Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вы наблюдаете за полетом стрелы, которая может поразить других. Примеры чрезвычайным ситуаций.

(Фрагменты из книги «Шаашуей Эфраим», посвященные трактатам «Псахим» и «Сота», любезно предоставленные автором)

От редакции [журнала]: В 1967 году философ Филиппа Фут сформулировала «проблему вагонетки» — этический мысленный эксперимент, который с тех пор играет важную роль в когнитивистике и нейроэтике. Суть эксперимента в следующем. Представьте себе, что Вы видите, как по рельсам несется тяжелая неуправляемая вагонетка. На пути ее следования находятся пять человек, которые привязаны к рельсам безумным философом и не могут убежать. Если вагонетка достигнет их, они погибнут. Но Вы можете успеть перевести стрелку, и тогда вагонетка уйдет на другой, запасный путь. К сожалению, там есть еще один человек, и он тоже привязан к рельсам. Каковы ваши действия? В последующие годы эксперимент с вагонеткой дополнялся, развивался и усложнялся, проводились многочисленные исследования с целью выяснить какой вариант действий выберут люди, относящиеся к разным социальным, возрастным группам и т.д. Фактически, «проблема вагонетки» развилась в самостоятельную область этической науки, получившую неофициальное название «trolleyology» («вагонеткология»): в частности, вся эта тема играет большую роль в этической стороне вопроса разработки автопилотов для автомобилей, поскольку на дороге, теоретически, может возникнуть сложная аварийная ситуация, при которой бортовому компьютеру автомобиля придется решать кем жертвовать: свернуть в сторону и спасти больше жизней, убив меньшее количество людей, или нет; задавить пожилого человека чтобы спасти ребенка, или нет, и т.п.

Но на самом деле, «проблема вагонетки» считается чем-то новым лишь в силу недоразумения, поскольку в еврейских источниках данный вопрос обсуждается уже очень давно.

Хазон Иш о спасении многих ценой жизни немногих

Хазон Иш («Санэдрин» гл.25) анализирует следующую гипотетическую ситуацию: некто наблюдает за полетом стрелы (читай, снаряда или ракеты), которая летит в направлении группы людей и вот-вот убьет их, и у этого наблюдателя есть способ изменить траекторию полета «стрелы», и если он это сделает, то группа будет спасена, однако другой человек, который стоит в стороне от этой группы, погибнет. А если наблюдатель ничего не предпримет, то вся группа погибнет, а одиночка выживет.

Хазон Иш допускает, что данная ситуация, возможно, принципиально отличается от той, в отношении которой установлен известный закон, запрещающий выдать на расправу одного человека ради того, чтобы спасти многих. Там выдача — это акт агрессии. По сути своей, это активное соучастие в убийстве, и, как правило, самим этим действием тот, кто его совершает, не спасает людей напрямую — выдача на расправу приводит к их спасению косвенным образом: таков характер связи между спасением других и выдачей одного еврея на расправу. Однако действие, направленное на изменение траектории стрелы — это, по сути своей, действие спасения. Это действие не связано непосредственно с убийством одиночки, который стоит в стороне — он случайно оказался рядом, и раз уж в результате его бездействия в данной ситуации может умереть много людей, а если он будет действовать, то кто-то один — тогда, возможно, нам следует минимизировать количество жертв… На первый взгляд, исходя из вышесказанного, можно предположить, что тот же принцип применим и в ситуации, когда стрела летит в направлении самого наблюдателя чтобы его убить — этому человеку разрешено будет отбить стрелу, спасая свою жизнь, чтобы она полетела в другую сторону и убила другого человека, а может и нескольких человек, поскольку есть правило, согласно которому «твоя жизнь в приоритете», и потому что данное действие, по сути, является действием спасения. Если легитимно предпочесть многих одному, то можно, на первый взгляд, предпочесть себя другому человеку.

И более того, в случае самозащиты наблюдателя у нас даже больше оснований чтобы разрешить ему изменить траекторию стрелы, так как у нас нет источника, в котором было бы сказано о том, что жизни многих людей предпочтительнее, чем жизнь одного человека, и кроме того, иногда «ценность» одного превышает ценность многих. А то, что своя собственная жизнь ценнее, чем чужая, раби Акива учил из Торы (Ваикра 25:36): «И будет жить брат твой с тобой» (т.е. жизнь «брата» обусловлена твоей жизнью — см. «Бава Меция» 62). Тем не менее, все это нуждается в дальнейшем анализе, и Хазон Иш не пришел к однозначному алахическому решению.

О ситуации, когда есть риск потерять не жизнь, а только один орган

Определение понятия «онес»

В «Шулхан Арухе» («Йорэ Деа» 157.1) приведен закон: «Любые нарушения, какие только есть в Торе, за исключением идолопоклонства, сексуальных запретов и убийства: если человеку говорят нарушить их, а иначе он будет убит, тогда если он не находится вместе с общиной, то ему следует нарушить запрет и не быть убитым. А если он хочет принять на себя устрожение и быть убитым, он может это сделать, при условии, что идолопоклонник намерен обратить его в свою веру».

Рама в своем примечании к этому пункту пишет следующее: «И если может спасти себя лишь потратив все имущество, которое у него есть — должен отдать все и не нарушить запрет». А Шах пишет в своем комментарии к этому месту (прим. 3): «Если есть риск потерять орган (“саканат эвер”), то я сомневаюсь: приравнять ли это к потере имущества либо к потере жизни, и см. Риваш (326), и “Орах Хаим” (328.17)[1], и я склоняюсь к тому чтобы облегчить».

Автор «При Мегадим» пишет по этому поводу («Илхот Шабат» 328.47.7)[2]: «И я сомневаюсь насчет “саканат эвер” — разрешено ли лечить, нарушая запрет Торы путем еды и получения пользы (удовольствия)[3]. И тот случай, когда заставляют человека, угрожая отрезать один из его органов если он не нарушит запрет Торы, разъясняет Шах (“Йорэ Деа” 157.3), и он склоняется к тому, чтобы облегчить (см. там). (…) И можно сказать так в отношении остальных запретов, но Шабат строже — и поэтому запрещено [нарушать Шабат ради спасения органа]. Соответственно, в других запретах, в ситуации, когда больной рискует потерять орган — разрешено лечить, нарушая запрет Торы. Но Шабат отличается, поскольку он строже».

Т.о. Шах тоже считает, что не нарушают Шабат из-за риска потери органа, как написано в «Шулхан Арухе» («Орах Хаим» 328), на который он ссылается, но при этом Шах все же разделяет между нарушением Шабата и других запретов. И вся новизна в позиции Шаха, как мне кажется, в том, что Шабат не позволено нарушать при риске потери органа из-за особой строгости запрета нарушения именно Шабата[4].

Рав Моше Файнштейн («Игрот Моше», «Йорэ Деа» ч.2 174.4) более подробно обсуждает сомнение Шаха: «Мне кажется очевидным, что в случае, когда болезнь уже поразила орган, нельзя идти на нарушение тех запретов Шабата, которые установлены Торой, чтобы вылечить орган[5]. Но если человека, наоборот, заставляют нарушить запрет, угрожая лишить его органа, и если согласится на потерю органа, то избежит нарушения — не обязан терять орган ради того, чтобы не нарушить запрет[6]. Но в обоснованности этого соображения я до конца не уверен».

Можно предположить, что в нашем вопросе нет разницы между нарушением Шабата и других запретов по критерию строгости, а различаются лечение опасно больных («митрапим»)[7]и насильственные действия («онес»), и что при угрозе потери органа разрешено спасать этот орган только в ситуации «онес», но не в ситуации «митрапим» (см. Рамбам, «Илхот йесодей а-Тора» 5.6; «Ор Самеах» там же)[8].

Объяснить это нужно так: разрешение спасать орган путем нарушения запретов в ситуации «саканат эвер» не связано с правилом «и будет жить, исполняя их» (Ваикра 18:5), согласно которому заповеди Торы даны нам Б-гом чтобы жить и исполнять их, а не для того чтобы погибнуть из-за них (поскольку речь идет только о потере органа, но угрозы для жизни нет). И тем не менее, разрешено избежать потери органа в ситуации «онес», совершив нарушение, аналогично тому как «бен Ноах» (нееврей, исполняющий 7 Законов потомков Ноаха), к которому не относится заповедь «и будет жить, исполняя их», в ситуации «онес» все же не обязан жертвовать своей жизнью, чтобы не преступить 7 Законов, которые он обязан соблюдать, как определено мудрецами в трактате «Санэдрин» (74, и см. там комментарий Тосафот). И эту тему подробно осветил наш учитель рав Шмуэль Розовский, благословенной памяти, в своей книге «Зихрон Шмуэль» (гл. 65), и на уроках, посвященных подходу Ривама[9], который считал что у евреев, как и у «бней Ноах», есть право нарушить запрет и спасти орган в ситуации «онес».

На первый взгляд, в данном утверждении можно усомниться, поскольку относительно «сына Ноаха» не сказано точно, что он не должен отдавать свой орган дабы не преступить одну из своих 7 Заповедей — возможно, лишь жизнь он не должен отдавать, а как раз органом обязан пожертвовать, чтобы не нарушить. И это, конечно, требует дальнейшего выяснения.

Но можно сказать, что источник мнения Шаха — стих «всем твоим имуществом» (Дварим 6:5). Бах и автор «Левуш» (гл. 656) писали, что этот стих — источник закона, согласно которому нужно отдать все свое имущество, чтобы не нарушить запрет Торы, и так написал вышеупомянутый Рама. И отсюда мы видим, что отдать нужно только имущество, но не более, т.е. именно в ситуации «саканат эвер» жертвовать органом не нужно (см. «Игрот Моше»[10], на это место, где из слов Рама делается такое уточнение) и даже в том случае, когда нет смертельной опасности. И проверь, и поймешь, что это истина.

Получается, что если человеку будут угрожать, что лишат его органа тела в случае если он не нарушит Шабат — т.е. он окажется в ситуации «онес», а не «митрапим» — то ему разрешено будет нарушить Шабат, и это большая новость (но именно это, по всей видимости, следует из слов «Игрот Моше», как ни удивительно). И это, конечно, требует дальнейшего выяснения.

Можно также поразмышлять на тему того, что между Шабатом и остальными запретами все же есть разница, но другая. Написано в трактате «Тмура» (4): «Сказал Абае: все, что сказал Милосердный не делать — если нарушил и сделал, то засчитывается[11], потому что если подумаешь что не засчитывается — тогда почему [наказывается] плетьми? Рава сказал: не помогает вообще[12], а бьют его за то, что преступил слово Милосердного». И рав Ицхак Яаков из Поневежа, благословенна память о праведнике, в книге «Зехер Ицхак» (гл. 46) учит отсюда, что наказание плетьми менее строгое, чем наказание «карет» (отсечение души от Источника жизни) или смерть, ведь их причина — фактическое совершение преступления, а плетьми его бьют только за то, что нарушил приказ Всевышнего[13].

Более подробно это разъясняется в книге «Мишнат раби Аарон» («Кидушин» гл. 31 п. 11): «В ударах плетьми аспект наказания вторичен, а основная причина, почему человека бьют плетьми — нарушение запрета. А в случае смертной казни не так: там он не только нарушил запрет, но есть еще отдельный элемент — это “обязанность человека смерти” [в особых случаях], и без этого элемента человек не умерщвляется за нарушение запрета. И то, что нам требуется также нарушение запрета [как обязательное условие] — так это потому, что у нас есть закон, согласно которому не наказываем без предупреждения[14]. Однако смертная казнь проистекает из элемента “обязанности смерти”, что не так в случае, когда человек подлежит ударам плетьми, поскольку там наказание является следствием нарушения запрета».

А относительно закона о том, что «бней Ноах» можно назначить смертную казнь за нарушение одной из 7 Заповедей и без предупреждения[15], объяснил наш учитель рав Элияу Элиэзер Мишковский: «Их карают за то, что преступили слово Милосердного, но не за совершенное ими запрещенное действие. И поэтому нет у них [отдельного] аспекта наказания».

В трактате «Санэдрин» (10а) мы находим утверждение раби Ишмаэля, который говорит, что для наказания плетьми нужен раввинский суд в составе 23 человек, и Рава объясняет это тем, что наказание плетьми заменяет собой смертную казнь. Тосафот в своем комментарии пишут: «А некоторые объясняют, что это по причине того, что не требуется предупреждать “бней Ноах” чтобы назначить им смертную казнь, а евреям дано право назначать наказание плетьми вместо смертной казни у бней Ноах».

Очевидно, что связь между плетьми и смертной казнью «бней Ноах» требует дальнейшего разъяснения. Но в свете вышесказанного слова Тосафот становятся очень понятны: «бен Ноах» за нарушение слов Милосердного наказывается смертной казнью, а еврей, за то что преступил слова Милосердного, наказывается плетьми, и получается, что плети выступают как замена смертной казни. А значит, то, что мы видели, что «бен Ноах» в ситуации «онес» не обязан жертвовать жизнью — это из-за того, что в таком случае он не считается «преступающим слова Милосердного и бунтующим против Него», поскольку он совершает нарушение не добровольно, а по принуждению.

Это соответствует позиции автора «Минхат Хинух» (заповедь 296), спорящего с книгой «Парашат Драхим», которую написал автор «Мишнэ ле-Мелех»[16], в отношении случая когда «бен Ноах» никем не принуждаем, но опасно болен и собирается в качестве лечения съесть мясо живого животного (нарушив тем самым запрет есть от живого — «эвер мин а-хай» — который входит в список 7 Заповедей). Поскольку он делает это по собственному желанию, а закон «будет жить, исполняя их» к нему не относится — следовательно, он должен пожертвовать своей жизнью, но не нарушить (см. там; см. также комментарий раби Акивы Эйгера к «Йорэ Деа» (62) и «Питхей Тшува» (155), где данное рассуждение подвергается сомнению на основании слов автора «При ме-гадим»[17] в книге «Теват Гоме»).

То, что мы сейчас сказали, соответствует позиции Тосафот, которые считали что «бен Ноах», по логике вещей, не должен жертвовать собой именно в ситуации «онес», поскольку если его принуждают, то не считается, что он преступает слова Б-га и бунтует против Него (и тем более, если встать на ту позицию, что по причине принуждения совершенное вообще не считается его действием, как объясняет автор «Хемдат Шломо» в комментарии к «Орах Хаим» (38)), что совершенно не так в случае, когда он действует по своему собственному желанию.

В итоге я склонен считать, что данное разрешение не относится к еврею, поскольку само совершенное действие обязывает его понести наказание (соответственно, это все не соответствует подходу Ривама и объяснению нашего учителя рава Шмуэля Розовского в «Зихрон Шмуэль»). Но мы учим разрешение спасти орган ценой нарушения из стиха «всем твоим имуществом», и, как мы говорили ранее, плети — это наказание за то, что нарушил слова Б-га, и поэтому там, где человека принуждают, не будет считаться, что он нарушает слова Б-га и бунтует, и разрешено ему нарушать — даже если ему при этом угрожают лишением органа, а не жизни. И теперь понятно, что все это относится лишь к тем, кто подлежит наказанию плетьми, но не к тем, кто обязан смерти, как, например, нарушающие Шабат, поскольку там приговаривают к казни за само действие — непосредственно за нарушение, как мы объяснили выше. Но эта тема все еще требует более глубокого изучения[18].

О коэне, убившем человека чтобы спасти себя

«Шулхан Арух» («Орах Хаим» 128.35) постановляет: «Коэну, который убил человека, даже непредумышленно, запрещено “возносить руки” (т.е. благословлять народ во время общественной молитвы)…» «Мишна Брура» (пар.128) приводит примечание, сделанное законоучителями: «А если заставили его убить — имеет право “возносить руки”. И хотя в отношении убийства действует закон “погибнет, но не нарушит” — тем не менее, если нарушил и не был убит, то все равно пригоден для “вознесения рук”».

И мне кажется очевидным, что в случае если коэн совершил убийство чтобы спасти себя, но его не принуждали это делать — он не «возносит руки», потому что это ситуация «митрапим», в отношении которой Рамбам постановил («Илхот йесодей а-Тора» 5.6) что суд накладывает на нарушившего наказание, которое ему полагается, поскольку мы рассматриваем совершенное им действие как совершенное по собственной воле, и так объяснил это автор «Ор Самеах».

И все же, мне кажется, что если, например, коэн вел машину, и чтобы спасти себя от машины, которая неслась навстречу, свернул в сторону и убил кого-то, то мы рассматриваем это как случай более легкий, чем «митрапим». И похожие вещи написал Хазон Иш («Санэдрин» гл. 25) про изменение траектории снаряда, направленного в сторону многих, таким образом, что в итоге снаряд поразит одного — мы не рассматриваем действие по изменению траектории снаряда, приведшее к гибели человека, как убийство, потому что, по сути своей, это «действие спасения». И я уже объяснил выше, почему я склонен считать, что тот же закон будет применяться и в ситуации, когда аналогичное действие осуществляется с целью спасти не других, а самого себя. Но этот вопрос требует дальнейшего анализа и изучения.

Перевод Реувена Губермана


[1] Вот слова «Шулхан Аруха» («Орах Хаим» 328.17), на которые ссылается Шах: «… Даже если болен настолько, что есть угроза потери одного органа — не делают ради него ничего, что связано с запрещенными Торой субботними работами, но вещи, которые не связаны с запрещенными [Торой субботними] работами — делают даже если нет угрозы потери одного органа». — прим. пер.

[2] Привожу более полную цитату, чем в оригинале, чтобы сделать более понятным контекст. — прим. пер.

[3] В иврите слово «онаа» означает и пользу, и удовольствие. — прим. ред.

[4] А в плане практического закона Шах не спорит с «Шулхан Арухом». — прим. пер.

[5] Т.е. мы рассматриваем орган как «имущество», а не как «жизнь» — прим. пер.

[6] Т.е. мы приравниваем орган к «жизни» — прим. пер.

[7] Когда человек смертельно болен, и врачи говорят, что для спасения этого человека необходимо нарушить запрет Торы — прим. пер.

[8] Но поскольку рав Моше Файнштейн написал в «Игрот Моше» что «болезнь уже в органе», мне не кажется, что он имеет в виду именно такое разделение.

[9] Один из авторов Тосафот — прим. пер.

[10] «И кажется что это по причине того, что не сообщил Рама большего, а именно — не сказал, что даже орган необходимо потерять, чтобы не нарушить запрет. А это значит, что человек не обязан терять орган чтобы не нарушить запрет (см. Рамбам “Илхот йесодей Тора” 5.6, “Ор Самеах” там же), и пусть нарушит запрет и не потеряет орган, даже если он не жизненно важен» — прим. пер.

[11] Т.е. имеет юридическую силу. Например, коэн обручился со вдовой, либо человек посвятил в Храм некашерное животное. — прим пер.

[12] Не имеет юридической силы. — прим. ред.

[13] См. подобную идею в «Ковец шиурим» («Ктубот» 22) от имени рава Лейба из Вилкомира, благословенна память о праведнике.

[14] А значит, смертный грех должен быть «зафиксирован» — иначе как предупредить человека, что он его совершает? — прим. ред.

[15] «Санэдрин» (57б) — прим. пер.

[16] Раби Йеуда Розанис — прим. пер.

[17] Раби Йосеф бар Меир Теомим — прим. пер.

[18] Поскольку нельзя нарушать Шабат из-за «саканат эвер», то законоучителя устрожают и запрещают не только заниматься самолечением, но даже обращаться к врачу по поводу «саканат эвер», даже если обращение не сопряжено с нарушением Шабата, но при этом нам известно, что врач будет нарушать Шабат. И это следует прояснить. На первый взгляд, этим обращением к врачу больной нарушает только «пред слепым не ставь преткновения» (запрет «лифней ивер» (Ваикра 19:14) — запрет способствовать другому человеку в том, чтобы тот нарушал Тору), а также, возможно, запрет подстрекать к нарушению Торы (см. «Игрот Моше», «Орах Хаим» 99). По мнению Шаха, которое мы упоминали выше, разрешено нарушать запрет из-за «саканат эвер». Тем не менее, если вспомнить о различии между ситуациями«онес» и «митрапим», которое мы тоже обсуждали, то все становится понятно: здесь имеет место ситуация «митрапим», и потому запрещено.Но в соответствии с тем, как объяснил разницу между Шабатом и остальными запретами автор «При ме-гадим», который написал что Шабат строже, появляется место для сомнения: возможно, «преткновение перед слепым» в Шабат как бы «включается» в Шабат, поскольку он строже. А в соответствии с теми выводами, к которым пришли в Доме Учения (см. уроки рава Йосефа Шломо Каанемана из Поневежа), «преткновение перед слепым» — это не отдельный запрет, а «ответвление» каждого из запретов. И нужно подробно объяснить мнение «При ме-гадим», чтобы узнать, отодвигается ли в случае «саканат эвер» запрет «мехамер» (использование животных для того, чтобы они делали работу в Шабат — прим. пер.) или запрет делать в Шабат работу вообще. Но в книге «Мелхамот» (конец главы «Бен сорер у-морэ») и в комментарии Ритвы («Авода Зара» 6б) сказано, что запрет «преткновения перед слепым» в контексте трех грехов — поклонения идолам, убийства и разврата — не включается в заповедь «умереть, но не преступить». И см. также «Тосафот раби Акивы Эйгера» (в начале трактата «Шабат»), о том, что человек, нарушивший «преткновение перед слепым» в отношении работы в Шабат, не считается «мумаром» (вероотступником) в отношении всей Торы. И проверь и поймешь, что это истинно.Можно также обсудить следующую идею: нарушение запрета «ставить преткновение перед слепым» — это лишь «ответвление», аспект основного нарушаемого запрета, а не что-то отдельное и самостоятельное. Следовательно, виновный в «преткновении перед слепым» в Шабат по статусу равен всем, кто подлежит смертной казни, когда нарушение предполагает совершение запрещенного действия, а не только то, что человек решил преступить слово Б-га. Поэтому, исходя из сказанного выше, нельзя облегчить в случае «саканат эвер». Но этот вопрос нуждается в дальнейшем изучении.

Из журнала Мир Торы


Хлеб использовался во время служения в Храме. И в наше время употребление хлеба уподобляется священнодействию и поэтому требует соблюдения множества законов и ритуалов. Усилия по производству хлеба можно назвать моделью духовных усилий, необходимых, чтобы реализовать на практике то, что написано в тексте Торы, и тем самым — заполнить Светом свою душу. Хлеб это — модель служения Вс-вышнему, практической реализации Его заповедей Читать дальше

О заповеди приношения в Храм двух хлебов и первых плодов нового урожая

Рав Лейб-Нахман Злотник

На протяжении многих веков к нашей великой скорби мы остаемся без Храма и без многих заповедей, которые будет возможно исполнять только тогда, когда возобновится храмовое служение. В изучении таких заповедей есть особенная важность

Кидуш и халы

Арье Лев

Неделя пролетает мигом. Вот уже солнце пятницы клонится к закату, женщины зажигают субботние свечи и накрывают праздничный стол. Возвращающихся после молитвы мужчин встречают веселые огоньки свечей, вино да вкусно пахнущие, но до своего часа скромно накрытые халы.

Кицур Шульхан Арух 48. Законы благословений на пищу, изготовленную из пяти видов злаков

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Книга Заповедей. Заповеди «Не делай»: 186-190

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Запрет мяса в молоке - "Не вари козленка в молоке матери его.."

Мидраш рассказывает. Недельная глава Трума

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Строительство Мишкана - переносного Храма

Краткие законы соблюдения субботы 4. Законы лэхем мишнэ

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Каждый раз при употреблении хлеба в шаббат следует произнести благословение, положив на стол две целых халы или булочки. Это правило распространяется на женщин и мужчин.

Предисловие и общее содержание книги Ваикра

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В первой книге Б-жественной Торы рассказано о сотворении мира из ничего, о том, как сменяли друг друга первые поколения, и о том, как родились и жили наши святые праотцы. Рассказ о них доведен до того момента, как Яаков и его дети спустились в Египет.

Кицур Шульхан Арух 77. Законы Киддуша и трапезы вечером и днем

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Помни день Субботний, чтобы освятить его