Из цикла «Знание веры», темы: Провидение, Вера и упование, Праведник, Вера, Эмуна, Рав Эуд Авицедек
«Таким образом, божественное провидение не будет ко всем людям одинаково, но надзор над ними будет в соответствии с их человеческим совершенством. Непреложно, что провидение по отношению к пророкам чрезвычайно сильно, по их уровню в пророчестве, и надзор над благочестивыми и праведниками в соответствии с их благочестием и праведностью — поскольку именно та мера из воздействия божественного разума и вкладывает слова в уста пророков и она выпрямляет деяния праведников и завершает мудрость благочестивых. А глупцы и отступники, в соответствии с мерой недостатка у них того божественного воздействия, будут презренны и сочтены как представители других, животных, видов, и потому они были бы легко подвержены смерти, но Всевышний сохраняет их для пользы, которая может от них произойти. Этот принцип — основополагающий в Торе, и она построена на нем: что провидение относится к каждому человеку в зависимости от того, что он собой представляет» (Море Невухим, ч.3 гл. 18).
В соответствии со сказанным выше о двух аспектах индивидуального провидения, несомненно, что ультимативное индивидуальное провидение относится к праведнику. Ведь если взять провидение, следующее из Суда — никто не подвержен суду так, как праведник. Он судится не только за себя, на высочайшем уровне, который требуется от него в соответствии с его ступенью, но и за людей своего поколения, которых он должен учить и упрекать, вести к исправлению. Он ответственен за все мироздания, за все воздействие благодати, нисходящей из высших миров, ибо он — «праведник основа мира». Именно поэтому Всевышний строго судит каждое деяние праведника — «до толщины волоса».
Что же касается провидения, следующего за разумом, которое возвышает человека выше естественного хода событий — оно, несомненно, выделено для приобщенного к Творцу праведника, вся суть которого — возвышение самой природы. Поразмыслите над всем этим хорошенько.
«И вот, открылся предо мной весьма замечательный анализ, с которым развеются сомнения и раскроются божественные тайны» (Море Невухим, ч.3, гл. 51). Так начинает Рамбам свое замечательное открытие в вопросе провидения и сопровождающей его защиты человека от несчастий.
«Он заключается в следующем. Мы уже объяснили в главах о провидении, что в соответствии с мерой разума всякого разумного существа — будет над ним провидение. И человек, совершенный в своем постижении, разум которого никогда не отходит от Бога, — будет над ним постоянный надзор свыше. А человек, совершенный в своем постижении, который иногда отвлекается в своих мыслях от Бога — надзор над ним будет только в то время, когда он будет думать о Боге, и отойдет от него провидение, когда он будет заниматься своими делами. Но не отойдет оно так, как отходит от человека вообще не постигающего, но приуменьшится тот надзор, поскольку у того человека, совершенного в постижении, нет разума в действии, а лишь постижение в потенциале, и он в тот момент подобен писцу в то время, когда не пишет. А тот, кто вообще не постигал Бога, будет подобен находящемуся в темноте и никогда не видевшему света — как мы объяснили стих “…а злодеи во мраке будут безмолвствовать”. Тот же, кто постиг и все его внимание направлено на постигнутое — подобен находящемуся на ярком свету солнца. А тот, кто постиг и занимается сейчас своими делами — подобен в этот момент человеку в облачный день, на которого не светит солнце, поскольку между ними преграждает облако» (там же).
Таким образом Рамбам разъясняет соотношение между приобщенностью человека к Богу и провидением над ним. Далее он объясняет свое замечательное открытие по поводу защиты человека от несчастий — следствия провидения.
«И поэтому мне кажется, что если кого-то из пророков или совершенных благочестивых людей постигло какое-то зло, это может случиться только во время такого забытья, и в соответствии с продолжительностью забытья или низменностью дела, которым он был занят, будет и сила такого зла. А раз так, то разрешено великое сомнение, которое привело философов к отрицанию провидения Бога над каждым человеком и к уравниванию между человеком и животными, в доказательство чего они приводили случаи, когда с благочестивыми и добрыми людьми случались большие несчастья. Этот потаенный вопрос таким образом разрешился, и даже по их мнению.
И будет провидение Бога постоянно над человеком, к которому пришла та благодать, готовая прийти каждому, кто постарается ее достичь. И когда человек очистит свои мысли и постигнет Бога истинными путями и будет радоваться тому, что постиг — невозможно, чтобы случилось с таким человеком что-либо злое, ибо он с Богом и Бог с ним. Но когда от отвлекается в своей мысли от Бога, тогда он отделяется от Бога и Бог отделяется от него, и он подвержен всякому злу, что может его постичь. Ведь именно эта благодать разума приводит провидение и помогает избежать моря случайностей. И тот добрый праведник отделился от (разума) в некоторые времена, а того недоброго и ущербного человека (разум) вообще не достиг, и потому случилось с ними то, что случилось» (там же).
Это замечательные слова, и их простая истина соответствует их возвышенному величию. Известно, что желание Всевышнего заключается только в совершенном воздаянии блага. Ради этого сотворен человек и все мироздание — чтобы быть инструментом для этой цели. И уже объяснялось, что истинное благо — это приобщение к самому Творцу. И хотя это совершенное благо будет в Грядущем мире, мире прилепления к Творцу, — и в нашем мире, когда человек находится в состоянии приобщенности, никакое зло не может приблизиться к нему, ведь он приобщен к добру. Если посмотреть более глубоко: ведь вся реальность зла есть порождение скрытия Лика и отдаления от Всевышнего, а когда человек находится в состоянии приобщенности, он пребывает в свете Лика, в истинном благе. Как пишет Рамбам:
«Это мое убеждение находит свое подтверждение в словах Торы — сказал Всевышний: “И скрою Я Свой лик от них, и будет на съедение, и найдут его множество напастей и бедствий, и скажет в тот день: ведь из-за того, что нет моего Бога в моей среде нашли меня эти напасти”. Здесь сказано, что мы являемся причиной этого “скрытия Лика”, и мы ставим завесу, разделяющую между нами и Ним. Об этом и говорил Он: “А я полностью скрою Свой лик в тот день за все зло, что он (народ) сделал” — и нет сомнения, что это относится и к каждому индивидууму. Здесь прямо говорится, что причина того, что человек отдается на волю случая и на съедение, подобно животным — то, что от отделен от Бога, а того, “чей Бог в его среде”, зло никак не затронет».
Возможность приобщения к Творцу находится в Торе. Прилепившийся к Торе возвышается над природным управлением, к нему относится индивидуальный надзор Всевышнего, и так приводит Рамбам в Законах раскаяния:
«Всевышний дал нам Тору — Древо Жизни, и всякий, кто исполняет написанное в ней и постигает ее глубоко и верно, удостаивается жизни в грядущем мире. И размер награды зависит от дел его и мудрости, которую он приобрел. И Всевышний обещал нам в Торе, что если мы будем исполнять написанное в ней с радостью и от всего сердца и постоянно размышлять о ее мудрости, то Он устранит все, что препятствует нам исполнять ее: болезни, войны, голод и тому подобное. И одарит Он нас благами, которые помогут нам исполнять Тору: изобилием, миром, золотом и серебром, чтобы не уходили все дни наши в заботах о нуждах тела, и были мы свободными, и посвятили себя изучению мудрости и исполнению заповедей, и удостоились жизни в грядущем мире. Так сказано в Торе после обещания Израилю земных благ: “И удостоимся мы праведности, если будем ревностно соблюдать все эти заповеди” (Дварим, 6:25)».
Читайте: тема Вера и Знание в иудаизме
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.