Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Идолопоклонство, Галут, Разрушение Храма, Еврейская история, Раби Элиэзер
«Тогда произнес Шломо:
“Господь сказал, что будет обитать во мгле.
Я построил Дом обитания, постоянное место для пребывания Твоего вовеки”».
(Мелахим I 8:12-13)
Чтобы лучше представить великий образ раби Элиэзера и понять суть Римского изгнания, нам надо ближе познакомиться с духовными силами, заложенными в мироздание, и с вехами еврейской истории.
История еврейского народа делится на последовательные эпохи: Судьи, Цари и времена Первого Храма, Вавилонское изгнание, Персидское изгнание, период Второго Храма, Греческое и Римское изгнания и Конец дней, когда праведный Машиах установит на земле царство Б-га.
При Исходе из Египта, сопровождавшемся страшными казнями египтян и раскрытием величественной руки Б-га на земле, при Даровании Торы на горе Синай и во время 40-летнего шествия по пустыне весь еврейский народ был свидетелем небывалых чудес и Божественного Провидения. Это время первые комментаторы называют «чудом внутри чуда».
После завоевания Земли Израиля каждое колено получило свое наследие, каждый поселился в тени своей смоковницы и виноградной лозы, и начался период «чудо внутри законов природы», когда Божественное присутствие оказалось в сокрытии, и каждый еврей должен был сам прийти к праведности, преодолев дурное начало. Такими словами заканчивается книга Йеошуа: «И служил Израиль Господу во все дни Йеошуа и во все дни старейшин, которые продлили дни после Йеошуа и знали всё деяние Господа, содеянное Им для Израиля»[1].
Ушло в Вечный мир поколение Знания, и сразу же началось духовное падение, которое со взлетами и падениями продолжалось 400 лет эпохи Судей. Народ претерпевал духовное опустошение, Всевышний посылал ему тяжелые испытания, происходили нашествия полчищ соседних народов, и вставали судьи, чтобы спасти свой народ от греха и несчастья.
К концу периода Судей в духовном состоянии еврейского народа сложилась отчаянная ситуация. В колене Биньямина произошло страшное преступление с наложницей в Гиве, что привело к гражданской войне. Миха из колена Дана, славившийся беспримерным гостеприимством, построил капище, в котором левит — потомок Моше рабейну — воскурял идолу. Вот как говорит пророк о завершение эпохи Судей: «В те дни не было царя у Израиля, каждый делал то, что было прямо в его глазах»[2]. В результате еврейский народ пришел к состоянию духовного падения: «…слово Господа было дорого в те дни, видение было нечасто»[3].
Цель Сотворения мира заключается в том, чтобы Божественное присутствие раскрылось в нижнем мире — в Храме Господа, созданном еврейским народом: «И сделают они Мне святилище, и Я буду обитать среди них»[4]. Ковчег Завета во времена судей пребывал в Мишкане — временном Храме в Шило, расположенном в наделе колена Эфраима, где находился глава поколения Эли Акоэн, но у него не было ученика, которому он мог бы передать Тору, чтобы тот принял Божественный Завет и передал его дальше по цепочке поколений. Сложилась ситуация, похожая на времена перед разрушением Храма, когда у раби Йоханана бен Закая не было ученика, подобного «колодцу, который не теряет ни капли воды»[5], а раби Элиэзер работал на поле, плакал и не мог найти дорогу к своему учителю.
Эли Акоэн оставался в одиночестве в Шило, поскольку евреи ходили туда крайне редко. Причиной тому были дорожные тяготы и то, что сыновья Эли, распоряжавшиеся в Шило, создали там неприятную и отталкивающую атмосферу.
Единственным человеком, который в полной самоотверженности и чистоте души со всей своей семьей постоянно на все праздники приходил в Мишкан в Шило, был Элькана — левит, проживавший в колене Эфраима. В это время каждый день с Небес спускался Божественный Глас: «Должен родиться человек, имя которому Шмуэль…» Ему предназначено стать главой следующего поколения — основания царства в Израиле. Но Хана — жена Эльканы и будущая мать пророка Шмуэля — была бесплодна. Она не имела детей до тех пор, пока в Рош а-Шана ее молитва в Мишкане в Шило не разверзла Небеса, и произошло чудо: она родила сына, который стал для еврейского народа «учителем пророков».
Пророк Шмуэль учился у Эли Акоэна, принял от него знание Торы, помазал на царство двух первых царей в Израиле — царя Шауля и царя Давида — и заложил основание Храма, который позже возвел царь Шломо, произнеся следующие слова: «Тогда изрек Шломо: “Господь сказал, что будет обитать во мгле. Я построил Дом обитания, постоянное место для пребывания Твоего вовеки”»[6]. Царь Шломо основал Иерусалимский Храм, куда снизошло Божественное присутствие и на жертвенник спустился огонь с Небес. В дни пророка Шмуэля еврейский народ пришел к праведности, стал достоин чуда и обрел мир, благополучие и благословение.
Первый Иерусалимский Храм, возведенный царем Шломо, стоял 410 лет — до тех пор, пока грех народа Израиля не привел к его разрушению. Сын царя Шломо — Рехавам — соответствовал уровню своих отцов, однако его недостатки привели к исполнению в те дни пророчества [пророка] Ахии Ашилони — произошел раскол еврейского народа на две части. Сразу же начался закат Северного царства (Израильское царство), завершившийся исчезновением 10 колен в Ассирийском изгнании. Также и в Южном царстве (Иудея) произошло страшное бедствие: фараон Шишак захватил Иерусалим и забрал сосуды Иерусалимского Храма… Минуло всего лишь одно поколение, и в мироздании уже не стало Храма царя Шломо…
Пророк Йешаяу предупреждал о главной проблеме своего времени, когда начали проявляться первые признаки разрушения Храма: «И сказал Господь: когда приближается этот народ, своими устами и губами почитает Меня, но сердце его далеко от Меня, и его трепет передо Мною — заповедь, исполняемая по привычке (бездушно)»[7]. Царь Хизкияу был великим правителем Иудеи. Он почти стал Машиахом, когда мощнейшая армия Санхерива пала в результате небывалого чуда возле стен Иерусалима, но царь Хизкияу не вознес Песнь, и исторический процесс продолжается до сего дня.
Царь Менаше — сын царя Хизкияу и Хефци Ба — дочери пророка Йешаяу — был самым нечестивым царем Иудеи, правление которого зиждилось на трех основах: идолопоклонстве, разврате и кровопролитии. Менаше поместил в Иерусалимский Храм идола, из-за чего его стены покрылись четырьмя видами проказы. В его дни был запечатан окончательный декрет о разрушении Иерусалима, предании Храма огню и изгнании еврейского народа со Святой земли.
Царь Йеошияу — праведный царь Иудеи — привел еврейский народ к раскаянию, очистил и восстановил Храм. Однако, поскольку декрет о разрушении Иерусалима был окончательно подписан и запечатан на Небесах, царь Иудеи вынес из Святая Святых Ковчег Завета и сокрыл его в подземельях Храма, дабы он не попал в руки Вавилона и Рима и сохранился до прихода Машиаха в Конце дней. В его заслугу разрушение Храма не произошло при его жизни и было отложено на 22 года.
Пророк Ирмеяу заранее предупреждал о наступлении тьмы в мышлении и жизни людей после разрушения Первого Иерусалимского Храма: «Воздайте славу Господу, Богу вашему, пока еще не наступила тьма и ваши ноги не споткнулись о горы мрака; и вы будете надеяться на свет, но он превратится в тень смерти, обратится в непроглядную тьму.
Если же вы не послушаете… в тайных местах будет плакать Моя душа из-за вашего величия, и слезы прольются из глаз Моих, и глаза Мои изойдут слезами, ибо пленен народ Господа»[8].
Главным грехом, который привел к разрушению Первого Храма, было идолопоклонство — искажение восприятия действительности. Этот недостаток привел к разрушению Храма и препятствует его восстановлению до сего дня. Идолопоклонство проникает в самую суть человека. Все его постижения присоединяются не к истинной реальности, а к его ошибочному прочтению картины мира. Ведь невозможно строить верную духовную форму на искаженном фундаменте. Видению истинной картины мира учит наш праотец Яаков: «И вот, лестница стоит на земле, а ее вершина достигает Небес…»[9], «И преисполнился он трепета, и сказал: как страшно это место, не иначе как это — Дом Бога, и это — врата Небес!»[10]
Наше заблуждение начинается с того, что в своем воображении мы создаем иллюзорную картину мира, в центре которой находимся мы сами. Это приводит к идолопоклонству, искажающему всё наше видение. При таких условиях Божественный Храм не может существовать и претерпевает разрушение. Это — изгнание Б-га из сотворенного Им мира. А причина тому — грех: «Отучнело сердце народа этого, и отяжелели уши его, и глаза его отвращены, чтобы не увидел он своими глазами, и не услышал своими ушами, и не поняло сердце его, и не обратился бы он и не исцелился»[11]. Всевышний не может поместить Свое Божественное присутствие среди людей, лишенных духовной утонченности, ибо Его святилище — место высшей гармонии «.и в Его обители всё гласит о Славе»[12].
Талмуд повествует о том, как после разрушения Храма в Иерусалиме мужи Великого собрания, находясь в Вавилонском изгнании, устранили тягу к идолопоклонству, поскольку без раскрытия Божественного присутствия на земле люди уже не могли бы выстоять в этом тяжелейшем испытании: «Три дня и три ночи они провели в посте, и передали в их руки (устранение тяги к идолопоклонству). И она вышла как огненный лев из Святая Святых разрушенного Храма»[13].
Тяга к идолопоклонству вышла, как огненный лев, из Святая Святых. Но что она там делала? Очевидно одно: если она оттуда вышла — значит, там ее место. Дурное начало проникает в самую суть человека, заслоняет свет истины, искажает ясность мышления и делает нечистой душу. Эта страсть должна была покинуть духовную форму, выйти из того места, где она находится. Спасение и очищение от нее возможно исключительно благодаря обретению глубокого знания, соединяющего человека с истинной реальностью.
Наши мудрецы сказали, что человек, лишенный знания, сравним с тем, в чьи дни был разрушен Божественный Храм. Так из поколения в поколение мы всё больше погружаемся в мир лжи, противоречащий истинной реальности. В результате сегодня Дом Б-га разрушен, Его престол повален. Это означает, что Б-га здесь нет, Он больше не пребывает среди нас.
«Смилуйся над Ционом, ибо это Дом нашей жизни…» — место присоединения к истинной жизни. И об этом сказано: «С Циона — совершенства красоты — Б-г явился»[14]. Сегодня весь мир влачит существование без связи с источником жизни, устремляясь на поиски счастья в мире, где разрушен и сожжен огнем Божественный город, прежде воздвигнутый на горе Цион.
[1] Йеошуа 24:31.
[2] Шофтим 17:6.
[3] Шмуэль I 3:1.
[4] Шемот 25:8.
[5] Авот 2:8.
[6] Мелахим I 8:12-13.
[7] Йешаяу 29:13.
[8] Ирмеяу 13:16-17.
[9] Берешит 28:12.
[10] Берешит 28:17.
[11] Йешаяу 6:10.
[12] Теилим 29:9.
[13] Йома 69б.
[14] Теилим 50:2.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.