Из цикла «Религиозные законы (алаха) лечения в Шаббат», темы: Шабат, Алаха, Еврейские законы, Тора и медицина, Здоровье
Повреждение или болезнь, которая угрожает конечности, — серьезный непредвиденный (экстренный) случай, находится только в одном шаге от «опасного для жизни» непредвиденного случая. Шульхан Арух группирует Болезни этого типа в категории под названием «Опасность для органа». Несмотря на то, что нам не позволяется нарушить запрещения Торы, чтобы сохранить конечность, так, как жизнь находится вне опасности — однако, нам, предоставляются существенные облегчения.
В Секции А мы обсуждаем, какие виды повреждений классифицируются как «Опасность для органа». Например, рассматривается ли в данной категории: сломанный палец на ноге или вывихнутый локоть, как облегчение?
А. Что Входит в Категорию «Опасность для органа»
1. Рука, Нога
2. Ухо
3. Глаз
4. Зуб
В Секции B мы обсуждаем особо, что разрешено, и что не разрешено, в этих ситуациях.
B. Что Разрешено:
1. Позволяется Принять Лекарства, позволяется попросить нееврея
2. Шинуй не нужен, когда отвергается Иссур Дерабонан
ПРИМЕЧАНИЕ: Часто повреждение конечности будет иметь опасные для жизни осложнения как например риск опасной для жизни инфекции. В таких случаях, читатель направляется к Главе Три.
А. ЧТО ВХОДИТ В КАТЕГОРИЮ Опасность для органа
1. Рука, Нога
2. Ухо
3. Глаз
4. Зуб
Любое повреждение или болезнь, которые угрожают постоянно повредить конечность или внешний орган, даже если это не воздействует на остальную часть тела, рассматривается, как «Конечность (часть тела) в Риске». Даже если повреждение вызовет только частичную потерю функции конечности или органа (например, палец не будет сгибаться, ухо не будет слышать также, как и прежде), это также входит в эту категорию.
К тому же, любое повреждение или болезнь, которые могут возможно приводить к риску для конечности, даже если есть только маленькая возможность (софек), что это действительно случится, рассматривается «Частью тела в риске» заболевания.
1. Рука, Нога
а. перелом Руки, Ноги, пальца на руке и на ноге
Перелом пальца, пальца на ноге, перелом руки или ноги, для здорового человека не сможет причинить постоянный ущерб или потерю функциональности поврежденной конечности.
Однако, в некоторых случаях, из-за природы перелома, задержка в лечении может «поместить» конечность в риск (например, кость на ноге может не установиться должным образом и может приводить к постоянной хромоте, кость на руке может не установиться должным образом и может приводить к тугоподвижности пальца). В других случаях (например, открытый перелом), возможно, есть риск инфекции, который нужно считать Угрожающим для жизни риском.
Поскольку очень трудно для кого-либо кроме медицинского работника, правильно оценить риск, предпочтительно иметь нееврея, обеспечивающего доставку в больницу, применить анестезирующее средство, или применить рентгеновские лучи.
Если еврею нужен гипсовая повязка, он должен ждать до окончания Шаббат, чтобы это сделать. Если доктор советует не ждать до окончания Шаббата, опасаясь, что кость будет находиться в риске не установиться должным образом, ему можно сделать эту повязку в Шаббат нееврейским доктором.
ПРИМЕЧАНИЕ: Следующие переломы должны рассматриваться как возможно опасные для жизни ситуации:
• Верхняя нога. Повреждение бедренной кости (самая длинная кость ноги) может вызвать внутреннее кровотечение, и должно считаться Опасным для жизни (посмотрите страницу 77).
• Локоть. Сломанный локоть может вызвать проблемы кровоснабжения (нарушение питания), и должен считаться Опасным для жизни (посмотрите страницу 117).
• Открытый перелом. Открытый перелом, который торчит осколком через кожу, может вызвать инфекцию и должен считаться Опасным для жизни (посмотрите страницу 120).
• Отрыв пальца на руке или ноге. Оторванный палец ноги или руки находится в риске инфекции, при котором могут развиваться опасные для жизни осложнения. Его нужно рассматривать как Опасный для жизни непредвиденный случай.
b. Вывихнутая Кость
Вывихнутая кость не является необычным явлением, особенно для ребенка, и особенно в локте (здесь вывих часто происходит, когда руку ребенка тянут за запястье). Лечение требует манипуляции доктора, чтобы вставить вывихнутую кость на место, которая влечет отвергание иссур дерабонан.
Во многих случаях, частично, если нерв мог быть пережат, то если еврей будет ждать до окончания Шаббата, чтобы вставить вывихнутую кость на место, то существует возможный риск для конечности. Как только становится известно, что риска для конечности нет, если это возможно, идут к доктору, который должен сделать манипуляцию. Иначе, еврей может попросить нееврея отвезти пострадавшего к нееврейскому доктору. Еврей может попросить нееврейского доктора или медицинского работника вставить вывихнутую кость на место в Шаббат.
Если нееврейский доктор не доступен, еврей может считать вывих, как «Конечность в риске», и Еврейский доктор может вставить вывихнутую кость на место без шинуй.
Однако, если доктор определяет, что нет никакого риска в ожидании окончания Шаббата (например, если это — «нянин (форма иммобилизации) локоть», который он может иммобилизовать на короткое время, пока не закончится Шаббат), Еврейский доктор не должен манипулировать этим до конца Шаббата. Однако, если пострадавший является ребенком или имеется опасность для жизни, и ощущает сильную боль, то Еврейский доктор может положиться на мнение Поским и вернуть это обратно на место без шинуй, хотя конечность не находится в риске.
2. Ухо
Ухо содержит барабанную перепонку, которую может разорвать громкий взрыв, инфекция, или объектом, засунутый в ухо. Этот вид повреждения не может заставить потерять ухо, но может повредить барабанную перепонку и может приводить к постоянному снижению слуха этим ухом. Любой, кто получает повреждение или болезнь, которые могут вызвать тугоухость будет находиться в категории «Конечность в Риске», и вся облегчение смогут примениться.
ПРИМЕЧАНИЕ: Если кто то ударит человека по голове, или получит удар по голове, и есть кровь или водянистое жидкое выделение из уха, это может быть повреждение черепа, которое может быть Опасно для жизни. В таких случаях, ситуацию нужно расценить как Опасный для жизни экстренный случай. (Посмотрите страницу 178.)
3. Глаз
Повреждения или болезни глаза, которые могут привести к постоянному снижению зрения, считаются «Риском для части тела (конечности)». Некоторые Поским придерживаются мнения, что повреждение или болезнь, которые могут приводить к слепоте — рассматриваются алахой как Опасное для жизни повреждение. Согласно последнему, Если нееврей не сразу доступен, Еврей может транспортировать пострадавшего (пострадавшего) в кабинет неотложной помощи.
а. Повреждение к Глазу
Любое повреждение глаза от твердого объекта (как например шар или кулак), вызванное сильным ударом, или это сопровождается некоторой потерей зрения, должны рассматриваться (как минимум) как «часть тела в Риске».
Если нет видимости никакой потери, и повреждение не сильное еврей должен ждать пока Шаббат не закончиться, чтобы осмотреться у офтальмолога.
Химические вещества, как например кислоты, чистящие средства,, отбеливающее вещество, и другие растворы, могут вызвать серьезные ожоги, или даже слепоту, если они вступают в контакт с глазом. Такая медицинская ситуация — рассматривается (как минимум) как «часть тела в Риске».
Любой разрез около глазу, в том числе к веку, может быть серьезен и может приводить к слепоте. Такая медицинская ситуация — рассматривается (как минимум) как «часть тела в Риске».
b. Болезни Глаз
Глаукома — серьезное заболевание глаз, при котором внутриглазное давление слишком высокое. Когда происходит нарушение регуляции этого давления, то наступает потеря зрения и в конечном счете, может наступить слепота. Поэтому, пациент, которому нужно лечение или лечение его глаукомы, может пользоваться всеми облегчениями как «Конечности или части тела в риске», если только ему не говорит доктор, что нет никакого риска ожидать получение лечения до наступления Шаббат (посмотрите страницу 76)
c. Инфекция Глаза
Сильная инфекция глаза является (как минимум) «Частью тела в Риске», потому что инфекция может угрожать зрению (или возможно даже жизни). Симптомы сильной инфекции глаз: пульсирующая боль, отек, и/или уменьшение зрения (посмотрите страницу 160)
4. Зуб
Некоторые Поским пишут, что повреждение, которое будет приводить к потере зуба, не получает облегчение и соответственно статус «Части тела в риске»
В любой день кроме Шаббата, если зуб вышиблен, еврей может спасти его немедленно, придя в комнату дантиста или кабинет неотложной помощи. Дантист может повторно поместить зуб и зафиксировать его обратно на место. Зуб может обычно быть успешно восстановлен, если сделать это в пределах около 30 минут. В случае, если прошло более 30 минут, не так вероятно, что дантист сможет успешно пересадить зуб.
В Шаббат, выпавший зуб — не рассматривается как «Часть тела в Риске». Согласно этой точке зрения, еврею не позволяться попросить нееврея перевезти его выпавший зуб, как не позволяется попросить нееврейского дантиста, чтобы зафиксировать его зуб обратно на место.
Однако, (даже согласно этой точке зрения), еврей может, поместить зуб обратно в его гнездо в Шаббат, и держать его там до конца Шаббата. Однако, он не должен делать это в вечер пятницы, потому что опасно спать с несвязанным объектом во рту (этот зуб может попасть в дыхательные пути). Немедленно после Шаббат, он должен идти к дантисту или в кабинет неотложной помощи, где все еще есть возможность сохранения зуба.*
B. ЧТО РАЗРЕШЕНО
1. Позволяется Принять Лекарства, Позволяется попросить нееврея
2. Шинуй не нужен, когда происходит отвержение иссур дерабонан
В случае риска для части тела, нам предоставлены (1) вся облегчения, предоставляемые Выведенному из строя человеку, (2) плюс 1 дополнительное облегчение (как будет сейчас обсуждаться).
1. Позволяется Принять Лекарства, Позволяется попросить нееврея
Нетрудоспособный (Выведенный из строя) человек может принять лекарство (смотрите страницу 52); также можно поступить и для категории Конечности (части тела) в Риске. Для Выведенного из строя человека мы можем попросить нееврея сделать действие, которое запрещается делать по Торе (посмотрите страницу 51). То же относится для любого из категории Конечности (части тела) в Риске.**
2. Шинуй не нужен, когда происходит отвержение иссур дерабонан
Человеку в категории «Конечности или части тела в Риске» позволяется 1 дополнительное облегчение: для Выведенного из строя больного, сам еврей должен выполнить (отвергнуть) иссур дерабонан (выполнить запрещенное еврейскими мудрецами действие), но только если действие делается с шинуй (смотрите страницу 50). Однако, для любого из категории Конечности (части тела) в Риске, еврей (т.е. пациент, его друг, член семьи, Еврейский прохожий, или Еврейский врач*) может выполнить (отвергнуть) иссур дерабонан**, даже без шинуй.
Это дополнительное облегчение обеспечения лечения без использования шинуй часто абсолютно уместно. Например, Выведенный из строя пациент может попросить нееврея перевезти его для лечебной процедуры. Однако, он не может ехать в машине, или даже пешком к доктору или к лечебному учреждению, которое расположено за пределами его тхум (Граница Шаббата). Езда, или даже хождение пешком, вне тхума является иссур дерабонан, который не может быть сделан с шинуй***. Еврею с риском «потери конечности (части тела)», однако, не нужен шинуй, чтобы отвергнуть иссур дерабонан. Ему можно попросить нееврея перевезти его вне тхума.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»