Из цикла «Границы научного познания», темы: Прогресс и Тора, Тора и наука, Атеизм, Рав Ашер Кушнир, Истинность Торы, Поиск истины
Итак, в этом Приложении были разобраны «догмы» о всезнании и всесилии науки.
Теперь ясно, что наука не обладает полным знанием о мире, и не любую проблему она способна решить. Во многих областях научное исследование принципиально ограничено, что никак не мешает технологическому прогрессу.
Известнейший мыслитель ХХ века К. Поппер писал: «Учёные всегда должны помнить, что наука носит предположительный характер, и что она погрешима. Наука пока не разгадала все загадки Вселенной и не обещает разгадать их когда-нибудь в будущем. Тем не менее, она может иногда пролить неожиданный свет на самые глубокие и, возможно, неразрешимые загадки»[1].
Стало ясно, что наука XXI века не стремится раскрыть истинную картину мира; своей задачей она видит прогнозирование и практическое использование закономерностей на основе работающих моделей.
Претензии на абсолютную истину и использование риторики в духе «наука доказала» существуют только в одной области исследований, которая связана с гипотезой эволюционного происхождения жизни. Во всех остальных областях научного познания учёные таких заявлений не делают и готовы признать относительность своих знаний.
Выяснилось, что научный метод применим не во всех сферах. Рамки его разумного использования находятся в области материальной, а к сфере жизненной деятельности человека, к этике и эстетике, определению смысла жизни и т.п. научный метод неприменим.
Также стало ясно, что учёные, какими бы гениальными они ни были, в первую очередь люди. Их мнения, безусловно, разумны, важны и авторитетны, но, не обязательно истинны. Это никак не принижает величие научных достижений и не означает, что учёные не заслуживают уважения.
Кроме того, быть учёным не значит быть атеистом.
Успехи человека в его стремлении понять устройство природы, его умение использовать её себе на пользу никак не означают, что у Природы не было Творца. Наука не доказывает правоты атеизма и не опровергает теизм, она вне «вечных вопросов бытия».
Итак, научное познание и его авторитет ограничены.
* * *
[1] Popper, Karl R. Natural Selection and the Emergence of Mind.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Вторая часть Пятикнижия содержит немалое количество чудес. Голос Всевышнего раздается из несгорающего куста, Моше грозит египтянам казнями, и вода Нила превращается в кровь...