Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда еврейский народ уповает на Творца, он благословен, сладок и приносит пользу миру. Но когда евреи отворачиваются от Творца и уповают на законы других народов, они прокляты и плохи и не приносят миру пользы.

На пятый день Творения Всевышний создал из воды всякие виды птиц: самцов и самок, чистых (кошерных) и нечистых. Вот два признака кошерности птиц: зоб и желудок, с которого можно снять оболочку. Раби Элиэзер считает признаком кошерности также лишний палец на ноге. Два вида голубей были выбраны как подходящие для жертвы всесожжения (ола). На пятый день были также созданы из воды все виды рыб, чистые и нечистые. Признаки кошерности рыб — плавники и чешуя. Те рыбы, у которых нет этих признаков, некошерны. В тот же день были сотворены все виды саранчи, чистые и нечистые. Признаки их кошерности: длинные ножки, на которых они прыгают по земле, и крылья, которые покрывают все тело. Кошерные рыбы и саранча не требуют шхиты (кошерного забоя, предписанного для скота). Но кошерную птицу можно есть, только сделав ей шхиту. Не требуется покрывать кровь тех из них, которые появились из воды, кроме птиц. Но кровь тех, которые были созданы из земли, после шхиты надо накрыть, кроме домашних животных.

Сказал раби Элиэзер: не только о воде сказано, что она наполнилась множеством живых существ. О народах мира, уподобленных воде, также сказано, что они наполнят землю, как сказано: «Гул народов донесется, как гул великих вод»[1]. Как воды наполнились живыми существами в день Творения, так в будущем земля наполнится многими народами, и они будут биться друг с другом, как сказано: «И разбиты народ народом и город городом, потому что Всевышний привел их в смятение всяким бедствием»[2]. А сразу после этого сказано о спасении народа Израиля: «А вы укрепитесь, и руки ваши не ослабнут»[3].

Все реки, пока они текут по земле, хороши, благословенны и сладки и приносят пользу миру. Но когда они впадают в море, становятся проклятыми, плохими и горькими и не приносят пользы. Так и еврейский народ: когда уповает на Творца, он благословен, сладок и приносит пользу миру. Но когда евреи отворачиваются от своего Творца и уповают на законы других народов, они прокляты и плохи и не приносят миру пользы. Так же, как море поглощает воды рек, огонь Геинома поглощает отступников. Дожди, которые падают в море, как семя для всего, что в воде. Благодаря им происходит оплодотворение у рыб.

В пятый день недели вся вода в Египте превратилась в кровь. В пятый день наши предки вышли из Египта. В пятый день встали воды реки Иордан перед ковчегом Завета. В пятый день царь Хизкияу закрыл источники в Иерусалиме, как сказано: «А Хизкияу закрыл исток вод верхнего Гихона»[4]. На пятый день был создан из воды Левиафан. Обитель его — в нижних водах, а между его плавниками стоит основа мира. Левиафан питается всеми большими рыбами в море, а Всевышний каждый день играет с ним. Левиафан открывает рот, и большая рыба, которой пришло время быть съеденной, заплывает в рот Левиафана, а Всевышний играет с ним, как сказано: «Левиафан, которого Ты сотворил, чтобы играть с ним»[5]. Сказал раби Меир: те, кто были сотворены из земли, размножаются на земле, а те, кто появились из воды, размножаются в воде, кроме крылатых птиц, которые появились из воды, а размножаются на земле, как сказано: «А птица размножится на земле»[6]. Те, кто появились из воды, откладывают яйца, а те, кто появились из земли, — живородящие.

[1] Йешаяу 17:12.

[2] Диврей а-Ямим II 15:6.

[3] Диврей а-Ямим II 15:7.

[4] Диврей а-Ямим II 32:30.

[5] Теилим 104:26.

[6] Берешит 1:22.


Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»