Из цикла «Мусар ешивы Слободка (Хеврон)», темы: Ешива, Суд, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Саба из Слободки
[1] «Семь тайн сокрыты от людей: день смерти, день утешения, глубина Суда, человек не ведает о том, что на сердце его товарища, чем он может заработать себе на жизнь, когда вернется царство Давида и когда пропадет нечестивое царство» (Псахим 54б).
«Он создал вместе их сердца, постигает все их деяния…» (Теилим 33:15).
«Я — Г-сподь, прозревающий сердце, испытывающий сокрытое в человеке, чтобы воздать каждому по поступкам его, по плодам деяний его» (Ирмеягу 17:10).
Чтобы представить глубину Небесного Суда, недоступного человеческому пониманию, необходимо знать, как Творец взирает на людей, каким образом перед Ним раскрывается глубоко сокрытое в их душах и за что их призывают на Суд. В первую очередь исследуются наши поступки: «Он создал вместе их сердца, постигает все их деяния…»[2] Непонятно, почему мы за это прославляем Всевышнего: ведь и люди, которые видят только глазами, обладают пониманием и могут оценить слова и действия.
Дело в том, что суть человеческих поступков глубоко сокрыта, и наши выводы не всегда соответствуют истинному положению вещей. Не все, что нам кажется хорошим, на самом деле является таковым; а то, что мы воспринимаем как зло, вполне может оказаться добром. И даже после того, как человек удостоится ступить в чертоги мысли, начнет внимательно и глубоко проводить анализ души, развязывать узелки и распутывать клубки, изучать свои поступки и выверять пути, — все же не в его силах подняться над своими ограниченными представлениями, освободиться из пределов, в которые он заключен. Ведь именно мышление лежит в основе существования. Если люди не изменятся самым коренным образом, не углубят своих знаний о добре и зле, не обретут ясной формы оценки, — откуда взяться мудрости, величию и возвышенности?
Необходимо пересмотреть все свои представления, давно проникшие глубоко в сердце, и через внимательное изучение слов наших мудрецов, благословенной памяти, приблизить к истине свои воззрения на добро и зло. И тогда их святые слова раскроют нам скрытые клады и сокровища мудрости и приведут нас к удивительным открытиям, которые мы не могли представить себе прежде. Горизонты, которые, как нам казалось раньше, были залиты небесным светом и сиянием чистоты, теперь оказываются покрытыми тенью и тучами, и мы убеждаемся в том, что их никогда не освещало солнце.
И насколько проясняются и очищаются наши представления, настолько же мы начинаем осознавать, что разделительная линия между добром и злом тонка и извилиста, и они отстоят друг от друга не более чем на толщину волоска. Трудно уложиться в эти рамки, точно отмерить и разметить их прямыми линиями. Зло проникает в пределы добра, а добро вторгается в границы зла. Из-за этого в мире все перепутано, и человеку очень легко совершить ошибку. Ему кажется, что он устремлен к добру, тогда как на самом деле уже перешел тончайшую грань и погряз во зле.
Повествует Мидраш: «“И сказал Б-г Ноаху: конец всякой плоти настал передо Мной…”[3] — эти ссорятся с теми, а те ссорятся с этими. Эти ссорятся с теми, воруя имущество, а те ссорятся с этими, крадя слова»[4]. Но чем согрешили те из поколения Потопа, кто сами подверглись грабежу? Почему им тоже был вынесен смертный приговор? — Потому, что и они крали: «…ибо из-за них вся земля наполнилась разбоем…»[5] Они слишком громко кричали на своих грабителей. Разумеется, жертве беззакония разрешено воспрепятствовать насилию, поднять голос на преступника, но если это превышает приемлемую норму, то он уже становится не только ограбленным, но и грабителем. Все, что у него было, унесли воры, он обижен и несчастен, — но все же при этом он разбойник. Он совершил кражу у своих грабителей, и ему тоже вынесен смертный приговор, он также стерт с лица земли вместе с преступниками, поскольку его возмущение было несоразмерным. Оба они согрешили и вместе подверглись суровому наказанию. Вот пример того, как можно перейти тончайшую границу между добром и злом: лишь повысив голос, слишком громко стеная, ограбленный и пострадавший превращается в грабителя — в разбойника поколения Потопа.
Когда наш праотец Яаков отправил своих сыновей в Египет, он сказал им: «И Б-г Всемогущий явит вам милосердие…»[6] Мидраш поднимает вопрос: «Почему наш праотец решил благословить своих сыновей именем Б-га Всемогущего? Это учит нас тому, что Яаков претерпел в своей жизни множество страданий. Даже в утробе матери Эсав враждовал с ним…»[7] И Яаков произнес: «Тот, кто сказал миру: достаточно, пусть скажет и моим бедам: достаточно»! Вначале Яаков сказал: «Не спустится мой сын с вами, ибо его брат умер и он остался один, и случится с ним несчастье в пути, по которому вы пойдете, и сведете мои седины в скорби в могилу»[8]. Обратился к нему Йеуда: «Отец! Если Биньямин отправится в Египет, с ним либо произойдет беда, либо нет… Но если не пойдет, то все мы умрем от голода. Так не лучше ли отбросить сомнения и исходить из того, что случится непременно?!» Йеуда тоже опасался за Биньямина, но безусловная угроза пересиливала возможную. И, отправляя их в путь, Яаков упомянул в своем благословении о том, что его брат Эсав преследовал его еще в утробе матери. Но вот что об этом говорит пророк Ошеа: «И ссора у Г-спода с Йеудой, и Он взыщет с Яакова за пути его и воздаст ему по деяниям его. Во чреве он обошел брата своего…»[9] Всевышний спрашивает с народа Израиля за неприязнь их праотца к своему брату»[10].
Эсав преследовал Яакова все дни его жизни, постоянно таил злобу и враждовал с ним еще до рождения. Однако с нашего праотца Яакова, названного «совершенным во чреве»[11], взыскивается за то, что он «во чреве обошел» — за грех еще не родившегося младенца! Да, он — преследуемый, но Небеса утверждают, что в какой-то мере он был и притеснителем: «А затем вышел его брат, и его рука держит за пяту Эсава…»[12] Насколько это поразительно!
Всевышний прозревает все деяния… До сих пор мы говорили только о понимании поступков, на первый взгляд очевидных, — и все же их смысл глубоко от нас сокрыт. Как же мы далеки от понимания слов «Я — Г-сподь, прозревающий сердце, испытывающий сокрытое в человеке, дабы воздать каждому по поступкам его, по плодам деяний его»[13]. Чтобы проникнуть в их суть, необходимо понять, сколь поверхностно видение людей. И тогда нам станет ясно: недоступное глазам человека открыто для Б-га, «прозревающего сердца».
А насколько далеко простирается человеческая зоркость мы видим на примере нашего праотца Авраама. «Счастлив человек, который не поступал по совету нечестивых и на путь грешников не становился, и в собрании насмешников не сидел»[14] — эти слова относятся к праведному Аврааму, который отдалился от филистимлян, поскольку они были насмешниками, как сказано: «И было, когда развеселились их сердца, сказали они: выведите Шимшона, и пусть он позабавит нас…»[15]
Склонность филистимлян к насмешничеству, глубоко сокрытая в их сердцах, полностью проявилась намного позже — только во времена Шимшона — судьи Израиля. Но наш праотец Авраам ощутил в них этот порок и предвидел его последствия. Они — насмешники, и Закон требует от них отдалиться: «…и в собрании насмешников не сидел»[16]. Склонность потомков к насмешничеству вменяется в вину их далеким предкам, поскольку корень этого душевного изъяна произрастал из их сердец и передавался от отцов к сыновьям, пока не вырос и не произвел своих ядовитых плодов. В злодейской изощренности филистимляне потребовали от Шимшона их забавлять. Если мы будем опираться на собственные представления, то, возможно, не усмотрим в их действиях греха: ведь филистимляне захотели унизить Шимшона — самого сильного из их врагов, опустошителя их страны, поскольку в обычае победителей радоваться своему успеху при виде поверженных противников. И они пожелали, чтобы он их забавлял, не столько насмехаясь над ним, сколько радуясь своей победе. Но поскольку они все же издевались над своим пленником, Писание называет их насмешниками, и не только их самих, но и их далеких предков. И если бы Авраам не отделился от них, к нему не относился бы стих Писания: «…и в собрании насмешников не сидел»[17]. Он ощутил низменную душевную сущность филистимлян, предвидел ее последствия и отошел от них. Значит человек из плоти и крови способен разглядеть корень порока, предвидеть, что из него произрастет, и может по первопричине определить ее далекие последствия и предугадать будущее. Совершенный человек, обладающий ясным видением, по малейшему признаку провидит всю дальнейшую цепочку, все порождения, развивающиеся из первопричины.
Но видение Всевышнего намного более глубокое. Люди судят о других по их поступкам, нередко приходя к неверным выводам о том, что сокрыто в глубинах их сердец. Всевышний же относится к деяниям сыновей человека согласно их внутренней сути: «Я — Г-сподь, прозревающий сердце…»[18] Он смотрит прямо в сердца, раскрывающие и разъясняющие сущность поступков: «Он создал вместе их сердца, постигает все их деяния…»[19]
Когда Всевышний послал пророка Шмуэля в дом Ишая помазать на царство в Израиле одного из его сыновей, он увидел Элиава, посчитал его достойным царства и произнес: «Вот, перед Г-сподом помазанник Его…»[20] Ясно, что когда пророк Шмуэль, которого Священное Писание увенчало эпитетом «Видящий», намеревался помазать человека на царство в Израиле, чтобы его престол был вечен и непоколебим и от него в дальнейшем произошел праведный Машиах, он прозревал не только его самые сокрытые и сокровенные черты, но и видел все, что даже отдаленно с ним связано. Ведь от этого зависело вечное будущее народа Израиля — цели Творения!
Пророк проверил и исследовал, подходит ли тот для высочайшей миссии, способен ли он сам и все его потомки до скончания веков исполнять свое предназначение, и не нашел в нем ни малейшего изъяна: «Вот, перед Г-сподом помазанник Его!»[21] Однако Всевышний ответил ему: «Не смотри на вид его и на высоту уровня его, ибо Я презрел его, ведь суть не в том, что видит человек, ибо человек видит глазами, а Г-сподь — то, что в сердце»[22]. «Сказал рабби Мани бар Патиш: если человек гневается, то, даже если ему с Небес уготовано величие, его низвергают. Из чего мы приходим к такому выводу? — Из истории с Элиавом, о котором сказано в книге пророка: “И разгневался Элиав на Давида, и сказал: зачем ты спустился сюда и на кого оставил немногочисленных овец в пустыне? Я знаю дерзость твою и зло сердца твоего, ибо ты спустился, чтобы посмотреть на эту войну”[23]. И когда пришел пророк Шмуэль, чтобы помазать его на царство, обо всех остальных сыновьях Ишая сказано: “…не этого избрал Г-сподь”[24], а об Элиаве говорится: “…Я презрел его”[25]. Значит, некогда прежде он был достоин величия в глазах Б-га!» Раши объясняет: «Слова “не избрал” говорят о том, что этот человек никогда не был избранным, но выражение “Я презрел его” означает: только сейчас, но не прежде»[26].
Эти события произошли до того, как Элиав проявил гневливость, и в дальнейшем мы не найдем в нем никакого недостатка, кроме этого — единственного. Но Б-гу открыто, что Элиав был склонен к гневу, и потому он оказался недостойным в Его глазах»[27]. Пророк Шмуэль верно понял, в чем заключалась воля Вездесущего. Элиав действительно был совершенен, и в нем не было ни малейшего изъяна. Пророк Шмуэль видел его душу насколько это в состоянии человека, а склонность к гневу была сокрыта в самых ее глубинах, спрятана в дальнем уголке, куда не мог проникнуть даже взгляд великого пророка. И Писание свидетельствует о том, что не в силах человека постичь сокрытые глубины сердец — способностью прозревать души обладает только Г-сподь.
Всевышний судил Элиава согласно тому, что прозрел в его сердце. Но чем же согрешил Элиав? Ведь он был старшим братом Давида, который был обязан его почитать, а Элиав — наставлять младшего брата. И когда он подумал, что Давид бросил скот на пастбище, то упрекнул его, посчитав, что тот поступил так из любопытства, желая посмотреть на войну[28]. Но на Небесах усмотрели в этом порок гневливости и низвергли Элиава с высот. Из-за этого недостатка он был сочтен недостойным царской власти в Израиле. И это произошло не после случившегося, а задолго до того, с момента, когда возникла первопричина и в его сердце начал прорастать корень склонности к гневу, сокрытый в безднах души глубже, чем насмешничество в душах филистимлян, которое обнаружил наш праотец Авраам.
Эту склонность к гневу мог различить только Г-сподь, «прозревающий сердца». И Элиав лишился величия, поскольку на Небесах судят людей за тяготение к душевному изъяну — за корень греха, сокрытый даже от взора пророка, за недостаток, находящийся за пределами человеческого восприятия. Человек видит глазами — его сердце скрыто и запечатано даже от него самого, глаз не может узреть всего, что нашло пристанище в его душе. И все же людей судят и свергают с царского трона даже за такой незаметный изъян. Человек должен чувствовать сердцем, и даже если дурная склонность в нем еще не окрепла и не дала своих ядовитых плодов, — ему необходимо постичь первопричину, породившую едва уловимое влечение, которое проявится в реальности лишь много времени спустя. Это и есть качество, которое описывает пророк: «…ведь человек видит глазами, а Г-сподь видит то, что в сердце»[29].
Но есть и еще более утонченное проявление Вездесущего: «Я — Г-сподь, прозревающий сердце, испытывающий сокрытое в человеке, чтобы воздать каждому по поступкам его, по плодам деяний его»[30]. Всевышний исследует сердца людей, направляет на них Свой взгляд, проникающий в тайные лабиринты души. Это качество дополняет предыдущее «Я — Г-сподь, прозревающий сердце». А качество «испытывающий сокрытое» добавляет что-то к ним обоим. Как страшен и грозен День Суда! Первый же уровень, на котором Всевышний видит наши поступки, оказывается глубже, чем видение пророка. А за ним — исследование сердца. И если «Б-жественное видение» начинается там, где заканчивается человеческое постижение, то о том, что такое «проникновение в сердце» у нас нет вообще ни малейшего представления. И всеми этими способами изучения и исследования проверяют души людей!
До сих пор мы говорили о глубине Небесного Суда, на котором выясняется, достигли ли поступки человека высшей степени совершенства, стало ли его сердце чистым и непорочным. Но если некто поднялся на такой уровень, что Всевышний, исследуя его сердце, свидетельствует о его праведности, то, на первый взгляд, ему не о чем беспокоиться перед Судом. Однако если мы изучим этот вопрос более внимательно, то станет ясно, что и столь совершенный человек не может сказать о себе: «Я несомненно буду оправдан в Суде!»
Говорится в Священном Писании: «И наступил день, и пришли сыновья Б-га предстать перед Г-сподом, и пришел также Сатан вместе с ними»[31]. В тот день был Рош Ашана, и Сатан обвинял людей. Молвил Всевышний: «Обратил ли ты внимание на раба Моего — Ийова, ведь нет подобного ему на земле, человек непорочный и справедливый, трепещущий перед Б-гом и удаляющийся от зла»[32]. Писание восхваляет Ийова больше, чем Авраама. Об Аврааме сказано: «…теперь Я знаю, что ты трепещешь перед Б-гом…»[33] Но о Ийове говорится: «…непорочный и справедливый, трепещущий перед Б-гом и удаляющийся от зла»[34]. Великое сказано о Ийове — он взошел на высшие ступени совершенства, которых не достиг даже наш праотец Авраам. И все же Сатан нашел, в чем его обвинить: «И отвечал Сатан Г-споду, и сказал: разве даром трепещет он перед Б-гом? Ведь Ты оберегаешь его и дом его, и все, что есть у него. Ты благословил деяние его рук, и его имущество распространилось по земле! Но вот простри на него руку Свою и коснись всего, что принадлежит ему, не станет ли он хулить Тебя перед лицом Твоим?»[35]
Сатан признает, что в нынешнем положении у Ийова нет ни малейшего изъяна, но что произойдет, если ситуация изменится до противоположной крайности, когда его благополучие прекратится, ведь по словам Сатана от этого и зависел его высочайший уровень: «Ведь Ты оберегаешь его и дом его…»[36] Ийов служил Всевышнему из любви, и все же Сатан обвинил его. И Б-г послал Ийову тяжелейшее испытание: этот праведник лишился всего своего имущества, погибли его сыновья и дочери: «И сказал: нагим я вышел из чрева матери моей и нагим возвращусь туда… Г-сподь дал и Г-сподь взял. Да будет имя Г-спода благословлено!»[37]
Внезапно вся жизнь Ийова изменилась самым непостижимым образом. Всевышний дал ему почувствовать в нижнем мире вкус Грядущего мира, о котором сказано: «Вот, наступают дни, — сказал Г-сподь, — и соприкоснутся пахота и жатва, сбор винограда с посевом, а горы будут источать сок и все холмы растают…»[38] Насколько тяжелое испытание было ниспослано Ийову: переход от благополучия Грядущего мира к обездоленности в этом мире, чтобы посмотреть, устоит ли он в своей праведности, не падет ли с высочайшей ступени.
И на второй день Рош Ашана Сатан снова стал обвинять его: «Но простри руку Свою и коснись костей его и плоти его, не станет ли он хулить Тебя перед лицом Твоим?»[39] И хотя Ийов выдержал предыдущее испытание, потеряв состояние, подобное богатству Грядущего мира, лишившись сыновей и дочерей, он все же не согрешил и не стал сетовать на Б-га. И тогда ему было ниспослано новое тяжкое испытание — физические страдания, от которых душа хотела расстаться с телом: «И сказал Г-сподь Сатану: вот он в руке твоей, только душу его не тронь»[40]. Разбей кувшин, а вино в нем сохрани — дай ему такие страдания, которые не в силах вынести человек. Таким испытаниям подвергся Ийов, праведник, о котором Сам Всевышний свидетельствовал, что его духовный уровень был выше ступени нашего праотца Авраама; и все это произошло только из-за обвинений Сатана.
Творец судит человека не только согласно тому, каков он сейчас. В Небесном Суде учитывают и все, к чему людей могут привести любые, даже самые разительные перемены в их жизни. Действительно, Тора сообщает нам, что человека судят в соответствии с его настоящим положением, однако принимают во внимание и все, что может произойти с ним в будущем. Стоит ли он на своей духовной ступени настолько прочно, что никакие изменения внешних условий не смогут его поколебать, — даже если жизнь, подобная Грядущему миру, сменится страшной нищетой и жуткими страданиями. А теперь мы должны понять, что Всевышний объединяет эти два аспекта Небесного суда: «Он создал вместе их сердца, постигает все их деяния…»[41], «Я — Г-сподь, прозревающий сердце, испытывающий сокрытое в человеке, чтобы воздать каждому по поступкам его, по плодам деяний его»[42].
И, наконец, если человек оказывается совершенным и в нем нет ни малейшего изъяна, его судят не по его нынешнему состоянию, а исходя из всех возможных обстоятельств, способных вызвать в нем какие-либо внутренние изменения. И только так мы можем получить некоторое представление о недосягаемой для человека глубине Б-жественного Суда.
[1] Это выступление Сабы из Слободки издали рав Айзик Шер, благословенной памяти, и рав Авраам Гродзенский, да отомстит Всевышний за его кровь, в «Ор Ацефен».
[2] Теилим 33:15.
[3] Берешит 6:13.
[4] Мидраш Рабба, гл. Берешит.
[5] Берешит 6:13.
[6] Берешит 43:14.
[7] Мидраш Танхума, гл. Толдот.
[8] Берешит 42:38.
[9] Ошеа 12:3-4.
[10] Мидраш Танхума, гл. Толдот.
[11] Молитва Слихот.
[12] Берешит 25:26.
[13] Ирмеягу 17:10.
[14] Теилим 1:1.
[15] Судьи 16:25.
[16] Теилим 1:1.
[17] Там же.
[18] Ирмеягу 17:10.
[19] Теилим 33:15.
[20] Шмуэль (I) 16:6.
[21] Там же.
[22] Шмуэль (I) 16:7.
[23] Шмуэль (I) 17:28.
[24] Шмуэль (I) 16:8.
[25] Шмуэль (I) 16:7.
[26] Раши, там же.
[27] Раши, Псахим 66б.
[28] В действительности царь Давид пришел в стан царя Шауля, подвергая смертельной опасности свою жизнь, чтобы сразиться с Голиафом и спасти народ Израиля от филистимлян. Однако недостаток гневливости, сокрытый в глубине души Элиава, не позволил ему увидеть истину. — Примечание редактора.
[29] Шмуэль (I) 16:7.
[30] Ирмеягу 17:10.
[31] Ийов 1:6.
[32] Ийов 1:8.
[33] Берешит 22:12.
[34] Ийов 1:8.
[35] Ийов 1:9-11.
[36] Там же.
[37] Ийов 1:21.
[38] Амос 9:13.
[39] Ийов 2:5.
[40] Ийов 2:6.
[41] Теилим 33:15.
[42] Ирмеягу 17:10.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»