Из цикла «Мусар ешивы Слободка (Хеврон)», темы: Ешива, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Саба из Слободки
«И да будут глаза твои видеть учителей твоих» (Йешаягу 30:20).
Рав Натан Цви Финкель — Саба из Слободки — встретил своего великого учителя рава Симху Зисселя Бройде — Сабу из Кельма — и первое услышанное им выступление, посвященное величию человека, навечно запечатлелось в его душе, повлияло на его восприятие Торы, привело к Учению Мусар и изменило всю его жизнь. Давайте определим суть Учения Мусар как уникального пути возвышенного служения, сложившегося в ешиве Слободка, и убедимся в том, сколь существенно оно может преобразить нашу жизнь сегодня, столетие спустя…
«Трепет перед Г-сподом — сокровище Его…» (Йешаягу 33:6).
Трепет человека перед Небесами — единственная ценность, которую Творец помещает в Свою небесную сокровищницу, как сказано: «Трепет перед Г-сподом — сокровище Его…»[2] Сказал царь Шломо в своей мудрости: «Трепет пред Б-гом — начало Знания. Мудрость и Мусар глупцы презрели»[3]. Именно в обретении человеком трепета перед Всевышним, приводящего к исправлению качеств души, и состоит суть Учения Мусар. Нередко от несведущих людей можно услышать, что Мусар — это этика. Однако такой в корне неверный перевод со святого языка на греческий является глубочайшим заблуждением и абсолютно не отвечает истинной сути этого Учения. Наш народ никогда не разделял философии эллинизма — греческого воззрения на мир, существенной составляющей которой была именно этика. Различие между Мусаром и этикой как раз и отражает полярность во взглядах на Творение и душу человека между Яаковом и Эсавом — Израилем и народами греко-римской цивилизации. Мусар — Учение, раскрывающее Творца мироздания, приводящее людей к возвышенной духовной жизни; этика — замена Б-жественного Завета набором принятых людьми правил поведения для своей мнимой пользы и блага в мире, из которого они полностью вытеснили Создателя.
В Доме Учения в Кельме Мусар называли «Мудростью трепета»… Учение Мусар — это не нечто новое, возникшее лишь в конце XIX века, — оно является ориентиром в мироздании и поддерживает душу человека с первых дней Творения. О нем неоднократно говорится в Торе, повествуется в книгах Пророков и рассказывается в Писаниях: «И вот заповедь, повеления и законы, которым Г-сподь, Б-г ваш, повелел учить вас, чтобы исполнили вы их на Земле, в которую поднимаетесь для овладения ею. Дабы ты трепетал перед Г-сподом, Б-гом твоим, соблюдал все Его повеления и законы, которые Я заповедаю тебе, — ты и твой сын, и сын твоего сына, во все дни жизни твоей, чтобы продлились дни твои»[4].
Нам заповедует Тора: «Перед Г-сподом, Б-гом твоим, трепещи и Ему служи, и именем Его клянись»[5]и (тогда) Именем Его клянись. Если ты обладаешь всеми этими качествами (названными здесь), если ты страшишься Имени Его и служишь Ему, тогда клянись Его Именем, потому что, страшась eго Имени, ты будешь осторожен в своих клятвах, в противном же случае не клянись. Царь Давид сказал: «Начало мудрости — трепет перед Господом…»[6] Царь Шломо завершил книгу Коэлет следующими словами: «Послушаем заключение всему: перед Господом трепещи и заповеди Его соблюдай, ибо в этом — весь человек»[7]. Царь Давид говорит в Теилим: «Сколь велико благо Твое, которое Ты сокрыл для трепещущих перед Тобой…»[8] Учение Мусар особенно важно в наше время, когда разрушительный процесс отдаления евреев от Торы достиг предела. В ешиве «Кнессет Исраэль» в Слободке была развита цельная система, дающая знание о том, как исправить себя и преодолеть преткновения, которые люди постоянно испытывают на протяжении всей своей жизни.
[1] Это вступление, составленное главным редактором этого издания, имеет целью возведение моста, соединяющего видение мира современного мыслящего человека с духовной реальностью царства Торы в Слободке. Мы рекомендуем его внимательно прочесть, чтобы понять, на что в первую очередь обратить внимание в этой книге, не упустить суть Учения Мусар и обрести способность видеть Творение, залитое светом мудрости трепета, каким его раскрыл великий учитель Мусара рав Натан Цви Финкель.
[2] Йешаягу 33:6.
[3] Мишлей 1:7.
[4] Дварим 6:1-2.
[5] Дварим 6:13.
[6] Теилим 111:10.
[7] Коэлет 12:13.
[8] Теилим 31:20.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»