Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Моисей, Ваэра, Магид из Дубно, Еврейская притча
«И говорил Б-г с Моше и сказал ему: Я Б-г. И открылся я Аврааму, Ицхаку и Яакову как Б-г Ша-дай, но Своим именем Ашем, не открылся Я им»[1].
Можно объяснить это как ответ на вопрос Моше: «Зачем сделал Ты зло этому народу», с помощью слов мудрецов, да будет благословенна память о них, в Мидраше[2]: «Сказал Всевышний Моше: “Ты хочешь познать Мое имя? Но Меня называют разными именами в соответствии с Моими деяниями. К примеру, когда Я терплю грехи человека, Я называюсь Б-г Ша-дай, а когда Я проявляю милосердие к своему миру, Я называюсь Ашем”». (Важно знать, что Творец не меняется вообще. Все изменения, которые здесь упоминаются, это наше восприятие воздействия Творца на мир, и, соответственно, мы определяем это воздействие разными именами, как например милосердие, суд и т.д. – прим.) Всевышний открыл Моше, что это избавление не является конечным. Еврейский народ был избавлен не потому, что пришел конец изгнанию, а потому, что они так страдали под игом египтян, что не могли дотерпеть до конца положенного времени изгнания, о котором было сказано Аврааму. Поэтому пришлось временно прекратить изгнание, но полностью его отменить было невозможно, и Всевышний не обещал этого нашим праотцам. Поэтому и сказано: «...но Своим именем Ашем, не открылся Я им». Всевышний терпеливо ждет, чтобы еврейский народ выполнил все, для чего был послан в изгнание. Можно понять все это с помощью притчи.
Один человек был должен другому большую сумму денег. У него не было всей суммы, и кредитор согласился пока взять у него то, что он мог заплатить. При этом каждый из них по-разному рассуждал об оставшейся сумме долга: Кредитор считал так: «Пока я возьму у него то, что он может заплатить, а с остальным подожду, и взыщу остаток позже». А должник считал, что уже избавился от той суммы, которую выплатил. Разница между ними в том, что должник пытается выплатить меньше, в надежде, что не придется вообще больше платить. Но если бы он знал о мыслях кредитора, то старался бы выплатить как можно больше, чтобы остаток был как можно меньше.
Так и Моше, да покоится с миром. Увидев, что Всевышний ускорил избавление еврейского народа из Египта из-за тяжких страданий, он предполагал, что это окончательное избавление (И поэтому ему показалось странным неожиданное ухудшение положения народа с момента его возвращения в Египет — прим.), а потому спросил: «Зачем сделал Ты зло этому народу? С тех пор, как я пришел. стало только хуже». На это Всевышний ему ответил, как сказано в Мидраше — что это не так, как он предполагает, а на самом деле Всевышний не отменил им остаток изгнания, а отложил на будущее. Сказал Всевышний: «Лучше Я пока удовлетворюсь тем, что они смогли вынести, а небольшой долг оставлю на потом». Это и сказано в стихе: «И говорил Б-г с Моше и сказал ему: Я Б-г. И открылся я Аврааму» — «Когда Я терплю грехи человека, Я называюсь Б-г Ша-дай, а когда Я проявляю милосердие к своему миру, Я называюсь Ашем». Чем больше «долга» Всевышний возьмет сейчас, тем лучше будет будущим поколениям.
«Поэтому (лахен) скажи сынам Израиля: Я Б-г, и выведу...и спасу... и избавлю... и возьму...»[3].
Написано в Мидраше[4]: Слово «поэтому» — лахэн — означает клятву, как сказано: «Поэтому (лахэн) поклялся Я дому Эли (то есть, про его детей, потомков — прим.)»[5]. Всевышний поклялся сынам Израиля, что избавит их из египетского рабства. «. и выведу.и спасу. и избавлю.». «И возьму вас...» — здесь говорится о четырех избавлениях: «и выведу., и спасу., и избавлю., и возьму.». В знак этого мудрецы установили пить четыре бокала в Пасхальный седер, чтобы исполнить сказанное: «Вознесу бокал избавлений и воззову к Б-гу»[6].
Чтобы понять, почему здесь нужна была клятва, разберем сначала эти четыре вида избавления, в соответствии с которыми мудрецы, да будет благословенна память о них, установили пить четыре бокала. Причина этого в том, что названия вещей делятся на общие (которые обозначают как сам предмет, так и все части, которые его составляют) и конкретные названия каждой части. Например, понятие «дом» — включает в себя все здание целиком, а также части, из которых он состоит. Их названия определяют именно эту часть — «стена» (дома), «крыша» (дома), «окно» (дома), и т.д. Пока вещь не завершена полностью, для нее используют конкретные названия ее составляющих. Но если предмет назван только одним именем, это означает, что он полностью завершен, и может уже называться общим понятием.
[1] Шмот 6:2-3
[2] Мидраш Шмот Раба 3
[3] Шмот 6:6-7
[4] Мидраш Шмот Раба 6:4
[5] Шмуэль I 3:14
[6] Теилим 116:13
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.