Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему женщина была выстроена из плоти Адама, не создана как отдельное, самостоятельное существо одного с Адамом вида, подобно тому, как отдельно от самцов были скроены самки у животных?

Адам находился на такой высокой духовной ступени, что, по сути, не отличался от малахэй а-шарет – возвышенных созданий, исполнителей воли Творца. Более того, Первый человек был настолько уникален, столь возвышен духовно, что остальные твари, населявшие мир, включая малахим, стали принимать его за создателя всего, и возникло опасение, что эта ошибка может укрепиться и привести к полной путанице.

Адам пытался убедить живые твари, что и он - всего лишь произведение Всевышнего, но это могло помочь лишь до тех пор, пока не придут новые поколения и не повторят ошибку.

Учитывая это, а также изложенное выше, Творец решил ещё более уровнять Адама с животными, разделив его на два существа одного вида. То есть, дать ему пару. Чтобы, с одной стороны, была ему в помощь, а с другой, если станет совершать ошибки, – смогла бы составить ему оппозицию. Чтобы этому осуществиться, Человек впервые попробовал вкус сна. Шёл шестой час дня.

Сны бывают двух видов. Один из них, называемый «шнат хаим» - сон жизни, оживотворяет человека. Во время этого сна тело человека остаётся без пищи, но не нуждается в ней, сколько бы человек не проспал. Более того, человек не ощущает голода и вообще никаких неудобств. Во время этого сна душа человека привносит в тело энергию, черпаемую в высоких мирах, куда она на это время отправляется.

Другой вид сна, глубокий и крепкий, назван «шнат тардэма». Этот сон, внешне напоминающий смерть, также благотворно влияет на человека, восстанавливает силы и приходит к нему, когда тот укладывается на ночь[1]

Погрузившись в этот сон, человек как бы возвращает Творцу свою душу в «изношенном» и «загрязнённом» виде, получая её назад поутру чистой и обновлённой. Оба эти сна обрушились на Адама, когда пришло время появиться Хаве.

С её появлением обнаружилась ещё одна особенность, уподобляющая человека животным. Получив себе пару, Адам обрёл способность к воспроизводству, что фактически предвосхищало его будущее падение, заменяя личное бессмертие, последовательной чередой поколений.[2]

В седьмом часу Хава была изъята из плоти Адама. Как именно это произошло, - рассматриваются две версии.

Согласно первой из них, Хава изначально была создана, как самостоятельная сущность в едином с Адамом теле. Нужно было их лишь разделить.

Вторая же версия говорит о том, что физическая оболочка Хавы была выстроена Всевышним из особого органа в теле Адама под названием «занав». Орган этот представлял собой рёберный отросток с наростами плоти, в дополнение к нему была задействована часть тканей сердца[3]

Это было в первый и последний раз, когда женщина была "произведена на свет" мужчиной. Впоследствии, люди, мужчины и женщины, рожались матерями.[4]

Но почему вообще женщина была выстроена из плоти Адама, почему она в своём своеобразии и уникальности не создана как отдельное, самостоятельное существо одного с Адамом вида, подобно тому, как отдельно от самцов были скроены самки у животных? Ответ скрыт в назначении женщины. Она должна была сознавать себя, как неотъемлемая часть человеческого существа, как уже говорилось, верным партнёром, оппонентом и защитником Адама. Чтобы быть заинтересованной стороной, чтобы быть настоящей помощью и опорой, связь женщины с мужчиной должна была стать органической, безусловной. Её влечение и симпатия к мужу должны были исходить из глубокой привязанности и любви. Они должны были ощущать себя одной сутью, пусть даже разделённой надвое. А это возможно, только если ощущаешь себя неотделимой половинкой целого.[5]

Сотворению Адама предшествовала немалая подготовка. Его тело, как уже говорилось, являлось сложным конгломератом неорганических и органических элементов, взятых из самых удалённых уголков мира. Структура человеческого организма отличалась от всего, что было создано раньше. Физиологические ресурсы Адама были практически неисчерпаемы. Другими словами, взять часть от целого, чтобы создать подобный организм, было гораздо проще и логичней, чем заново лепить и формировать ещё одно похожее существо.[6]


[1] Пиркей де-Раби Элиэзер, 12, с пояснениями РаДаЛя.

[2] Там же

[3] Там же

[4] РаШбаМ

[5] Абарбанель

[6] Сфорно


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.