Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всевышний управляет Своим миром даже посредством малозаметных событий, которые становятся Б-жественными посланниками для свершения великих деяний

[1]«Счастлив человек, который не поступал по совету нечестивых и на путь грешников не становился, и в собрании насмешников не сидел. Только к Торе Г-спода желание его, и Торой Его он занимается днем и ночью» (Теилим 1:1-2).

 

Мы верим в то, что Г-сподь — Он Б-г, Творец, который управляет мирозданием и наблюдает за всеми поступками сыновей человека, чтобы «…воздать каждому по путям его и по плодам деяний его»[2]. Однако мы недостаточно глубоко задумываемся над происходящими в жизни событиями, дабы убедиться в том, что все они проистекают от Всевышнего, благословен Он, и определены каждому согласно его особенностям и ситуации. И не только незначительные проблемы отдельных людей, но и важнейшие вопросы всего народа разрешаются благодаря «случайностям», которые нам кажутся абсолютно несущественными.

Книга пророка Шмуэля свидетельствует о том, что Всевышний управляет Своим миром даже посредством малозаметных событий, которые становятся Б-жественными посланниками для свершения великих деяний. И мы должны научиться в каждой «случайности» видеть посланца Б-жественного Провидения.

В книге пророка Шмуэля рассказывается о том, что когда Всевышний решил удовлетворить просьбу народа о назначении царя, Он поведал великому пророку: «Завтра к этому времени Я пришлю к тебе человека из земли Биньямина, и ты помажешь его в правители народу Моему, Израилю, и он спасет Мой народ от руки филистимлян…»[3]

Каждый, кто услышит об обращенном к пророку Б-жественном речении, касающемся столь важного исторического события — назначения царя еврейскому народу, будет уверен, что Всевышний направит Своего ангела, дабы тот именем Г-спода и великими чудесами и знамениями явил пророку Б-жественного избранника. Однако Писание рассказывает нам, что причина, которая привела будущего царя Шауля к пророку Шмуэлю — пропажа двух ослиц Киша — отца Шауля, что является весьма малозначимым и заурядным событием, нередко случающимся в жизни людей.

Книга пророка детально описывает, как Шауль разыскивал потерявшихся ослиц, а потом по совету юноши отправился к «человеку Б-га», чтобы спросить о пропаже. И когда он пришел к пророку и обратился к нему с вопросом: «Где дом ясновидца?», Г-сподь сообщил пророку Шмуэлю: «…вот человек, о котором Я говорил тебе; он будет управлять народом Моим»[4]. И нам становится ясно, что даже такое значимое событие, как помазание человека на царство в Израиле, Г-сподь осуществляет посредством естественных событий.

Следует задуматься над еще одним происшествием на пути царя Шауля, и из него мы увидим, как часто Всевышний использует малозначимые «стечения обстоятельств» для достижения больших и важных целей, и насколько точно всевозможные «случайности» исполняют Его волю. При входе в город, где в тот день находился «человек Б-га», Шаулю встретились девушки, шедшие к колодцу за водой. Он спросил их, где найти пророка, и они начали пространно говорить о том, что не имело никакого отношения к заданному вопросу: «И отвечали им и сказали: вот он впереди тебя; а сейчас поспеши, ибо он сегодня пришел в город, так как у народа сегодня жертвоприношение на высоте…»[5]

Талмуд в трактате Брахот поднимает вопрос: по какой причине слова этих девушек были приведены в Священном Писании, — и приходит к нескольким взаимодополняющим выводам: «Женщины — они многословные; Шмуэль сказал: они задержались, чтобы полюбоваться красотой Шауля, о котором сказано: “…и не было никого в Израиле лучше него; он был на голову выше всего народа”[6]; рабби Йоханан сказал: одно царство не может вторгнуться в пределы другого даже на толщину волоска»[7]. Из слов рабби Йоханана следует, что задержка царя Шауля, которая выглядела как вполне естественное событие, в действительности была результатом Б-жественного Провидения и предназначалась для того, чтобы остановить его на несколько мгновений, поскольку «Одно царство не может вторгнуться в пределы другого даже на толщину волоска»[8].

Эта небольшая задержка царя Шауля произошла по воле Небес из-за почтения к пророку Шмуэлю, поскольку те несколько мгновений еще принадлежали к эпохе его правления еврейским народом. И вот, пророк Шмуэль в своем величии готовился к помазанию на царство достойнейшего в Израиле. Однако, поскольку людям, согласно их природе, свойственно испытывать некую горечь утраты, когда их величие и слава переходят к другому, по слову Б-га это происходит в четко установленное время, не раньше и не позже. Именно для этой цели навстречу царю Шаулю были посланы разговорчивые девицы, чтобы остановить его на несколько мгновений. И вот, пропажа ослиц привела Шауля к пророку Шмуэлю для помазания на царство, а девушки задержали его в дороге, чтобы он не пришел раньше точно назначенного срока. Деяния Б-га раскрываются перед наделенными мудростью во всех аспектах жизни и в разнообразных «случайностях», посредством которых Всевышний управляет Своим миром.

Рав Исраэль Салантер, благословенной памяти, проложил нам два пути изучения мудрости трепета перед Небесами. Первый — изучение Мусара с восхищением, пробуждающим душу и сердце к чувственному восприятию и трепетному исполнению Торы и заповедей. И второй — еще малоизвестное изучение мудрости Мусара, цель которого — постижение обязанностей сердец, и это — уникальное исследование намерений людей при исполнении ими заповедей Торы. Четыре раздела свода законов Шульхан Арух посвящены практическому служению еврея, а труды Мусара Первых и Последних комментаторов являются источниками знания о тайнах души и исправлении ее качеств. Рав Исраэль Салантер показал своим ученикам путь изучения Талмуда и Первых комментаторов в духе Учения Мусар.

Хорошо известна история: «Однажды к раву Салантеру зашел один раввин, который, заметив, что учитель берет с собой деньги и собирается выйти из дома, спросил о его намерениях. Учитель ответил: “Я иду отнести эти деньги одному мудрецу, которому они принадлежат”. Не скрывая удивления, гость спросил: “Но зачем же вам утруждать себя? Ведь их можно отправить с посыльным!” Учитель объяснил ему: “По моему мнению, я обязан сделать это сам по закону, прямо приведенному в Талмуде”. Гость, который был близок к раву Исраэлю, шутливо сказал: “Если бы такой закон был в Талмуде, то я бы тоже его знал!” Учитель, в тон тому раввину, ответил: “Может быть, в вашем Талмуде этого и нет, но в моем — есть!” И гость стал упрашивать рава Салантера раскрыть ему эту тайну…»[9]

Чудесные способы углубленного изучения Мусара в аспекте обязанностей сердец укоренились и развились в Слободке, и наш учитель рав Натан Цви Финкель, благословенной памяти, обнаружил в Учении Мусар чудеса, выводя их из рассуждений Талмуда и Мидраша о сокрытом в сердце. Он говорил о глубинном смысле практических заповедей, предназначенных очистить сердце и вознести душу.

Давайте задумаемся над отрывком из письма рава Исраэля Салантера, приведенным в книге «Свет Израиля»: «Заповедь изучения Торы является законом и повелением. Исполнение Торы — повеление, а изучение — закон, на необходимости которого настаивает мышление человека, — ведь если он не поймет, в чем суть служения, то как сможет его осуществить? Однако изучение Торы является также и повелением, ибо постижение Б-жественного Учения — это заповедь, даже если бы ее следствием не было исполнение»[10].

Закон обязывает нас изучать Тору, чтобы знать и исполнять заповеди Б-га. Еще до дарования Торы великие в поколениях изучали Б-жественную мудрость, основывали ешивы и передавали знание о воле Творца своим ученикам, как сказано в Талмуде: «Со дней наших праотцов не прекращалось изучение в ешивах»[11]. Элиэзер — раб Авраама — «…черпал из Учения своего господина и поил других»[12] и не покидал Шатер Знания. Дом Учения Шема и Эвера был известен на протяжении целой эпохи; наш праотец Яаков провел в нем много лет, и также наша праматерь Ривка ходила туда за словом Г-спода…

Однако интересно узнать, что изучалось в этих ешивах до дарования Торы? Ведь на людей того периода истории распространялись только Семь заповедей и к ним были обращены лишь несколько пророчеств, полученных от Г-спода Адамом, Каином и Ноахом. В первую очередь надо понять сказанное в Торе о том, что они были наказаны за некоторые поступки, противоречащие ценностям Мусара, но не запрещенные в рамках Семи заповедей Ноаха.

Каина постигло наказание за то, что он не принес Г-споду подношение из самого лучшего, и потому Всевышний не принял его жертву и обратился к нему с увещеванием: «Ведь если станешь лучше тебе простится, а если нет — то у входа грех лежит, и к тебе влечение его…»[13] Однако в явном виде ему не было раскрыто что такое добро! И также к Хаму, отцу Кенаана, был обращен укор из-за того, что, увидев наготу своего отца, он рассказал о произошедшем братьям. За это он получил проклятие стать рабом, а Шем и Яфет удостоились благословения благодаря уважению к отцу и заботе о нем.

Имя Эсава на все времена покрыто позором за то, что, придя усталым с охоты, он произнес: «Накорми же меня от красного, красного этого.., поэтому нарекли ему имя Эдом»[14]. О погрязших в грехе жителях Сдома свидетельствует Тора: «А жители Сдома дурны и грешны перед Г-сподом очень»[15]. О них изрек пророк Йехезкель: «Вот в чем заключалось беззаконие сестры твоей — Сдом: гордыня, пресыщение хлебом и покой были свойственны ей и дочерям ее, а руки бедного и нищего она не поддерживала»[16]. Однако в чем состоял грех жителей Сдома, и почему они были наказаны, если им не была дана заповедь о милосердии?

Чтобы это понять, требуется задуматься над святыми словами рабейну Нисим Гаона: «Всякая заповедь, зависящая от постижения разума и чувства сердца, касается каждого со дня сотворения Б-гом человека на земле и распространяется на всех его потомков во всех поколениях»[17]. Эти слова раскрывают нам, что мышление, дарованное человеку, и является источником его знания. Со дня сотворения человека Г-сподь не оставил его блуждать в пустыне, но даровал разум, который прокладывает ему путь к добру и счастью. Семь заповедей, данных Всевышним потомкам Ноаха, составляют основу мудрости, необходимую для того, дабы они не ошиблись в своих расчетах и шли прямым путем в исследовании истины. В книге «Вера и упование» Рамбан пишет, что 613 заповедей Торы являются основами мудрости, направляющими Израиль во всех жизненных вопросах, о чем сказано: «…мудрость даст жизнь обладающим ею»[18]. И поэтому все, на что указывает людям верное мышление, ведет их к добру. Такова воля Б-га, раскрытая человеку, и если он ее нарушает, с него непременно взыщется и он будет наказан.

И понятно, что великие люди в поколениях до дарования Торы исследовали свое мышление, дабы понять, что хорошо и верно в глазах Б-га и творений. Они приняли за основу Семь принципов мудрости и пророческие изречения Г-спода, переданные им их предками, чтобы сохранить возвышенное мироздание для всего человечества.

Дома Учения, основанные нашими праотцами и Шемом и Эвером, были предназначены для обретения верного мышления. Они осветили своим знанием все Творение, научили людей пониманию Б-жественной воли и дали им представление об истинном счастье и жизненном успехе. Их обязанностью и служением было исполнение заповедей, зависящих от восприятия разума и чувств сердца. «Трепет перед Г-сподом чист, сохранится навеки, законы Г-спода истинны, все справедливы»[19], поэтому людей, которые не следуют указанию своего мышления, ожидает наказание, — ведь ошибка в изучении приводит к злонамеренному греху. А потомкам Ноаха положена смерть за пренебрежение своим долгом изучения Б-жественного Знания.

Каин и Эвель поняли, что должны принести пожертвование Г-споду, и к Каину обращен упрек с Небес за то, что он недостаточно постиг истину и не принес в жертву лучшее. Всевышний не принял его подношение и обратился к нему с укором: «Ведь если станешь лучше — тебе простится, а если нет — то у входа грех лежит, и к тебе влечение его…»[20] А что есть добро? Б-г поведал Каину, что это поступки, об истинности и возвышенности которых свидетельствует мышление. И так же Хаму следовало понять, что необходимо почитать отца, и Эсав должен был изучить законы чистой речи. Каждый из них был наказан в соответствии с уровнем его постижения. А жители Сдома полностью пропали из этого мира, поскольку не следовали Учению нашего праотца Авраама о милосердии. Они знали своего Господина, но восстали против Него и поплатились за это своими жизнями.

Так же и потомки Ноаха были обязаны изучать законы мышления, чтобы прийти к верным воззрениям, исходящим из восприятия разума и чувств сердца. Наши великие праотцы постигли все это благодаря чистоте мышления и труду души, исполняя всю Тору еще до ее дарования. Так повествует Мидраш: «“Счастлив человек, который не поступал по совету нечестивых и на путь грешников не становился, и в собрании насмешников не сидел. Только к Торе Г-спода желание его, и Торой Его он занимается днем и ночью”[21], — это сказано об Аврааме. Но как он мог изучать Тору? Ведь отец не передал ему веру в единого Б-га, и у него не было учителя… Всевышний дал ему две почки, которые стали его наставниками и учили мудрости»[22]. Повествует Талмуд: «Авраам исполнял всю Тору задолго до ее дарования, как сказано: “За то, что слушал Авраам голос Мой и соблюдал завещание Мое, заповеди Мои, повеления Мои и учения Мои”[23]. Он соблюдал даже постановления мудрецов будущих поколений, включая “эрув тавшилин”»[24].

Мышление человека обладает большой силой, и, если он стремится к совершенству, Всевышний помогает ему постичь глубину всех заповедей, полученных Моше рабейну на горе Синай. До дарования Торы потомки Ноаха были обязаны изучать Б-жественное знание, приходя к нему благодаря своему мышлению и основываясь на данных им Семи принципах мудрости. Но вот на горе Синай было даровано Б-жественное Учение. Тора спустилась на землю с небесных высот, и с этого времени на все человечество возложена обязанность выводить из нее Высшее Знание — пути Г-спода, раскрытые в 613-ти принципах мудрости. Изучению Торы следует посвящать еще больше сил, чем постижению Б-жественности в Творении, поскольку «Не на Небесах она (Тора), чтобы сказать: кто взойдет для нас на Небеса и возьмет ее нам, и даст нам услышать ее, и мы исполним ее. Но очень близко к тебе ее слово, дабы устами твоими и сердцем твоим его исполнить»[25]. И чем больше человек познает истину, тем строже с него спрос.

До дарования Торы обязанность раскрытия Б-жественной мудрости распространялась на людей, во всем поколении выделявшихся глубиной мышления. Таким был наш праотец Авраам. Сегодня это должен делать каждый, ибо у всех есть возможность изучать Тору и понимать сказанное в ней. Наши мудрецы говорят, что после вступления в Землю Израиля еврейский народ позаботился о том, чтобы Тора стала достоянием всех народов мира: «Каким образом Израиль записал Тору? — Рабби Йеуда сказал: ее запечатлели на каменном жертвеннике, как сказано: “И напиши на камнях все слова Торы этой очень ясно…”[26], а затем покрыли известкой. Возразил рабби Шимон: если так, то как народы мира могли открыть для себя Тору? Ответил рабби Йеуда: Всевышний, благословен Он, даровал им большие способности, и они послали мастеров, которые удалили известку и обнаружили Б-жественное Учение, которое они должны были изучать, но не стали этого делать. А потому им был запечатан страшный приговор низвергнуться в Преисподнюю. Рабби Шимон говорит: Тора была записана сверху на известке и открыта их глазам, но они не приняли ее, поэтому еврейскому народу предписано отдалиться от семи народов Кенаана: “…чтобы они не учили вас поступать подобно всем их мерзостям, как они делали перед своими божествами, и вы не грешили бы против Г-спода, Б-га вашего”[27]. И из этого мы учим, что если бы они раскаялись в своем грехе, то им было бы позволено проживать на Святой Земле»[28].

Но ведь от них не требовалось проходить гиюр, и остается совершенно непонятным, какое новое обязательство возникло у них после того, как Тора была записана перед их глазами? Ответ на это прост: им следовало постигать Б-жественную мудрость и пути Г-спода при помощи своего мышления из Торы, спущенной на землю, однако народы мира пренебрегли истиной…

Каждый человек обязан изучать Б-жественную мудрость и пути Г-спода из Творения и из Торы. В первую очередь это относится к еврейскому народу. По традиции наших праотцов, живших задолго до дарования Торы, мы должны исследовать своим разумом просторы Творения, дабы постичь тайны мироздания и пути мира и добра, особенно после того, как Моше рабейну поднялся на Небеса и спустил нам Б-жественную Тору. Об этом сказали наши мудрецы: «“Не на Небесах она (Тора), чтобы сказать: кто взойдет для нас на Небеса и возьмет ее нам, и даст нам услышать ее, и мы исполним ее. Но очень близко к тебе ее слово, дабы устами твоими и сердцем твоим его исполнить”[29]. Это значит, что если бы Тора была высоко в Небесах, то на нас бы лежала обязанность подняться туда и достать ее»[30].

Этими словами наши мудрецы разъяснили суть заповеди прилагать для изучения Торы столько усилий, сколько требуется для восхождения на Небеса. Обязанность изучения Торы очевидна, и она несомненно распространяется на всех потомков Ноаха. И необходимо понять, что главное — это намерение ее исполнить. Не имеется в виду, что от человека требуется воплотить изученное, только если столкнется с этим в жизни, — он изначально должен стремиться исполнить всю Тору.

В качестве примера верного подхода к изучению Торы рассмотрим процесс пробуждения различных положительных и отрицательных чувств, как то: жалости и гнева, — ведь им всегда есть место в наших сердцах. Чтобы верно их использовать, надо изучить соответствующие пути Б-жественной мудрости и следовать им в жизни: «“И ходи Его путями…”[31] — Как Он милосерден, так и ты будь милосерден…»[32] И это приводит человека к вечному счастью в настоящем и в Грядущем. Пути Г-спода, которыми надлежит следовать человеку, мы изучаем в дарованной нам Торе. И даже Моше рабейну — отец всех пророков — обратился к Всевышнему с просьбой: «И теперь, если я обрел милость в глазах Твоих, дай мне знать Твои пути, и я буду знать Тебя, чтобы найти благоволение в глазах Твоих…»[33] Всевышний исполнил просьбу Моше и раскрыл ему свою сокровенную тайну — Тринадцать свойств Б-жественного милосердия, которыми Он управляет Своим Творением: «И прошел Г-сподь перед его лицом, и (Моше) воззвал: Г-сподь, Г-сподь, Б-г милосердный и милостивый, долготерпеливый и великий милостью и истиной, хранит милость для тысяч, прощает вину и преступление, и грех…»[34]

Всевышний раскрыл нам, что мы должны относиться к нашим друзьям и недругам в соответствии с этими Б-жественными свойствами. Но мы можем не понять, как использовать гнев в час, когда ненавидящие притесняют нас. Ответ на этот вопрос мы тоже находим в повествовании Торы о Биламе, который «…постиг Знание Всевышнего»[35]. Так сказали наши мудрецы: «Билам умел в точности определить, когда Г-сподь гневается на Свое Творение… А мы знаем, что это длится лишь один миг, как сказано: “Ибо мгновение — в гневе Его, жизнь — в Его благоволении…”[36] Всевышний гневается в час рассвета, когда все цари востока и запада надевают короны на свои головы и поклоняются солнцу»[37]. Отсюда видно, насколько следует укрощать свой гнев, даже когда ненавидящие нас причиняют нам зло. Из путей Г-спода мы учим, как надо поступать в жизни: даровать людям добро в соответствии с Тринадцатью свойствами Б-жественного милосердия и ограничивать свой гнев к притеснителям лишь кратчайшим мгновением.

Это разъясняет суть заповеди изучения Торы: мы должны пробудить в себе сильнейшее желание узнать Г-спода и Его пути в Творении и даже преисполниться готовности подняться на Небеса, чтобы обрести это знание и воплотить его в жизнь. Эта обязанность касается всех потомков Ноаха — им заповедано жить согласно истинному мышлению, определяемому Торой. На нас же это распространяется в еще большей мере, поскольку Всевышний повелел нам изучать Тору, и нам было открыто, что эта заповедь важнее всех других: «Дороже жемчуга она, и все желанное для тебя не сравнится с нею»[38].

Я завершу свое выступление словами поддержки в адрес наших дорогих друзей и постараюсь побудить их к постоянному изучению Мусара в установленное для этого время. А углубленное проникновение в суть этого Учения поможет обнаружить Б-жественную мудрость. Эта обязанность распространяется на всех людей и тем более на сынов Израиля, которым была дарована Тора. В первую же очередь этим должны заниматься те, кто посвятили себя ее изучению, ибо «Забвение изученного приводит к злонамеренности»[39]. Нам стало однозначно ясно, что каждый человек должен прислушиваться к голосу своего чистого мышления, и тем более это касается народа Израиля. А нарушающего повеление своего разума ожидает укор и наказание. И это чудесное открытие в области обязанностей сердец. Так же мы поняли, что суть изучения Торы — в деянии. Да поможет нам Всевышний найти милость в Его глазах, ибо в этом — весь человек!


[1] Этот урок Мусара дал рав Айзек Шер, зять рава Натана Цви Финкеля, глава ешивы «Кнессет Исраэль» в Слободке, благословенной памяти, в преддверии месяца Сиван 1941 г. в Америке, куда он приехал по делам ешивы незадолго до начала Второй мировой войны, благодаря чему спасся от Катастрофы европейского еврейства. Это выступление было опубликовано в вестнике «Кнессет Исраэль».

[2] Ирмеягу 32:19.

[3] Шмуэль (I) 9:16.

[4] Шмуэль (I) 9:17.

[5] Шмуэль (I) 9:12-13.

[6] Шмуэль (I) 9:2.

[7] Брахот 48б.

[8] Там же.

[9] См. Рав Ицхак Блазер, Свет Израиля, гл. «Пути света»: «На этот вопрос рав Салантер ответил так. В Талмуде в трактате Йевамот приводится стих из книги пророка Шмуэля: “И был голод в дни царя Давида три года… И вопросил Давид Г-спода, и сказал Г-сподь: это из-за Шауля и из-за дома крови…” (Шмуэль (II) 21:1). Талмуд объясняет: ““Из-за Шауля” — поскольку после смерти он не был оплакан согласно его достоинству; “…и из-за дома крови” — поскольку царь Шауль умертвил гивоним, проживавших возле города Нов. Талмуд поднимает вопрос: почему Б-г одновременно защищает честь царя Шауля, которого не оплакали согласно его достоинству, и при этом же уличает его в умерщвлении гивоним? Да, так всегда и должно происходить, — отвечает Талмуд” (Йевамот 78б). Пророк Цфания говорит о Б-ге: “Его суд — действие” (Цфания 2:3). Рейш Лакиш объясняет это выражение так: “Где Его суд — там действие” (Йевамот 78б). Раши поясняет смысл этого высказывания следующим образом: “Когда Всевышний судит человека, Он вспоминает его праведные поступки”. Здесь нам раскрывается удивительное качество Всевышнего: именно в тот момент, когда Б-г взыскивает с человека за его грех, Он вспоминает и его добрые дела. После гибели царя Шауля, с воцарения царя Давида и до конца его дней, Б-г не упрекал еврейский народ за недостаточное проявление скорби о царе Шауле. Но в тот момент, когда Всевышний решил взыскать за его грех — умерщвление гивоним, — Он вспомнил и о его величии и праведности, обвинив Израиль в том, что царь Шауль не был оплакан согласно его достоинству.
В этом-то все и дело, — подытожил учитель. Я вынужден указать этому мудрецу на некий его поступок, который, по моему мнению, не соответствует Закону. Но заповедь обязывает меня следовать качествам Всевышнего! Поэтому, собираясь упомянуть о его проступке, я должен подчеркнуть и его величие в Торе, оказав ему особый почет. И хотя в другой ситуации я не стал бы сам относить ему деньги, сейчас я счел своим долгом так поступить, ибо “где Его суд — там действие”».

[10] См. Рав Ицхак Блазер, Свет Израиля, письмо 31. «Виленский Гаон подразделяет обязанности, возложенные на людей, на три категории: повеления (חוקים), законы (משפטים) и заповеди (מצות) (См. Виленский Гаон, Мишлей 1:2). Творение состоит из Небес, земли и соединяющего их человека. Повеления относятся к Небесам, законы — к земле, а заповеди — к человеку. В чем разница между этими тремя типами обязанностей? Повеления не имеют всеобъемлющего разъяснения на земле, ибо они ниспосланы с высших Небес: “И Он их поставил навечно, вовек, дал повеление, и его не преступить” (Теилим 148:6). Небеса восхваляют Всевышнего своей сутью, относясь к высшей реальности. К числу повелений относятся положения о рыжей телице, килаим, кашруте и многие другие. Законы естественно проистекают из системы нижнего мира, в который мы помещены. Их смысл явно раскрыт на земле, поскольку они относятся к человеческому обществу. “Царь законом устанавливает землю…” (Мишлей 29:4). К законам относятся запрет на воровство и причинение зла человеку, а также воздержание от поступков, которые греховны в глазах людей. Сюда же входят предписания о милосердии, благотворительности и оказании добра ближнему. Заповеди предназначены для осуществления связи между высшим и нижним миром — между Небесами и землей. В исполнении заповедей — предназначение человека. “Вот, что заповедовал Господь…”, — сказано во многих местах в Торе». — Примечание редактора.

[11] Йома 28б.

[12] См. Раши, Берешит 15:2.

[13] Берешит 4:7.

[14] Берешит 25:30.

[15] Берешит 13:13.

[16] Йехезкель 16:49.

[17] Рав Нисим Гаон, Брахот 2б.

[18] Коэлет 7:12.

[19] Теилим 19:10.

[20] Берешит 4:7.

[21] Теилим 1:1-2.

[22] Мидраш Рабба, Берешит, гл. 61.

[23] Берешит 26:5.

[24] Йома 28б.

[25] Дварим 30:12-14.

[26] Дварим 27:8.

[27] Дварим 20:18.

[28] Сота 35б.

[29] Дварим 30:12-14.

[30] Эрувин 55а.

[31] Дварим 28:9.

[32] Иерусалимский Талмуд, Пеа 3а.

[33] Шмот 33:13.

[34] Шмот 34:6.

[35] Бемидбар 24:16.

[36] Теилим 30:6.

[37] Брахот 7а.

[38] Мишлей 3:15.

[39] Бава Меция 33б.

 

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»