Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Сотворение мира, Еврейский календарь, Астрология, Устная Тора, Мудрецы Мишны, Астрономия, Раби Элиезер
28 элула были созданы Солнце и Луна, исчисление лет и дней, дней и ночей, часов, времен года и циклов и добавление месяца (ибур). Всевышний сам делал ибур года, а потом передал мудрость и тайну ибура Адаму в Ган Эдене, как сказано: «Вот книга истории человека»[1] — летоисчисление для всего человечества. Адам передал учение ибура Ханоху, и тот делал ибур года, как сказано: «И ходил Ханох со Всевышним»[2]. Ханох вел летоисчисление, как это было передано Всевышним Адаму. Ханох передал это знание Ноаху, и тот делал ибур года. Сказано: «И еще все дни земли, посев и жатва, холод и зной, лето и зима»[3]. «Посев» — это период, который начинается в месяце тишрее. «Жатва» — это период, который начинается в месяце нисане. «Холод» — это период, который начинается в месяце тевете. «Зной» — это период, который начинается в месяце тамузе. Лето в свое время, и зима в свое время. Время Солнца — днем, а время Луны — ночью, как сказано: «Днем и ночью не прекратятся»[4]. Ноах передал это знание Шему, и тот делал ибур года. Шем, сын Ноаха, назван коэном, потому что он был первенцем и служил Всевышнему днем и ночью, как сказано: «А Малки-Цедек (другое имя Шема), царь Шалема, коэн…»[5] Шем передал это знание Аврааму, и тот делал ибур года. Он также назывался коэн, как сказано: «Поклялся Всевышний… ты коэн навеки»[6]. Мы учим, что Шем передал знания ибура Аврааму, из слов «по словам Малки-Цедека»[7]. Авраам передал эти знания Ицхаку, и тот делал ибур года после смерти Авраама, как сказано: «И было после смерти Авраама, благословил Бог Ицхака, сына его»[8]. Ицхак передал эти знания Яакову, и тот делал ибур года.
Яаков выехал из Земли Израиля и хотел делать ибур года за ее пределами. Всевышний сказал Яакову: «Нет у тебя разрешения делать ибур года за пределами Земли Израиля. Теперь там это будет делать твой отец Ицхак», как сказано: «И явился Бог Яакову еще раз, когда он пришел из Падан Арама, и благословил его»[9]. Почему написано «еще раз»? Потому что в первый раз Бог явился Яакову, когда запретил ему делать ибур года за пределами Земли Израиля. А когда Яаков снова туда вернулся, Всевышний велел ему вновь делать ибур года. Всевышний благословил Яакова вечным благословением. Поэтому сказали, что даже если за пределами Земли Израиля живут праведные и благочестивые люди, а в Земле Израиля пастухи, тем не менее именно эти пастухи вправе делать ибур года. Если за пределами Земли Израиля живут пророки, а в Земле Израиля — простые люди, тем не менее именно эти простые люди вправе делать ибур года. Всё время, когда евреи находились в вавилонском изгнании, ибур делался теми, кто остался в Земле Израиля. Только когда в Земле Израиля не осталось евреев, стали делать ибур в Вавилоне. Когда Эзра и все, кто пошел с ним, вернулись в Землю Израиля, пророк Йехезкель хотел сделать ибур в Вавилоне. Всевышний сказал ему: «Йехезкель, нет у тебя разрешения делать ибур за пределами Земли Израиля. Братья ваши евреи, которые в Земле Израиля, будут делать ибур». Это видно из сказанного: «Сын человеческий, сыны Израиля находятся на земле своей»[10]. Теперь они должны были делать ибур. Яаков передал эти знания Йосефу, и тот делал ибур в Египте.
После смерти Йосефа и его братьев на протяжении египетского рабства мало кто знал, как делать ибур. То же самое произойдет и в конце последнего изгнания, когда тоже мало кому будет известно, как делать ибур, пока не придет царь Машиах. Так же, как Всевышний явился Моше и Аарону в Египте, Он явится нам в конце четвертого царства, как сказано: «И сказал Бог Моше и Аарону в земле Египетской: этот месяц вам»[11]. Что это означает? Всевышний велел сказать еврейскому народу: «Раньше Я хранил тайну ибура. А с этого момента ибур будете делать вы». Ибур делают в присутствии трех мужчин. Раби Элиэзер считает, что в присутствии десяти, как сказано: «Всевышний находится в общине»[12] («община» — это 10 мужчин). А если начали 10 человек, а потом часть ушли, то в бейт-дин приносят свиток Торы и раскрывают перед мудрецами. Они садятся в полукруг по старшинству, опускают взгляды к земле и возносят руки вверх, к Отцу на Небесах. Глава собрания упоминает Имя Всевышнего, и слышится бат коль (голос с Небес, низший уровень пророчества): «И сказал Бог Моше и Аарону… этот месяц вам…»[13] Но когда у поколения есть грехи, этого голоса не слышно, ведь Всевышний как бы не может поместить Шхину среди мудрецов еврейского суда.
Счастливы были те, кто находился в еврейском суде в час, когда делали ибур года, как сказано: «Счастлив народ, умеющий трубить. Всевышний! В свете лика Твоего будут ходить»[14]. Три признака помогали установить, когда следует делать ибур года: цветение деревьев (то есть если цветение задержалось, это было признаком того, что к празднику Шавуот на деревьях еще не будет первых плодов), созревание злаков и период года. Если есть два признака, а одного нет, и если тот признак, который отсутствует, это цветение деревьев или созревание злаков, то не делали ибур года. Если появлялся только один признак — период года (то есть к тому времени, когда должна была начаться весна, на дворе всё еще была зима), то ибур года делали. Если зима началась после 20-го числа месяца тевета — ибур года делали, а если до — не делали. Цикл для исчисления високосных лет составляет 19 лет, и в него входит семь малых циклов. Год, когда делают ибур, может быть каждые три года, а может быть цикл: два года — три года — два года — три года — три года — три года — два года. В первый день месяца нисана Всевышний явился Моше и Аарону в Египте. Это был 15-й год большого лунного цикла и 17-й год цикла исчисления ибура. С того момента «счет будет ваш»[15].
[1] Берешит 5:1.
[2] Берешит 5:24.
[3] Берешит 8:22.
[4] Берешит 8:22.
[5] Берешит 14:18.
[6] Теилим 110:4.
[7] Теилим 110:4.
[8] Берешит 25:11.
[9] Берешит 35:9.
[10] Йехезкель 36:17.
[11] Шемот 12:1-2.
[12] Теилим 82:1.
[13] Шемот 12:1-2.
[14] Теилим 89:16.
[15] Йехезкель 45:12.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»