Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Йом Кипур, Ахарей мот, Магид из Дубно, Еврейская притча
«И будет это вам законом вечным, чтобы искупать сынов Израиля от всех грехов их раз в год»[1].
Мне кажется, что этот стих можно объяснить в соответствии с тем, что сказал царь Давид, да покоится с миром: «Чего бояться мне в дни бедствия? — (но) грех моих пят окружает меня»[2]. Этот стих толкуется мудрецами[3]: «Это грехи, которые человек топчет (то есть, не обращает на них внимание)». Разъясним это:
Притча.
Человек строил дом. Во время строительства постарались, чтобы дом был построен идеально, без единой щели, и не пропускал ветра и пыли. Когда дом был готов и хозяин въехал в него, то люди увидели, что он заносит в дом метелки, чтобы подметать пол. Его спросили: «Зачем тебе метелки? Ты ведь построил добротный дом, и нет в нем щелей, которые пропускали бы ветер и пыль!» Хозяин дома ответил: «Но ведь в дом заходят люди, а к их подошвам на улице прилипают песок и пыль, которые они заносят внутрь. Для этого мне и нужны метелки, ведь если я не буду подметать, то дом постепенно засорится!» Смысл этой притчи в том, что Всевышний вселил в тело душу, и она обитает в нем, как человек в доме. Тело Всевышний со всех сторон упрочнил заповедями, данными для его частей: глаз, ушей, рта, языка, рук, ног и т.д., как об этом подробно говорится в книге «Сефер Харедим». Это было сделано, чтобы к душе не проникал никакой «сор» этого мира. Но человек — он человек, и вынужден взаимодействовать с физическим миром. Выходить наружу — есть, пить, спать, общаться с другими людьми, а потому к нему пристает пыль, и как сказали мудрецы, это то, что он топчет своими подошвами. То есть, когда человек взаимодействует с физическим миром, он не может не запылиться. Поэтому Всевышний еще до сотворения мира создал раскаянье и приготовил особый день для молитвы и сожаления о грехах, который раз в год очищает человека, как хозяин дома очищает его от сора. И поэтому сказано, что этот день будет «законом вечным», без которого не будет возможности искупить грехи. Но если грехи народа будут многочисленны, то одного дня в год не хватит им для очищения.
[1] Ваикра 16:34
[2] Теилим 49:6
[3] Авода Зара 18а
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»