Из цикла «Границы научного познания», темы: Прогресс и Тора, Тора и наука, Рав Ашер Кушнир, Истинность Торы, Поиск истины
Испокон веков умозрительные выводы мыслителей о мире и человеке принимались как неоспоримая истина. Но с появлением и развитием науки в XVI-XVII веках достоверными стали считаться только знания, полученные при помощи научного метода исследования[1].
Научная методика позволила получить объективные знания в самых разных областях, что принесло неоценимую пользу всему человечеству. А впечатляющие практические достижения научно-технического прогресса подтвердили истинность картины природы, которую предложила наука. В результате возник всеобщий консенсус, что единственным методом познания является научный метод, и что его следует применять и во всех остальных областях, включая сферу жизнедеятельности человека[2].
Таким образом, во всех вопросах познания наука призвана заменить религию и философию.
Безусловно, научный метод, исключающий субъективность, является единственным средством познания материального мира. Но может ли он быть применён и к сфере духовной?
Как было разобрано в первой части книги, в Приложении 1, сфера субъективной ментальной деятельности человека не поддаётся исследованию на основе научной методики.
Поэтому такая область познания, как психология, многими учёными не определяется как наука, поскольку её методика изначально включает элементы субъективности, а также по причине невозможности точного предсказания будущего и независимой проверки — подтверждения или опровержения гипотез.
Так же обстоит дело и с социологией, которая пытается выявить теоретические закономерности поведения человеческого общества, но при этом не в состоянии предсказать его в точности на практике.
Другой аргумент, выявляющий несостоятельность претензий на тотальное господство научной методики, состоит в том, что наука раскрывает законы природы и возможность их использования, но не содержит в себе указания, для каких целей мы можем ими пользоваться. Так, учёные выяснили, как использовать атомную энергию, но людям приходится решать, использовать ли её для созидания или для разрушения, без какой-либо научной методики. Технологические достижения позволили необыкновенно облегчить жизнь человека, но никак не указали на то, каким образом этими благами нужно пользоваться.
Научные достижения не создают моральные ценности. Исследование природы принципиально не может нести в себе ответ на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо. Этические ориентиры не устанавливаются математическими уравнениями.
В отношениях между людьми наука также не помощник. Нельзя измерить никакими приборами любовь и ненависть, зависть и обиду. Невозможно решить с помощью научных методов, как поступать в той или иной жизненной ситуации. Колоссальное здание науки не поможет учёному ни в выборе жены, ни в построении счастливой семейной жизни, ни в воспитании детей, ни в саморазвитии, ни в поиске близких друзей, ни в отношениях с родителями, ни в создании творческой и доверительной атмосферы в лаборатории или на кафедре.
Произведения искусства не поддаются ни научному прогнозированию, ни научной оценке. Наука ничего не знает о красоте и уродстве, об ощущении мгновения и вечности, и т.д.
А главное, наука не способна указать смысл существования человека[3].
Итак, научный метод строго ограничен материальной областью исследования и неприемлем для разрешения вопросов в человеческой жизни. Поэтому и заменить религию и философию в этих областях он не может.
[1] Научная методика описывается вкратце в подразделе 2.3.
[2] И даже если конкретные результаты пока не получены, сам подход от этого не меняется. Ведь в других областях те или иные результаты были постепенно достигнуты, а значит, всегда остаётся надежда на новые исследования.
[3] К. Поппер: «Важно осознавать, что наука не высказывается по “вечным” вопросам — о тайнах бытия или о назначении человека в этом мире». Popper, Karl R. Natural Selection and the Emergence of Mind.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»