Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Бо, Исход из Египта, Магид из Дубно, Еврейская притча
«Скажи пожалуйста («пожалуйста» на языке Торы — «на») народу: пусть возьмут каждый мужчина у знакомого...» (Говорит Б-г Моше — прим.)[1].
Написано[2]: «Всевышний обратился к Моше с просьбой — «на», чтобы этот праведник не сказал: “И будут порабощать и мучить их” — исполнилось, а “... и потом выйдут с великим имуществом“ — не исполнилось». И великие комментаторы уже спрашивали: «А если бы Авраам так не сказал, разве не должен был Всевышний исполнить Свое обещание?»
Два царя воевали друг с другом, а потом договорились, чтобы больше не гибли люди, и не причинялся ущерб, что пусть от каждой армии выйдет один воин, и пусть борются друг с другом. Тот царь, чей воин победит, завоюет царство другого. Каждый царь выбрал воина. Была вырыта яма, и оба царя стали смотреть, кто из воинов сбросит туда другого. Один из них поначалу осилил другого, и уже нес его к яме, но тут тот второй воин собрался с силами, и сумел освободиться и сбросить в яму несущего его. Его царь захватил второе царство. И сказал царь воину: «Ты не подвел меня, и геройски победил противника. Но все же ты нехорошо поступил, что дал ему схватить тебя и понести к яме, ведь когда он нес тебя, я уже думал, что ты побежден, и все пропало!» Смысл этой притчи в том, что Всевышний пообещал нашему праотцу Аврааму, да покоится с миром: «пришельцами будет потомство твое. и потом выйдут с великим имуществом». Известно, что то, что евреи вынесли из Египта, было лишь малой толикой того, что они набрали у Красного моря, как написано в Мидраше[3]: «Золотые ряды сделаем тебе» - это клад, полученный у Красного моря, - «с серебряными крапинками»[4] — это набранное у египтян». Поэтому для выполнения обещания Б-га, не было нужды велеть евреям забрать имущество и драгоценности египтян, ведь это все и даже гораздо больше ожидало их у моря. Но из опасения, что Моше, увидев, что евреи выходят сейчас из Египта без всего, скажет: «”И будут порабощать и мучить их” — исполнилось, а “... и потом выйдут с великим имуществом” — не исполнилось», надо было просить, чтобы взяли и в Египте.
[1] Шмот 11:2
[2] Брахот 9
[3] Мидраш Шир аШирим 1:11
[4] Шир аШирим 1:11
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Исток»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Завоевание страны Ханаан
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Специальное благословение после трапезы с хлебом
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора обязывает нас уважительно относиться к тем, кто перешел в иудаизм. Расширенное понимание этой заповеди: следует помочь незнакомцу, заинтересованному в той или иной услуге.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Шесть облаков славы окружали народ Израиль в пустыне, четыре со всех сторон света
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Этот мир — неподходящее место для получения награды
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Мидраш сообщает много важной информации о том, как выглядели вторые скрижали. В отличие от первых, они не возникли сами собой.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
В третий раз выпущенная в окно Ноева ковчега птица не вернулась, «нашла покой», то есть — спокойное сухое место