Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Устная Тора, Мудрецы Мишны, Раби Элиезер
Тот, кто тайком злословит о других, не удостоится будущего мира, как сказано: «Клевещущего втайне на ближнего (Я) уничтожу»[1]. А в другом месте сказано: «Проклят наносящий удар ближнему втай-не»[2]. Можно увидеть доказательство этому на примере змея, который оклеветал Бога перед Адамом и Хавой. Бог проклял его тем, что его пищей стал земной прах, как сказано: «И прах будешь есть все дни жизни твоей»[3].
Сказал рабан Гамлиэль: сыны Израиля злословили о Боге, сказав: «Есть ли у Него силы прокормить нас в пустыне», как сказано: «И говорили о Боге, сказав: “Сможет ли Бог накрыть стол в пустыне?! Ведь Он ударил скалу, и потекли воды, и разлились реки. сможет ли и хлеб дать?”»[4] Бог увидел, что они злословят о Славе Его, а Она — как испепеляющее пламя. И послал Он пламя, и оно испепелило всё вокруг, как сказано: «И воспылало среди них пламя Бога, и сожгло края стана»[5]. Сыны Израиля пришли к Моше и сказали: «Учитель наш, Моше! Отдай нас, как скот, на бойню (то есть на любую другую смерть), но не предавай нас огню!» Моше увидел страдания Израиля и стал молиться за них, как сказано: «И возопил Моше к Богу, и улеглось пламя»[6].
Сказал раби Йеуда: огонь, спустившийся с небес, — когда погас, остался на земле и не вернулся назад на небеса. Он вошел в Мишкан и сжигал все жертвы, которые евреи приносили в пустыне, как сказано: «И вышел огонь Бога»[7]. Не сказано, что огонь спустился, а сказано, что он «вышел». Этот же самый огонь испепелил общину Кораха, как сказано: «И огонь вышел от Бога»[8]. Ни один человек не умирает, пока его не тронет тот самый огонь, который остался на земле, как сказано: «И улеглось пламя».
«И говорили Мирьям и Аарон о Моше, о взятой им женщине-эфиоп-ке…»[9] Разве она была эфиопкой? Ведь ее звали Ципора (то есть она была дочерью Итро)! Имеется в виду, что как жители Эфиопии (они чернокожие) отличаются от других цветом кожи, так и Ципора отличалась от других своими добрыми делами.
Сказал раби Танхум: сыновья Израиля тоже названы эфиопами, как сказано: «Вы Мне как сыны Эфиопии»[10]. Как житель Эфиопии отличается от всех других, так и еврейский народ отличается своими добрыми делами. В другом месте сказано: «И услышал раб царя, эфи-оп»[11]. Разве он был эфиопом? Он был праведным евреем по имени Барух бен Нерия! Однако это следует понимать так: как эфиоп отличается от всех других, так и Барух бен Нерия отличался своими добрыми делами от других евреев. И сказано: «Сказал Йоав эфиопу: “Иди и расскажи царю (Давиду)”»[12]. Разве тот человек был эфиопом? Он был евреем из колена Биньямина! Но как эфиоп отличается от всех других, так и колено Биньямина отличалось своими добрыми делами от других.
Сказал раби Элиэзер: смотри, каким честным и прямым был тот человек, который сказал Йоаву, что даже если тот даст ему тысячу серебряных монет, он не нарушит приказа царя, как сказано: «Если даже ты дашь мне тысячу серебряных монет, не подниму я руки на царского сына»[13]. Йоав просил его: «Покажи мне место, где висит Авшалом», но тот отказался. Тогда Йоав сказал: «Не стану упрашивать тебя»[14]. Он взял его за руку, и тот показал ему. И вонзили в Авшалома 10 копий, как сказано: «И окружили Авшалома 10 отроков, оруженосцев Йоава, и поразили его, и умертвили»[15]. Каждый, кто нарушает заповедь почитать отца, как бы нарушает все 10 заповедей, и поэтому в Авшалома воткнули 10 копий.
Первый человек, создание Бога, был совершенен во всём. Шесть человек были похожи на Адама, первого человека, и все они погибли. Эти шесть человек, праведники и предводители своего поколения, в чем-то походили на первого человека. И погибли они именно через то, в чем походили на Адама. Это было неким искуплением греха первого человека. Шимшон походил на Адама силой и погиб посредством своей силы; царь Шауль походил на Адама ростом и погиб, упав всем телом на меч; Асаэль походил на Адама быстротой и погиб, когда быстро бежал (преследуя Авнера); царь Йошияу походил на Адама дыханием. Он был праведником поколения. Дыхание — намек на души, а все души того поколения были связаны с царем Йошияу — он был убит из-за испорченности поколения; царь Цидкияу походил на Адама глазами, и его ослепили; Авшалом походил на Адама волосами и погиб из-за своих волос. Авшалом был воином, и у него в ножнах был меч. Почему же, когда он запутался волосами в ветвях дерева, он не вынул меч из ножен и не отрезал волосы, чтобы освободиться? Он увидел раскрывшийся под ним Геином и решил, что лучше ему висеть на дереве, чем упасть в пламя Геинома.
Сказал раби Йосе: семь последовательных уровней есть в Геиноме, и у каждого свои ворота. Авшалом дошел до пятых ворот. Услышал об этом его отец, царь Давид, и скорбел, и оплакивал Авшалома. Пять раз он назвал Авшалома: «Сын мой!», как сказано: «И содрогнулся царь, и поднялся в комнату над воротами. сын мой, Авшалом! Сын мой, сын мой, Авшалом!.. Авшалом, сын мой, сын мой!»[16] Своей молитвой Давид вернул Авшалома назад через пять ворот Геинома. Тогда он принялся прославлять и восхвалять Творца и сказал: «Сотвори для меня знамение к добру! И увидят ненавидящие меня и покроются позором, ведь Ты, Бог, помог мне и утешил меня»[17]. «Помог мне» — в войне с Авшаломом (который восстал против отца). «Утешил меня» — в скорби моей по сыну.
[1] Теилим 101:5.
[2] Дварим 27:24.
[3] Берешит 3:14.
[4] Теилим 78:19-20.
[5] Бемидбар 11:1.
[6] Бемидбар 11:2.
[7] Ваикра 10:2.
[8] Бемидбар 16:35.
[9] Бемидбар 12:1.
[10] Амос 9:7.
[11] Ирмеяу 38:7.
[12] Шмуэль II 18:21.
[13] Шмуэль II 18:12.
[14] Шмуэль II 18:14.
[15] Шмуэль II 18:15.
[16] Шмуэль II 19:1.
[17] Теилим 86:17.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Переводчик Виктория Ходосевич
Приближается Йом Кипур, и, готовясь предстать перед Судом, нам следует помнить, что все наши поступки записаны и учтены.
Рав Гершон Эдельштейн,
из цикла «Подготовка к Дню Суда»
Сущностью периода между месяцем Элуль и месяцем Тишрей является искреннее раскаяние. Человек должен помнить о том, что главным является Будущий мир, а не этот.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто»
Большинство сообразительных, умных и острых разумом людей строят свое образование, в основном, на тонкостях различных наук
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«Что прежде был Петербург? Пустыня. А теперь же это — Бердичев!»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Статья р. Лейба Нахмана Злотника о тайне ста благословений, которые предписано произносить каждый день
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
На горе Синай Всевышний дал евреям законы о седьмом годе. Это место было выбрано неслучайно: Творец продемонстрировал, что только Он является истинным хозяином и владельцем еврейской земли.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»