Из цикла «Хроника поколений», темы: Раскаяние, Пророчество, Чудеса, Пророки, Йона, Александр Кац
Йона бен Амитай — пророк в период Первого Храма.
Его отец, Амитай, происходил из колена Звулуна, а мать — из колена Ашера (ИТ, Сукка 5:1; Ялкут Шимони, Йона 1, 550).
В их доме, в городе Царфат, недалеко от Цидона, жил в период трехлетнего голода пророк Элияу (см.). Когда малолетний Йона тяжело заболел, и дыхание его уже пресеклось, пророк сумел силой своей молитвы возвратить его к жизни (I Мелахим 17:8-23; ИТ, Сукка 5:1, Пней Моше; Ялкут Шимони, Йона 1, 550; Седер адорот 3055).
Позднее Йона стал учеником Элияу (Оцар ишей аТанах, Йона). А после 3047 года /713 г. до н.э./ — учеником пророка Элиши (см.), который и посвятил его в пророки (Сифрей зута, Бемидбар 14:1; Седер адорот 3055). Входил в состав раввинского суда, возглавляемого Элишей (Седер адорот 3043).
В 3055 году /705 г. до н.э./ по поручению Элиши помазал на царство в Израиле полководца Йеу, сына Нимши. Сразу после помазания Йеу составил заговор против правящего в Израиля царя Йеорама, сына Ахава. Он истребил весь род Ахава, и также уничтожил все капища Бааля в Израиле, как и было предречено Б-гом пророку Элияу на горе Синай (II Мелахим 9:1-10:28, Раши и Мальбим; Седер олам раба 18; Седер адорот).
После этого Йона передал новому царю слова Творца: «За то, что ты сделал праведное в Моих глазах и совершил над домом Ахава все, что было у Меня на сердце, твои потомки до четвертого поколения будут восседать на престоле Израиля» (II Мелахим 10:30, Раши; Седер олам раба 19).
Йона также предсказал, что захваченные арамейцами земли Израиля будут возвращены. Это предсказание осуществилось в царствование правнука Йеу — Яровама, сына Йоаша, взошедшего на престол в 3114 году /646 г. до н.э./. Сыны Израиля отвоевали у арамейцев обширные территории от Мертвого моря до провинции Хамат, севернее Дамаска (II Мелахим 14:25, Раши и Мецудат Давид; Пиркей дераби Элиэзер 10; Ялкут Шимони, Йона 1, 550).
Позднее Всевышний направил Йону в Иерусалим с предупреждением, что город вскоре будет разрушен. Но поскольку жители Йеуды совершили искреннее раскаяние, исполнение грозного приговора было отложено. А Йону стали называть лжепророком (Пиркей дераби Элиэзер 10; Ялкут Шимони, Йона 1, 550).
Из года в год Йона совершал паломничество в Иерусалимский Храм (ИТ, Сукка 5:1). Однажды, уже в годы старости, когда он пришел в Храм на праздник Суккот, Всевышний поручил ему новую миссию. Йона должен был отправиться в столицу Ассирии Ниневию и предупредить жителей столицы, что за их грехи город будет разрушен (Йона 1:1-2; Ялкут Шимони, Йона 1, 550).
Йона знал, что ассирийцы не такой жестоковыйный народ, как евреи, и быстро раскаются — тогда Всевышний отменит Свой приговор, и не только израильтяне, но и иноземцы станут называть его лжепророком. А когда израильтяне вновь согрешат, Всевышний разгневается на них за то, что они не раскаются так же быстро, как ассирийцы (Пиркей дераби Элиэзер 10; Ялкут Шимони, Йона 1, 550).
Йона решил уклониться от этой миссии. По образному определению мидраша, он «радел за честь сыновей, а не за честь Отца» (т.е. беспокоился за судьбу евреев, а не о том, чтобы выполнить волю Б-га) (Мехильта, Бо, Акдама). Полагая, что пророческое откровение может происходить только на святой земле, он решил бежать из Израиля, наняв в порту Яффо иноземный корабль, плывущий в Таршиш. Но Всевышний сказал ему: «У Меня есть достаточно слуг, чтобы послать их за тобой и вернуть тебя» (Йона 1:3, Раши; Мехильта, Бо, Акдама).
На второй день плавания началась буря, и казалось, что корабль вот-вот разобьется (Йона 1:4, Раши). Но только их корабль оказался в центре смерча, поднявшего шторм, а другие корабли на горизонте мирно плыли по спокойному морю (Пиркей дераби Элиэзер 10; Ялкут Шимони, Йона 1, 550).
Моряки обратились с молитвами к своим божествам, а затем сбросили за борт тяжелую поклажу. Но когда и это не помогло, они бросили жребий, чтобы с его помощью разгадать, из-за кого они попали в такую беду. Жребий пал на Йону. Тогда он рассказал им о полученном пророчестве и о своем бегстве от Творца, заключив: «Поднимите меня и бросьте меня в море, и утихнет море для вас, ведь я знаю, что из-за меня настигла вас эта страшная буря» (Йона 1:5-12).
Моряки, не желавшие брать грех на душу, опустили Йону в воду лишь по колена, и буря несколько приутихла. Но как только его вынули из воды, шторм возобновился. Моряки окунули его в воду по пояс — шторм приутих, но как только его извлекли из воды, море вскипело вновь (Пиркей дераби Элиэзер 10; Зоар 1, 121а; Ялкут Шимони, Йона 1, 550). Убедившись, что причина несчастья именно в нем, моряки бросили Йону в море, и оно стихло (Йона 1:15, Мальбим).
Когда Йона оказался под водой, душа покинула его — она предстала перед Высшим Судом Творца, и по решению Всевышнего была вновь возвращена в этот мир, в тело Йоны (Зоар 1, 121а). Тогда его проглотила огромная рыба, в чреве которой он провел три дня и три ночи, — а затем она извергла его на сушу (Йона 2:1-11).
Всевышний вновь повелел Йоне отправиться в Ниневию и предостеречь ее жителей о приближающейся каре, которая обрушится на них через сорок дней. Достигнув столицы Ассирии, Йона стал ходить по городу, провозглашая: «Еще сорок дней — и Ниневия будет перевернута!» (там же 3:1-4). В предсказании «будет перевернута» скрывался двойной смысл: если ассирийцы не раскаются, то их столица «будет перевернута» как древние города Сдом и Амора, но если раскаются, то тогда «будет перевернута» их судьба — от беды к добру (Раши, Йона 3:1).
Как и предвидел Йона, ассирийцы поверили его пророчеству и погрузились в раскаяние: по приказу царя Аснафэра был объявлен всеобщий пост. Жители города «отвратились каждый от своего злого пути». Облачившись во вретища, они молили об избавлении, — и Всевышний внял им, отменив Свою кару (Йона 3:5-10; ЯлкутШимони, Йона 3, 550).
Йона был крайне опечален и молил о смерти, ведь он предвидел, что в будущем именно народ Ассирии, спасенный от гибели благодаря его пророчеству, станет «жезлом гнева», которым Творец покарает Израиль, — и пророк видел в этом свою вину (Йона 4:1-3, Мальбим).
Йона бен Амитай прожил более ста двадцати лет (Седер адорот акацар с. 39). Похоронен на вершине одной из гор в Северной Галилее, в районе древнего города Ципори (Седер адорот 3055).
Как и предвидел Йона, несколько десятилетий спустя Творец покарал Израиль. И орудием Его гнева стали именно ассирийцы, изгнавшие десять северных колен со святой земли.
Книга о пророческой миссии Йоны в Ниневии была написана в период Второго Храма мудрецами Великого Собрания. Она включена в состав Танаха (Бава батра 15а, Раши).
Эту книгу (Сефер Йона) принято публично читать в Йом кипур, чтобы побудить общину к раскаянию (Шулхан арух, Орах хаим 622:2, Баэр эйтев).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?