Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Тазриа, Магид из Дубно, Еврейская притча
«Когда женщина зачнет и родит мальчика…»[1].
Написано в Мидраше[2]: «Сказано: Где был ты, когда Я основал землю. Кто назначил ей меру. Кто оградил вратами море, когда оно устремилось, как из чрева. и сказал: “Досюда дойдешь, но не дальше, и здесь предел высоким волнам твоим. ”[3]. “Кто оградил вратами море, когда оно устремилось, как из чрева” — как у дома есть ограда, так есть она и у чрева женщины. “Досюда дойдешь, но не дальше” — это три последних месяца беременности. “.и здесь предел высоким волнам твоим.” — из-за твоей нечистоты (слово — “твои волны” здесь толкуется как — твои нечистоты). Когда ребенок рождается, он появляется из чрева матери весь запачканный, но тем не менее все обнимают и целуют его, и еще больше радуются, если это мальчик» (Мидраш говорит здесь о милосердии Творца к зачатому ребенку от момента зачатия и до рождения — прим.).
Это высказывание мудрецов требует объяснения. Можно понять его при помощи притчи.
Притча.
Один богач решил женить своего сына на дочери бедняка. Когда отцы договаривались о свадьбе, решили не требовать друг с друга обязательств, а каждый даст то, что может. Богач даст своему сыну богатые одежды высокого качества, а бедняк даст своей дочери более простую одежду, согласно своим возможностям. Так и было. Каждый дал своему ребенку то, что мог и сыграли свадьбу. Прошло какое-то время, и молодая пара уже не вспоминала, из какой семьи каждый из них вышел. Наступил праздник, и когда стали одевать праздничную одежду, жена позавидовала мужу: «Мы ведь одно целое! Почему же ты одеваешь такую богатую одежду, а у меня есть только простая?!» Между ними разгорелась ссора, и это стало известно по всей округе. К молодой паре пришел один старик и сказал: «Я удивляюсь, что вы забыли, откуда каждый из вас родом! Ведь каждая из ваших семей подготовила своему ребенку то приданое, которое могла себе позволить. Об этом вы должны помнить всякий раз, когда будете менять одежду, и тогда не будет между вами распри».
Смысл этой притчи в том, что когда человек обратит внимание на потребности тела и на его качества, и сравнит с потребностями и качествами души, то увидит различие, как отличие дня от ночи. Ведь в первом случае силы и желания приходят из источника духовной нечистоты, полного лжи и обманчивых фантазий. А святой и чистый источник сил души — из Чертога Творца. Человек может, не дай Б-г проявить недовольство: «Зачем Б-г поступил так с нами?! Зачем вселил в наше тело дурные качества и обманчивые желания, которые удаляют нас от Его надела, и заставляют любить ложь и ненавидеть правду?!» Ответ на это: «Все деяния Творца праведны, и не делает Он зла. Силы и качества души были созданы при творении мира, а вот известные нам потребности тела обновились уже после творения, из-за духовной нечистоты, которую первый змей впустил в Хаву. Адам послушался свою жену Хаву, и согласился принять от нее запрещенный плод. Этим он вселил эту нечистоту и в него. Таким образом эти силы и качества стали частью человека. Теперь всякая достигнутая духовная ступень — это часть творения Всевышнего. А источник любого искривления человеческих качеств — в духовной нечистоте, которая обновилась в мире после его сотворения, как сказано: “Ведь мерзость перед Б-гом порочный, а с праведным Он тайно говорить будет”»[4]. Порочный — это тот, кто сворачивает с первозданного пути на новый. А путь мироздания остается у праведных. Можно увидеть намек на это в словах Элиу бен Брахэль: «Издалека поведу мысль свою, и воздам справедливость моему Творцу»[5]. Так сказал и старик той молодой паре: «Помните, откуда вы пришли, кто твой отец, а кто ее отец». «Издалека поведу мысль свою…» — вспомню, каким был человек в начале творения, до греха. «.и воздам справедливость моему Творцу» — я вижу, что все деяния Б-га цельны и праведны. Это человек портит себя. От Него же зло не исходит. И это то, что сказано: «Досюда дойдешь, но не дальше, и здесь предел высоким волнам твоим.». Написано в Мидраше: «…из-за твоей мерзости. Когда ребенок рождается, он появляется из чрева матери весь запачканный, но тем не менее все обнимают и целуют его». Этим Мидраш указывает на то, что Всевышний дал человеку обманчивые желания, для того, чтобы мир был населен. И так сказали мудрецы[6]: «Ведь сказал Он, и так сделалось» — это жена, «Он повелел, и возникло» — это дети. Женщина — это сосуд из плоти, крови (нида) и отходов, но тем не менее, все за ней бегают. И ребенок появляется из ее утробы тоже запачканным кровью и слизью, но отец и мать любят его без предела. Человек растет и очищается от грязи, а любовь к нему уменьшается. Когда он достигает середины своей жизни, любовь к нему уже очень мала. На самом деле должно было быть наоборот, чем человек старше, его должны любить больше, ведь он все больше очищается от первоначальной нечистоты. Только неразумность приводит к тому, что отец и мать любят ребенка в соответствии с тем, насколько он в них нуждается. Эту глупость Всевышний дает матери, и про это сказали мудрецы в вышеуказанном мидраше: «из-за твоей нечистоты». Имеется в виду нечистота первого змея. Из-за греха первого человека появился приговор: «Очень умножу страдание твое при воспитании детей и беременности. С муками рождать будешь детей»[7]. С тех пор ребенок не может существовать без любви и жалости к нему родителей. Если бы первый человек не согрешил, то ребенок рождался бы уже цельным и полностью развитым, и не нужно было бы его растить. Так будет в будущем — женщина будет рожать каждый день. Всевышний возложил беременность и заботу о новорожденном именно на нее по справедливости.
[1] Ваикра 12:2
[2] Мидраш Ваикра Раба 14:4
[3] Иов 38:4-12
[4] Мишлей 3:32
[5] Иов 36:3
[6] Шабат 152а
[7] Берешит 3:16
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»