Из цикла «Врата раскаяния», темы: Рабейну Йона, Раскаяние, Освящение Имени Всевышнего
Вот они, эти веские доводы, крепкие, как литое зеркало! И есть еще одно важное объяснение, превосходящее все остальные; мы намекнули на него в начале этой главы, говоря о вышеупомянутых негодных группах людей. Известно, что один из аспектов освящения Имени Всевышнего состоит в том, чтобы освящать Имя каждым словом, исходящим из уст, и каждым намеком, и каждым движением глаз, и каждым звуком своих уст, и каждым движением руки, ибо основой души человека и желанным украшением ее, наилучшим и важнейшим, пользой и славой души является служение Всевышнему и страх пред Ним, и исполнение Его Закона, потому что именно в этом заключается весь смысл человека. И в этом прославление Всевышнего. А те, кто позорит ученых и отвергает страх пред Всевышним, — отменяют такое понимание и своим поведением призывают к противоположному. И как бы говорят, что служение не является делом наиважнейшим и что корень вещей состоит не в служении Всевышнему, — такие хулят и позорят Закон, поэтому они пропадут из общества и уничтожатся за то, что говорят, будто служат Всевышнему, не изучая Закон. Известно, что служение может существовать лишь благодаря тем, кто изучает Закон; они раздумывают о нем днем и ночью, и укажут верное знание и «разумеют времена», как должен вести себя еврейский народ. Они поддерживают Закон среди евреев, чтобы он не был забыт потомками, и там, где нет изучающих Закон, много ловушек для человека, промахов и ошибок, и нет праведного среди людей. Поэтому те, кто служит Всевышнему, почитают ученых во славу Всевышнего, дабы провозгласить, что лишь служение Ему — основа естества. Ясно, что Всевышний создал все во славу Себе, значит, человек обязан обратить внимание на то, чтобы всегда и в любое время почитать Всевышнего и прославлять всеми своими словами и деяниями. И превозносить Его, и благодарить Его, и постоянно благословлять Его, как сказано (Теилим 34;2): «Благословлять буду Всевышнего во всякое время; хвала Ему непрестанно на устах моих». И находясь среди толпы народа и говоря со своими друзьями, следует разумно и тщательно следить за каждым своим словом, дабы прославлять Всевышнего своими словами, прославлять служение Ему, хвалить страх пред Ним и тех, кто служит Ему и страшится Его. За мысли эти и слова удостоится человек достоинства великого до небес, без труда и особых усилий, потому что для этого создан был человек. И сказано (Мишлей 27;21): «Плавильня для серебра, и горнило для золота, и человек по мере славы своей», то есть достоинства человека можно узнать по тому, что он хвалит: если он хвалит добрые дела и мудрецов, и праведных, — знай же и разумей, что в нем много доброго, и в нем находится корень праведности. Ибо невозможно лишь хвалить доброе и праведных всеми своими словами и порицать преступления и позорить грешников, без того, чтобы и самому не презирать их, избирая добро. Возможно, у человека есть скрытые преступления, но он — из любящих праведность, и есть в нем корень праведности, который он может выбрать, и он из тех людей, кто почитает Всевышнего. А тот, кто хвалит гнусные дела или прославляет злодеев, — есть законченный злодей, хулящий служение Всевышнему.
149. Еще сказал Шломо (Мишлей 25;26): «Загрязненный родник и испорченный источник — праведный, падающий перед нечестивым. Есть много меду нехорошо, а исследование славы [праведников] — слава». Ибо когда человек мутит родник ногами, вода в нем загрязняется. Но потом вода успокаивается и становится чистой, как прежде. Таков же и праведник, падающий перед злодеем: достоинство его не уменьшается и не унижается. Он замутнен временно, — семь раз упадет праведник, но каждый раз встанет и вернется к своему почету и своей славе. Есть много меду нехорошо, но много исследовать почет праведников, — почетно для исследующего, ибо слово «праведник» упоминается и в предыдущем стихе. А слово «много» относится к словам «исследовать славу». А негативные стороны почитания злодеев множественны и известны. Потому что оказание почета им есть хуление Закона и служения, а это преступление губит душу и плоть человека.
150. А во-вторых, так как многие следуют им и поступают, как они.
151. А в-третьих, те, кто идет с ними, хотя и не поступают, как они, но наказание получают такое же, как мы уже упомянули.
152. И в-четвертых, они роняют честь людей истины и отменяют служение Всевышнему. И будет успех почета праведников, когда унизится честь злодеев, как написано (Мишлей 14; 11): «Дом нечестивых рухнет, а шатер праведников процветет». И сказано (там же 11; 11): «Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается».
153. Еще сказали мудрецы, что в написанном «слово Всевышнего опозорил» содержится то, что не следует произносить слова Торы в нечистых, неопрятных местах. А также [речь идет о том], кто имеет возможность изучать Закон, но не изучает. И о том, кто читает книги вероотступников. А в написанном «и заповедь Его нарушил» также [имеется в виду] нарушивший заповедь об обрезании.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»