Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В январе 2021 года израильские ученые обнародовали результаты исследования последних находок в долине Тимна — и ими оказались ткани и пряжа, на протяжении 3000 лет сохранившие свой удивительный пурпурный цвет — аргаман…

Из чего шили покрытие Мишкана?

Синета, пурпур, червленица, виссон — кажется, кроме Библии, больше и нет нигде этих загадочных тканей, из которых было заповедано сшить облачения для первосвященников, занавес для Святая Святых, покрытия для Мишкана — переносного Храма… Что же это за ткани?

«Синета» или «гиацинт» — так на русский язык переводят «тхелет» и ткань небесного-голубого цвета, покрашенную этим особым красителем, добываемым из некоторого морского жителя под названием «хилазон».

Красная ткань, которая на русском языке называется «червленицей», красилась веществом под названием «толаат шени». Его добывали из червячка (или тли), который живет на деревьях и питается красными ягодами, от чего его тело приобретает красный цвет. Когда мы говорим по-русски «червонец» или «червонный валет» — мы невольно упоминаем того самого червячка, который был первым источником красного красителя.

Виссон (на иврите — шеш) описывают как белую или золотистую полупрозрачную тончайшую ткань, по-видимому, из льна (хотя существует также и версия о том, что нити ткали из белкового секрета моллюска). Древние ткачи владели неизвестной ныне техникой, позволявшей создавать ткань невероятно тонкую, но при этом очень прочную.

Иосиф Флавий, описывая Иерусалимский Храм в «Иудейской войне», пишет про «вавилонский занавес, пестро вышитый из гиацинта, виссона, червленицы и пурпура, сотканный необычайно изящно и поражавший глаз замечательной смесью тканей. Этот занавес должен был служить символом вселенной: червленица обозначала огонь, виссон — землю, гиацинт — воздух, а пурпур — море; два из них — по сходству цвета, а два — виссон и пурпур — по происхождению, ибо виссон происходит из земли, а пурпур из моря…»

Краситель дороже золота

Итак, пурпур. Русские поэты немного сбили нас с толку, предлагая ассоциировать пурпур с красным цветом. Бунинские строки «Ярким пурпуром зажглися пред закатом небеса» и Блоковские «Последний пурпур догорал» — рисуют нам картину предзакатного неба в красных тонах, а между тем, пурпур — цвет особый, совместивший в себе оттенки красного и фиолетового, теплого и холодного, а кроме того, цвет очень насыщенный, несмотря на то, что является неспектральным — наряду с серым и коричневым. Современные словари указывают, что естественным эталоном для пурпурного цвета является пурпур древних, и такой цвет можно получить, смешивая синий или фиолетовый цвета с красным.

В январе 2021 года Управление древностей Израиля объявило о результатах исследования, предпринятого им совместно с университетами Тель-Авива и Бар-Илан, и касается оно того самого «пурпура древних».

Изучая цветной текстиль из долины Тимна — древнего района производства меди на юге Израиля — исследователи с удивлением обнаружили остатки ткани, пряжи и волокон шерсти, окрашенных королевским пурпуром. Радиоуглеродный анализ подтвердил, что находки датируются примерно 1000 годом до н.э.

Краситель, который в Торе называется «аргаман», а на русский переводится как «пурпур», производился из определенного вида моллюсков, обитающего в Средиземном море. В этом и заключается необычность находки археологов, подтвержденной учеными: долина Тимна находится более чем в 300 километрах от Средиземного моря, и тот факт, что краситель доставлялся сюда издалека, говорит историкам о многом.

Это первый случай, когда окрашенный в пурпур текстиль железного века был найден в этом регионе: и речь идет не только об Израиле, но и обо всем Леванте.

«Это очень захватывающее и важное открытие», — объясняет доктор Наама Сукеник, куратор органических находок израильского Управления древностей. «В далекие времена пурпурный наряд был доступен только знати, священникам и царской семье. Великолепный оттенок пурпура, тот факт, что он не тускнеет со временем, и трудности в производстве красителя, который находится в крошечных количествах в организмах моллюсков — все это делало его самым дорогим красителем — часто дороже золота».

Действительно, из 1 килограмма красителя-сырца после выпаривания оставалось всего 60 граммов красящего вещества. Для окраски 1 килограмма шерсти требовалось примерно 200 граммов пурпурной краски, то есть более 3 килограммов красителя-сырца, а для этого необходимо было использовать не менее 30 тысяч моллюсков. Краска добывалась с помощью сложного процесса дистилляции, который длился несколько дней.

Интересно, что тот же самый моллюск, который был источником пурпурного красителя, по всей видимости, использовался и для окраски нитей цицит в небесно-голубой цвет — «тхелет».

До нынешнего открытия археологам попадались только остатки раковин моллюсков и осколки посуды со следами красителя, которые доказывали существование производства пурпура в железном веке. Теперь впервые у нас есть прямые свидетельства — сами окрашенные ткани, которые не утеряли своего великолепного цвета за 3000 лет!

Пурпур был идентифицирован в лабораториях Университета Бар-Илан с помощью передового аналитического оборудования, которое однозначно указало на наличие в тканях уникальных молекул красителя, которые содержатся только в поджаберных железах определенных видов брюхоногих моллюсков. Три вида таких моллюсков семейства Muricidae водятся в Средиземном море.

Когда моллюска разбивают, прозрачное вещество, содержащееся в его железе, приобретает свекольный цвет. Мудрецы называют эту жидкость «кровью улитки», а железу, ее выделяющую, — веной. Долгое время думали, что это единственный оттенок, который можно получить. Но израильский профессор Отто Эльснер в 80-х годах XX века сделал открытие и получил из этой улитки целый спектр оттенков — подобно тому, как это делали красильщики Тимны 3000 лет назад.

Древние красильщики, используя выделенный из моллюска аргаман, в ходе очень длительного технологического процесса, на разных его этапах получали сначала желтый, потом зеленый, синий, и только в финале, к которому они стремились, тот самый красно-фиолетовый цвет, который потом столетиями ассоциировался у европейцев с царской властью.

По словам ученых, большая часть цветного текстиля, найденного в Тимне, и во время археологических раскопок в целом, были окрашены с использованием различных растительных красителей, которые было гораздо легче извлечь и намного проще использовать. Красители, выделяемые из живых существ, были гораздо более престижны и служили важным показателем высокого экономического и социального статуса владельца одежды, покрашенной ими.

Профессор Эрез Бен-Йосеф из отдела археологии Тель-Авивского университета объяснил, что возможность восстановить органические материалы, такие как текстиль и кожа железного века, существует благодаря чрезвычайно сухому климату Тимны: «Даже если бы мы копали сто лет, в Иерусалиме мы бы не обнаружили текстиль 3000-летней давности. Только такие засушливые области, как Тимна, Масада, Иудейская пустыня оказываются прекрасными хранилищами для “законсервированных” там древнейших ценностей».

Античная традиция приписывает открытие пурпура финикийцам, которые вели свой прибыльный промысел с большим размахом. Главными центрами пурпурной промышленности стали Тир (Цор) и Сидон (Цидон), но самыми красивыми считались ткани из Тира. Они же были и самыми качественными — их можно было стирать и подолгу носить, краска не линяла и не выгорала на солнце.

Свободные работники «Холма рабов»

Холм, на котором были обнаружены пурпурные ткани, получил в 1930-м году от археолога-библеиста Нельсона Глика название «Холм рабов» — гивъат а-авадим, и долгое время считалось, что массивные стены, которыми по периметру была обнесена меде-плавильня, призваны предотвратить побеги рабов, занятых в кузницах.

Однако исследование, предпринятое во втором десятилетии XXI века археологами из Университета Тель-Авива, доказало, что работники медных копий Тимны получали питательное и разнообразное питание: мясо, фрукты и даже рыбу и фисташки, которые приходилось везти от самого Средиземного моря — так же, как и пурпур. Только уважаемые члены общества могли позволить себе так питаться — а тем более носить одежду, цвет которой говорил об их знатном происхождении — или, по крайней мере, о высоком социальном статусе.

Радиоуглеродный анализ 11 из найденных на «Холме рабов» предметов показал, что они относятся к X веку до нашей эры, когда Израилем правил царь Шломо. Это позволило ученым также предположить, что медь в рудниках добывали жившие в той местности эдомитяне (идумеи), враждовавшие с Израилем, а не римляне, как считалось ранее.

«Эти рудники определенно существовали в период правления царя Шломо, — говорит доктор Эрец Бен-Йозеф из Университета Тель-Авива. — И хотя в Торе нет точного описания “копий царя Соломона”, вполне возможно, что медеплавильня Тимны — одна из них».

Идумеи разработали точные технологические шаги, которые позволили им производить очень большое количество меди с минимальными затратами энергии.

Все находки Тимны говорят о том, что в этом районе жили не жалкие кочевники — как полагали многие историки, — а народ, построивший процветающее и развитое общество, как это написано в Библии — Эдомское царство. Тора рассказывает о восьми идумейских царях, которые правили страной Израиля до завоевания её евреями, а также о том, что в период царствования Шломо власть его простиралась в границах, заповеданных Торой, — от реки Евфрат и до пределов Египта, и цари окружающих государств признавали его верховный авторитет.

По словам профессора Эреза Бен-Йосефа, «обнаружение пурпурной ткани переворачивает представление ученых о кочевых народах железного века. Новые находки усиливают наше предположение о том, что в Тимне была элита, что свидетельствует о стратифицированном — то есть социально расслоенном — обществе. Кроме того, поскольку моллюски добываются в Средиземном море, это общество, очевидно, поддерживало торговые отношения с другими народами, которые жили у моря».

Исследование «Холма рабов» продолжается, но промежуточный вывод ученых таков: неверно было бы полагать, что если не было найдено грандиозных зданий и крепостей, то библейские описания Объединенного Израильского Царства — это литературная фантастика.

Новое исследование в Тимне показало, что даже без таких зданий здесь были цари, которые правили сложными обществами, формировали союзы и торговые отношения и вели войну друг с другом — как мы читаем в Танахе. Богатство кочевого общества измерялось не во дворцах и памятниках из камня, а в вещах, которые были не менее ценимы в древнем мире — таких, как медь, произведенная в Тимне, и пурпурный краситель аргаман.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»