Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как научиться радоваться в трепете или трепетать в радости

[1] «Чтобы ты научился трепетать перед Г-сподом, Б-гом твоим, все дни» (Дварим 14:23).

Обычно мы считаем радость и трепет далекими друг от друга понятиями, полными противоположностями, которые не могут одновременно объединиться в одном человеке: трепещущий не радуется, а радующийся не трепещет. Однако если посмотреть на этот вопрос через призму Торы, то все будет выглядеть совсем иначе. Мы убедимся, что трепет и радость — не только не исключают, но, наоборот, дополняют друг друга, и, более того, одно невозможно без другого. Человек не может обрести трепет, если в то же самое время не будет испытывать радость!

В Торе приводится заповедь, касающаяся каждого еврея, — отделение Второй десятины от урожая в Земле Израиля, которую хозяин поля вместе со своей семьей должен съесть только в Иерусалиме и ни в каком другом месте. Ее смысл непосредственно раскрывается в Торе: «Чтобы ты научился трепетать перед Г-сподом, Б-гом твоим, все дни»[2]. Это значит, что еврей должен прийти в Иерусалим для обретения трепета перед Небесами, — ведь таково предназначение этого города, — там пребывает Б-жественное присутствие и оттуда изливается святость на народ Израиля.

Если исходить из упрощенных представлений, то получается, что еврею заповедовано прийти в Иерусалим для обретения трепета перед Небесами, погрузиться в страдание и горе, тревогу и беспокойство, его глаза должны быть полны страха и печали. И Иерусалим — Дом Учения мудрости трепета — переполнится несчастьем всего народа: тысячи людей в нем сбрасывают с себя суетные заботы о мире и жизни, погружаются в горестные размышления, создавая пугающую и гнетущую атмосферу, образуют общество, полное печали и тревоги, убивающее жизнь и желание жить… А как же иначе? — Ведь здесь — Дом Учения трепета!

И как же мы будем поражены, когда дойдем до конца этой главы Торы и прочтем: «И ты заплатишь деньги за все, чего пожелает твоя душа: за крупный и мелкий скот и за вино, и за все, чего пожелает твоя душа, и ешь там, перед Г-сподом, Б-гом твоим, и радуйся ты и дом твой»[3]. Что есть радость? — Пышный семейный праздник… И все это — «Чтобы ты научился трепетать перед Г-сподом, Б-гом твоим, все дни!»[4]

И мало того, что каждому еврею, пришедшему в Иерусалим для обретения трепета перед Б-гом, заповедовано радовать себя, свой дом и всех вокруг. Иерусалим должен быть источником безмерного счастья: «Прекраснейший видом, радость всей земли, гора Цийон, склоны севера, град Царя великого!»[5] Неслучайно Иерусалим был городом радости, — и не только потому, что он — царская столица и главный город страны. Нет, само предназначение святого города — непременно быть «радостью всей земли»[6], настолько, что требовалось устранить оттуда все, что только могло привести к страданию или неприятным ощущениям. Повествует Талмуд: «Сказал рабби Йоханан: строение для произведения расчетов находилось за стеной Иерусалима, и каждый, кто хотел подвести итог своим материальным делам, выходил за пределы города. Зачем? — Чтобы не считать деньги в Иерусалиме и не огорчиться, если результат не будет соответствовать его ожиданиям, поскольку этот город — “радость всей земли”[7]»[8].

Радость в Иерусалиме была столь ощутимой и яркой, что не терпела даже легчайшего следа неудовольствия. И поскольку некто, сидя за своими конторскими книгами и видя, что результаты не соответствуют его ожиданиям, мог опечалиться, вне города возвели особое строение, чтобы вывести огорчение за его пределы и сохранить в нем атмосферу совершенной радости, не омраченной даже легчайшей неудовлетворенностью или тревогой.

В этом безбрежном океане счастья не могло быть места даже мельчайшей примеси грусти. Горизонт был чистым и ясным, залитым светом наслаждения, и никакое облако не должно было его затенять. Находясь в Иерусалиме, человеку надлежало впитывать в себя красоту и величие города, о котором сказано: «…прекраснейший видом, радость всей земли…»[9]

Почему Иерусалим должен быть наполнен истинной радостью? — Потому что он — Б-жественный город знания Торы и трепета перед Небесами, и ему следует быть полным жизни и ни с чем не сравнимых наслаждений! Любой недостаток этой радости и удовольствия — это ущерб утонченному трепету перед Небесами и возвышенной жизни по Торе. Ибо в чем сущность Б-жественного Учения, если не в призыве к жизни? И чего Тора требует от человека, если не «выбери жизнь»[10]? Это и есть суть Б-жественного Учения!

Не о скудной и убогой жизни говорит Писание, не о существовании, подчиненном грубым и приниженным страстям, бурлящим в сердце человека и заключающим его в узкие и удушающие рамки. Жизнь по Торе залита Б-жественным светом, она открывает необозримые дали, наполняет ликованием сердце и душу. Глазам людей открывается пространство всех миров, а их мысль объемлет вечность. Жизнь по Торе так чиста и приятна, что в ней нет даже малейшего неудовольствия — духовного или материального.

И когда народ Израиля поднимается в святой Иерусалим и в нем собираются потомки Авраама, чтобы научиться трепету перед Б-гом, достичь высочайшей ступени, указанной Торой, обрести самую сокровенную сущность жизни, — воздух этого города должен быть весь пропитан свежестью, красотой и радостью, чтобы даже легчайшее облако не омрачало Небеса над ним и не было мельчайшей помехи для счастья. Ведь, когда человек из народа Израиля учится трепетать перед Г-сподом, — он начинает жить в радости!


[1] Это выступление Сабы из Слободки, изданное в «Ор Ацефен», записал рав Авраам Зеев Геллер, благословенной памяти, раввин города Марьямполь.

[2] Дварим 14:23.

[3] Дварим 14:26.

[4] Дварим 14:23.

[5] Теилим 48:3.

[6] Теилим 48:3.

[7] Теилим 48:3.

[8] Мидраш Рабба, Шмот, гл. Пекудей.

[9] Теилим 48:3.

[10] Дварим 30:19.

 


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.