те, кто погрузились в бездну грехов и преступлений. Даже если человек почти безупречен, и лишь легкий изъян кроется в его поступках, — он мертвый злодей.
Царь Цидкиягу был столь велик, что только ради него Всевышний не возвратил мир в изначальный хаос, не стер всю его форму[5]. И вот, в этом праведнике, основе мира, возник небольшой недостаток, когда он поступил не по Закону и не исполнил клятвы, данной нечестивому Невухаднецару[6]. И хотя Сангедрин освободил царя Цидкиягу от его клятвы, все же при этом было допущено существенное нарушение: снять клятву можно только в присутствии того, кому она была дана[7]. И за нарушение этого легчайшего запрета праведный царь был назван мертвым злодеем. Это и есть мера греха, из-за которой человек теряет жизнь.
Мы должны подвести итог прошедшему году, понять, насколько мы исправили свои духовные качества и воззрения, осознать, воспользовались ли бесценным сокровищем — жизнью — для того, чтобы подниматься выше по пути живых? А может быть, упаси Б-г, мы лишь приумножили грех и в нас еще глубже укоренился порок? Мы должны провести эти расчеты, исправить и восполнить прошедший год. Ведь за легчайший грех, за малейший изъян такой праведник, как царь Цидкиягу, был назван мертвым злодеем.
Качество Милосердия Всевышнего превышает свойство Его Суда по меньшей мере в пятьсот раз[8] — исправив свои поступки, мертвый злодей превращается в живого праведника и сможет обрести на Суде заслуги для себя и для всего мира, и удостоится благословения.
[1] Это выступление Сабы из Слободки издали рав Айзик Шер, благословенной памяти, и рав Авраам Гродзенский, да отомстит Всевышний за его кровь, в «Ор Ацефен».
[2] Мидраш Рабба, гл. Берешит.
[3] Мидраш Рабба, Ваикра, гл. 29.
[4] Там же.
[5] См. Сангедрин 103а.
[6] См. Недарим 65а. Талмуд повествует о том, что, находясь в Вавилоне, царь Цидкиягу оказался свидетелем того, как Невухаднецар съел только что растерзанного кролика. Царь Иудеи был вынужден дать клятву правителю Вавилона, что не разгласит увиденного. Однако с течением времени ему стало тяжело хранить эту тайну, и он попросил Сангедрин освободить его от клятвы и огласил увиденное. Невухаднецару стало известно, что его осмеивают и позорят в Иудее, и это в конечном итоге стало поводом для начала войны и привело к разрушению Иерусалимского Храма. — Примечание редактора.
[7] См. Гитин 35а.
[8] См. Макот 23а. «Качество Милосердия Всевышнего превышает свойство Его Суда по меньшей мере в пятьсот раз, поскольку о свойстве суда сказано: “Я — Г-сподь, Б-г твой, Б-г ревностный, вспоминаю грех отцов сыновьям в третьем и четвертом (поколении) ненавидящих Меня” (Шмот 20:5), а о качестве милосердия говорится: “И оказываю милость тысячам любящих Меня и соблюдающих заповеди Мои” (Шмот 20:6). Соотношение даже двух тысяч (минимального количества тысяч) к четырем равно пятистам».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»