Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Знаешь, где пребывает Б-г? Б-г там, куда Его впускают»Раби Мендл из Коцка
Запрещено есть плоды нового урожая злаков «пяти видов» до принесения Омера

1. Сказано в Торе: «…и хлеба, и жареных зерен и зерен молочной спелости не ешьте до середины этого дня…», то есть: запрещено есть плоды нового урожая злаков «пяти видов» до принесения Омера, который приносили шестнадцатого Нисана1. А в те времена, когда Омер не приносится, злаки нового урожая запрещены весь этот день. Для живущих же вне Земля Израиля, которые устраивают Йом-Тов два дня, поскольку не уверены точно, на какой день он выпал, новый урожай злаков запрещен и 17-го Нисана вплоть до ночи 18-го. Злаки же, которые были посеяны и укоренились до 16-го Нисана, разрешено есть сразу после принесения этого Омера, и поэтому сразу после жатвы их можно будет есть. Если же злаки не укоренились до шестнадцатого Нисана, они будут запрещены в пищу до принесения следующего Омера.

2. По мнению многих величайших законоучителей этот запрет и вне Земли Израиля действует по словам Торы; и поэтому следует тщательно следить за посевом злаков, который иногда происходит после Песаха или непосредственно перед Песахом, из-за чего семена не успевают прорасти до 16-го Нисана (так сеют, например, ячмень и овес, в некоторых же местах = и пшеницу); урожай этих злаков запрещен в пищу до конца 17-го Нисана следующего года. (Если же эти зерна дали корни в сам день 16-го Нисана, урожай разрешен с начала ночи 17-го Нисана следующего года, поскольку, как бы ни ошибиться в дате, никак по-другому быть все равно не может). И также пиво, приготовленное из этих злаков, запрещено до окончания будущего Песаха. И также выжимки этого пива запрещены. Если же этими выжимками заквасили тесто, даже из пшеницы старого урожая, из-за этих выжимок запрещено все тесто.

Если относительно какого-либо зерна есть сомнение, старого ли оно урожая или нового — следует спросить раввина, как с ним поступить.

3. Некоторые говорят, что запрет на злаки нового урожая относится только к таким злакам, которые выросли во владении еврея, даже если само поле принадлежало нееврею, а еврей арендовал его; только к такому урожаю относится запрет есть плоды нового урожая до принесения Омера. Если же злаки были полностью во владении нееврея, запрет есть плоды нового урожая к ним не относится2. И в тяжелой ситуации многие полагаются на это мнение. При этом, как бы то ни было, на урожай, выросший во владении еврея, это разрешение никоим образом не распространяется.

Многие же спорят с этим мнением, говоря, что запрет есть плоды нового урожая до принесения Омера относится также и к нееврейским злакам. И если человек поступает согласно этому второму мнению — он заслужит благословения3.


1 А в Земле Израиля до этого дня запрещено также жать новый урожай злаков. Подробности см. Рамбам, законы Постоянных жертв и Мусафов, глава 3.

2 Относится ли это утверждение также к Земле Израиля — см. Шеелот у-Тшувот «Кнесет Йехезкель», глава 41, и «Сдэ Хемед».

3 И подобало бы и было бы правильно придерживаться этого мнения (БГ, глава 489).


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Рассказ о двадцати годах жизни Яакова

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.

Недельная глава Ваеце

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.

На тему недельной главы, воспитание детей. Ваеце

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.