Темы: Земледелие, Шмита, Земля Израиля, Этер мехира, Плоды, Батшева Эскин
Мой муж Дорон — фермер в третьем поколении. Наша жизнь — это овощеводство: мы выращиваем огурцы, баклажаны, помидоры и дыни. Кроме того, у нас есть фруктовый сад и виноградник.
На протяжении многих лет мы всегда полагались на этер мехира — разрешение продавать на год шмиты свою землю нееврею и продолжать обрабатывать ее в качестве наемных рабочих. По окончании года шмиты мы получали ее обратно — подобно тому, как мы продаем квасное на дни Песаха, а после праздника оно вновь возвращается к нам.
Со временем нам стало нравиться все меньше и меньше то, что мы делали. Ведь разрешение поступать так было дано в тяжелые годы, когда есть было буквально нечего, и семьи фермеров, которые не продолжали обрабатывать свои земли, рисковали умереть с голода — это был настоящий пикуах нефеш (ситуация, когда ради спасения жизни запрещающие заповеди могут отменяться).
Сейчас всё изменилось, Израиль благоденствует, и несколько лет назад мы поняли, что больше не можем обманывать сами себя, и решили соблюдать заповедь шмиты в полной мере. На седьмой год мы оставили землю отдыхать и разрешили всем желающим бесплатно брать всё, что выросло в наших садах и огородах. В этом году мы поступили так же.
К прошлой шмите мы не готовились заранее. Я только хотела, чтобы Дорон отдохнул годик от сельского хозяйства — ведь это тяжелый физический труд — и мог бы больше времени посвятить изучению Торы. Я думала про шабат, про то, как мы отдыхаем после трудовой недели, и как было бы замечательно, если бы у Дорона был целый субботний год. Я знала, что это будет не так романтично, как кажется. Я понятия не имела, как мы продержимся в финансовом отношении и чем Дорон будет заполнять свои дни весь год — но я все равно настаивала на том, чтобы сделать это.
Когда муж стал серьезно обдумывать практические детали, он сначала принял было решение, что в отношении тепличных овощей мы будем полагаться на этер мехира — ведь совсем недавно мы потратили много денег на строительство новых теплиц, — а в открытых полях будем соблюдать заповедь шмиты в полной мере. Начался год шмиты, и между Рош аШана и Йом Кипуром мы посадили 25 000 саженцев баклажанов в теплицах.
Зря мы не посоветовались с Керен Ашвиит — организацией, которая поддерживает фермеров, соблюдающих закон седьмого года, — заранее. Оказывается, так нельзя было делать: либо мы полностью всё соблюдаем, либо нет! Это было трудное решение, но «назвался груздем…» Оставался вопрос, что же будет с нашими баклажанами?
В наши теплицы пришел целый комитет раввинов. Они стояли вокруг баклажанов в своих шляпах и пиджаках в сорокоградусную жару, погруженные в размышления и дискуссию, и в конце концов, вынесли свой вердикт: не поливайте баклажаны. В эту жару, без воды, все они погибнут через несколько дней.
Баклажаны погибать отказались! Мы не знаем, как, но, несмотря на жару и недостаток воды, рассада начала прорастать, а через несколько недель — цвести. Мы очень волновались, потому что знали, что очень скоро появятся и плоды — и что с ними потом делать?
Дорон решил поместить яд в ирригационную систему, и в считанные часы наши прекрасные саженцы увяли и погибли. Это было огромное испытание для нас. Наши иностранные рабочие ходили вокруг, повесив головы: они не понимали, как мы можем намеренно уничтожать то, во что мы столько инвестировали.
Месяцы, предшествующие наступлению седьмого года, всегда наполнены беспокойством и неуверенностью. Я волнуюсь за Дорона. Я знаю, как он привязан к делу своей жизни. Он вкладывает душу и тело в поля и теплицы — а потом наступает целый год, когда он полностью отрезан от этого.
В прошлый раз мы не до конца осознавали, к чему приступаем. Но потом мы быстро поняли, что означает определение гиборей коах — сильные духом. Соблюдение законов шмиты требует настоящего мужества каждый день. Каждый раз, когда идет дождь, каждый раз, когда сосед пашет или сажает — просто руки чешутся, чтобы схватить ключи и побежать в теплицу!
Очень тяжело смотреть, как поля пересыхают и зарастают сорняками. Ведь в течение шести лет мы каждый день работали — и внезапно все останавливается.
Перед прошлым годом шмиты, потому что решение было принято в последнюю минуту, у нас оставалось много участков, полных овощей, которые мы еще не собрали и не продали, поэтому все это стало эфкером, и мы потеряли много потенциального дохода. К этой шмите мы готовились более основательно — как финансово, так и с точки зрения расчета сроков.
Во время седьмого года мы устраиваем для городских жителей экскурсии по ферме. В особенности, тем учащимся ешив, которые из книг знают все про шмиту, орла, лекет, трумот и маасрот, очень важно прийти и увидеть, как эти абстрактные понятия становятся реальными. Они видят, что влечет за собой соблюдение этих заповедей, узнают все детали путешествия, которое совершает огурец, прежде чем окажется в салате. Еще у нас есть контактный зоопарк, где не только дети с интересом изучают «раздвоенное расщепленное копыто» и «жевание жвачки».
Элул в конце шмиты очень отличается от Элула любого другого года. Мы испытываем огромное чувство гордости и достижения — как будто мы только что пробежали марафон!
Когда Дорон вернется к работе в начале следующего года, ему придется пройти через весь процесс вспашки, удобрения, орошения и посадки. Даже самый быстрорастущий овощ — огурец, который вырастает за три недели, — приносит дивиденды только через месяц. Первые доходы мы получаем лишь в середине Хешвана. А в этом году все будет немного сложнее, из-за того, что он високосный, а значит, на один месяц длиннее.
Не знаю, как бы нам удавалось справиться со всеми трудностями, если бы не поддержка людей. Керен Ашвиит действительно помогает нам, финансово и морально. Кроме того, мы получаем много эмоциональных писем от людей, которые посетили наш ишув, и это дает нам огромную силу и вдохновение.
А в конце прошлого года шмиты по Бней-Браку прошла огромная процессия: более 100 000 человек! Улица Хазон Иш была перекрыта. Они ехали на тракторах по улице, украшенной плакатами, восхваляющими гиборей коах. У меня нет слов, чтобы описать, насколько это было значимо.
Рав Хаим Каневский сказал, что у нас, фермеров, есть сила давать благословения, и после прошлой шмиты некоторые из величайших раввинов приехали к нам с просьбой получить благословения. Рав Хаим объяснил, что так же, как человек сохраняет степень «доктора» на всю свою жизнь, получив соответствующий диплом, так и титул «гиборей коах» остается нашим навсегда, а не только на время шмиты.
Рахель из мошава в предгорьях Иудейских гор и ее муж удостоились уже четырех семилетних циклов, соблюденных по всем правилам еврейского закона. Рахель ни за что не откажется от этой заповеди, и все же каждый год ей и ее мужу очень тяжело прощаться со своим хозяйством на целый год. Возможно потому, что они выращивают такие особенные плоды — этроги:
«В последний день перед каждой шмитой мы с мужем гуляем по нашему саду. Мы прикасаемся к этрогам, обнимаем стволы деревьев, мысленно запечатлеваем в памяти их цветущую красоту. Я всегда плачу. Когда мы заканчиваем нашу прогулку, мы покидаем сад, оставляя ворота открытыми. Еще один земельный участок в Эрец Исраэль хранит шмиту…»
Рахель плачет не зря. Выращивать этроги и соблюдать шмиту — вдвойне сложная задача. Дерево этрог очень хрупкое. Другие хрупкие фруктовые деревья можно прививать или укреплять, но с этрогом этого делать нельзя — тогда этрог становится некошерным для выполнения заповеди четырех растений в праздник Суккот.
Открывая ворота своего сада для всех желающих, Рахель и ее муж понимают, что перед праздником Суккот сюда придут множество людей, надеясь выбрать бесплатный этрог. Они рады гостям: предлагают им воду, выдают специальные ножницы для сбора …
«Я знаю, что люди, которые приходят, — это замечательные люди, действующие из желания украсить заповедь, и я уверена, что никто намеренно не наносит ущерб, но…» Не раз и не два бывает, что кто-то взбирается на дерево, чтобы срезать один плод, и при этом сбивает несколько других и ломает ветви, уничтожая месяцы тяжелого труда. «Наблюдать за беспечностью людей — самая сложная часть этой заповеди…»
Фермерских хозяйств, принявших решение оставить свои земли отдыхать в седьмой год, как это предписано Торой, — пока не так много. Для того, чтобы пойти этим путем, требуются настоящая вера и умение положиться на Творца. Но тот, кто перешагивает через свои страхи, неуверенность, беспокойство и тревогу, становится свидетелем настоящих чудес, которые Творец всегда готов сделать для каждого, открывающего Ему отверстие, величиной с игольное ушко.
Керен Кох, жена фермера из поселения Ткума, рассказывает, что одно такое чудо пришло к ним в образе человека, который заключил с ними сделку на покупку большого количества органических продуктов, хотя было много других хозяйств, которые хотели продать ему. «Ваша земля благословлена», — сказал он им. «Она дает в два-три раза больше обычного урожая. Этому нет естественного объяснения».
Иногда нам кажется, что мы сами здесь всем управляем: работаем не покладая рук и получаем доход. А потом наступает любой мелкий кризис — и мы понимаем, что не все в наших руках.
Керен говорит: «Кто лучше матери поймет это? Воспитывая детей, вы постоянно сталкиваетесь с трудностями, которые доводят вас до отчаяния. Вы сделали все для своего ребенка; что еще вы можете сделать? Именно тогда вы поднимаете глаза к Небесам и понимаете, что в этом предприятии есть еще один партнер, который действительно управляет делами. Наступает момент, когда вы делаете все возможное, а остальное зависит от Него…»
Два тысячелетия наш народ, рассеянный по миру, был лишен возможности выполнять те заповеди, которые были даны для соблюдения лишь в Святой Земле. В начале становления государства Израиль слова «религиозный» и «фермер» были почти антонимами. Сейчас картина меняется на глазах, и всё больше евреев осознают, что возделывают землю, которую им дал Вс-вышний, и чувствуют необходимость делать это по Его законам.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»