Темы: Менора, Археология, Еврейская история, Батшева Эскин
Существует два широко известных факта. Первый: каждый еврей принадлежит к одному из направлений: либо он сефард, либо ашкеназ, либо горский, либо иракский и т.д. — в зависимости от того, в какой стране его предки вынуждены были жить в годы Изгнания. Второй: Земля Израиля долгие столетия стояла в запустении, покинутая евреями, а еврейские города и деревни были разрушены или населены чужеземцами.
К сожалению, всё так и есть — вернее, почти так. Потому что, несмотря на изгнание и запустение, в деревне Пкиин на севере Израиля евреи жили непрерывно со времен Второго Храма до наших дней. И если и бежали от погромов, то не за границу, а лишь в ближайшие города.
До недавнего времени это утверждение считалось историками лишь частью еврейской Традиции — то есть легендой, или пусть даже — преданием, но никак не историческим фактом. Но после того, как в 2017-м году в пкиинской синагоге была обнаружена капитель колонны с надписями, которой оказалось около 1800 лет, ученым пришлось пересмотреть свои взгляды. Но обо всем по порядку.
Пкиин не избежал той же участи, что и другие еврейские города и селения. После разрушения Второго Храма некоторые из евреев Иерусалима отправились в изгнание, а иные направились в Галилею, подальше от римских властей.
Предание говорит, что три семьи коэнов — священников Иерусалимского Храма — погрузили на своих ослов не только одежду и утварь, но и несколько камней из разрушенного Иерусалима.
Фото: р. Цви Каплан. На одном из древних камней хорошо видны изображения меноры, шофара, лулава и этрога. На другом — ворота Храма
Первое, что сделали священники, начиная обосновываться в Галилее, — построили Дом Учения, который через несколько десятилетий станет тем местом, где рабби Йеошуа бен Хананья будет обучать рабби Акиву, и где будут поначалу прятаться рабби Шимон и его сын рабби Элазар, спасаясь от римлян.
Потом они уйдут в пещеру неподалеку от Пкиина. К той самой пещере можно подойти и сейчас, заглянуть внутрь, услышать журчание ручья, из которого, вероятно, и пили рабби Шимон и его сын, взять на память стручок рожкового дерева — чей прародитель, возможно, кормил долгие 13 лет великого мудреца и праведника.
Несмотря на то, что Дом Учения неоднократно разрушался землетрясениями, он неуклонно восстанавливался — и древние камни, привезенные из Иерусалима, вновь становились частью его стен.
Еврейское население Пкиина было уничтожено почти полностью — сначала мусульманами, потом — крестоносцами. Но некоторым евреям посчастливилось выжить, вновь закрепиться на этой земле, и к XVI веку еврейский Пкиин разросся и расцвел: здесь жило несколько десятков семей, которых с легкой руки еврейского итальянского путешественника рабби Моше Басола стали называть «феллахами», то есть земледельцами.
В XVIII веке в Пкиине жил великий знаток скрытой Торы рабби Хаим бен Моше Бен-Атар — Ор аХаим, а кроме того, туда переселилось несколько хасидских семей из Цфата и Иерусалима. Максимальное число еврейских жителей здесь было зафиксировано в первой трети XIX века: около 300 человек.
В январе 1837 года север Израиля очень пострадал от сильного землетрясения. Синагога была разрушена, и несколько десятков лет пролежала в руинах, пока не была восстановлена в очередной раз в 1873 году. Древние камни с изображениями меноры, лулава, шофара, резных ворот — вновь использовали для строительства.
Евреи уезжали из Пкиина, возвращались, вновь уезжали, на их место приезжали другие. Во время арабских беспорядков 1929 года все евреи были вынуждены бежать из родной деревни — но, когда все утихло — вернулись. После беспорядков 1936—39 гг. бежали — и уже не вернулись никогда.
В 1955-м году, в двух километрах от древнего Пкиина, евреи основали новую деревню — мошав Пкиин. А древний еврейский Пкиин называется Букейя, и живет здесь около пяти тысяч человек, по большей части — друзов, но есть и арабы-христиане, и немного мусульман, и … одна несгибаемая еврейская женщина — Маргалит Зинати.
Пкиин. Фото: р. Цви Каплан
Лишь одна семья — семья Зинати, ведущая свою родословную от династии тех коэнов, которые служили во Втором Храме и пришли в Пкиин в первом веке нашей эры, — сделала своей миссией и делом всей жизни такую «простую» цель — остаться на земле предков, несмотря ни на что, охраняя древние камни синагоги и могил. Да, здесь, в Пкиине, на еврейском кладбище, похоронен один из танаим, прямой предок семьи Зинати — раби Йоси.
Оставаться несмотря ни на что — эта цель не раз ставила под угрозу жизни семейства Зинати. В один страшный день 1938 года в деревню пришли бандиты из отрядов сирийского офицера Кавукджи, вывели всех мужчин-евреев на площадь и объявили, что сейчас их всех казнят.
Маргалит рассказывает: «Мятежники хотели убить моего отца, они уже подготовили костер и масло, чтобы сжечь его, но вмешался мусульманский сосед — и в последний момент спас жизнь папы…» Даже семья Зинати была вынуждена тогда покинуть свой дом — вместе с еще пятьюдесятью евреями — и обрести временное пристанище в Хадере. Лишь в 1940-м году они смогли вернуться обратно из своего «Хадерского изгнания», как они его называли.
Во второй раз им пришлось уехать из деревни в 1948-м году. Осенью 1948 года группа местных жителей попыталась пожаловаться сирийскому командиру, что один еврей — Йосеф Зинати — упорно отказывается эвакуироваться, как все остальные. На что сириец ответил: «Вы должны учиться у Зинати, что значит любовь к своей земле! Не смейте трогать ни одного волоска на его голове!»
Семью Маргалит действительно не трогали — но лишь до тех пор, пока один из арабских соседей не донес, что евреи стоят на крыше, подавая сигналы израильскому самолету. После этого им тоже пришлось бежать в Наарию и оставаться там до окончания войны.
Тогда 17-летняя Маргалит и решила никогда не покидать Пкиин, чего бы это ни стоило. Ценой этого решения стала одинокая жизнь среди чужих. Маргалит не вышла замуж — ведь замужество означало бы покинуть деревню. Родители покинули этот мир один за другим, а несколько лет назад скончался и ее единственный брат.
Пкиин всегда считался местом мирного существования арабов, евреев и друзов. Но когда в 2007-м году десять идеалистически настроенных еврейских семей переехали в Старый Пкиин в надежде укрепить там еврейское присутствие, друзам это не понравилось.
Десятки друзов в масках, вооруженных самодельным оружием и зажигательными бомбами, ворвались в еврейские дома. Поводом для беспорядков послужили споры вокруг установления антенны сотовой связи, но возгласы погромщиков однозначно говорили о другом: «Аль яхуд! Убирайтесь!» Полиция, отчаявшись остановить бунтовщиков, по сути, сделала то, чего и добивались жители Пкиина: вывезла евреев из деревни. Маргалит осталась одна:
Они говорят мне в лицо: «Почему вы здесь живете? Почему бы вам не продать свой дом?» Я отвечаю: «Вы хотите, чтобы я убралась отсюда? Вы никогда не дождетесь этого дня». Я у них как вечная кость в горле. Я буду оставаться здесь до тех пор, пока жива.
То же самое говорил и отец Маргалит, Йосеф Зинати, когда его спрашивали, почему бы ему не переехать в Новый Пкиин: «Никогда! Пкиин не был оставлен поколениями евреев на протяжении тысячелетий, и именно здесь мы ждем прибытия Машиаха. Что же, теперь, когда у нас есть еврейское государство, мы должны встать и уйти?»
Йосев Зинати понимал слова из Эйха (5:21) буквально: «Верни нас к Себе, Вс-вышний, и мы вернемся». Он твердо верил, что это пророчество сбудется при его жизни, и евреи вернутся в Пкиин.
Одна из местных улочек. Фото: р. Цви Каплан
Но почему евреи вообще должны возвращаться в друзскую деревню? Так полагали и ученые, и «мировая общественность» до недавнего времени. Да, Талмуд и Мидраш говорят что-то про галилейских мудрецов, проживающих в Пкиине, про раби Шимона бар Йохая — но это всё легенды… Кроме того, нет никакой уверенности в том, что друзская деревня Букейя и талмудический Пкиин — это одно и то же…
Но вот в 2017-м году Совет по сохранению объектов культурного наследия Израиля объявил о новой находке в ходе восстановительных и природоохранных работ по модернизации центра для посетителей во дворе дома Маргалит Зинати, рядом с синагогой. Это капитель колонны с выгравированными на ней надписями на иврите, которые ученые датировали римским периодом.
Капитель древней колонны (фото: Бейт Зинати
Йоав Лернер, сотрудник Израильского управления древностей, написал в своем пресс-релизе, что эта колонна еще расскажет о многом, когда надписи будут полностью расшифрованы. Пока же этот уникальный артефакт впервые дает документальное подтверждение тому, что синагога стояла на этом месте уже 1800 лет назад, а значит — здесь, в Пкиине, велась полноценная, активная еврейская жизнь. И значит, стоило два тысячелетия охранять эти древние камни до последнего вздоха: «Верни нас — и мы вернемся…»
Миллионы евреев вернулись в Землю Израиля, где мужественные единицы пытались выжить в эти две тысячи лет еврейского изгнания. Как это горько, что и сейчас многие исконные города и места проживания евреев остаются недоступными для нас.
Но наше возвращение на Землю, дарованную еврейскому народу Всевышним, — самый яркий признак близкого Избавления!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»