Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Цель творения, Цдака, Душа, Милосердие, Магид из Дубно, Еврейская притча
«Любимы сыновья Израиля, названные сыновьями Г-спода;
особая любовь была явлена им тем, что им сообщено: вы названы сыновьями Г-спода,
как сказано: “Сыновья вы Г-споду, Б-гу вашему…” (Дварим 14:1)»
(Авот 3:18).
Что такое живой человек и чем является мир? Сказали наши мудрецы: «Нет ни одной травинки внизу, над которой не было бы ангела в Небесах, который охраняет ее, бьет ее и говорит ей: расти!»[1] А человек прохаживается по десяткам тысяч травинок в полном спокойствии духа и с легкостью их топчет, устраивается на них так, как ему захочется, и совершенно не чувствует, что попирает ногами вершины мудрости: ведь под его стопами оказывается то, что составляет цель ангелов служения — созданных только для того, чтобы вырастить каждую маленькую травинку…
Сколь вознесенным должен ощущать себя человек, когда он выходит на просторы Творения и понимает, что мириады ангелов служения сотворены лишь ради него! Тогда его сердце преисполнится ощущения великолепия святости и благодарности за весь почет, который ему оказан, за небосвод, распростертый над его головой ради его славы, за землю, покрытую мягкой и шелковистой зеленой травой, за чистый и прозрачный воздух, приготовленный ему для дыхания. Как же люди осмеливаются войти в этот шатер святости в загрязненных ботинках и в запятнанной одежде?
Велик дух человека, возвышенна его душа — невообразимо высока — настолько, что невозможно себе и представить. Она — «образ Б-га», часть Б-га свыше. И сколь вознесен источник всех душ — столь же почитаема и каждая отдельная душа.
Тора повелевает нам оказывать милосердие людям, поскольку в самой глубине души есть основа, позволяющая ощутить недостаток. божественная мудрость проникает в глубины сердец людей и их чувства и определяет милосердию такое место, к какому человеческий разум даже не может приблизиться. Именно такое милосердие мы находим у наших святых праотцов, которые исполняли всю Тору еще до ее дарования. Всевышний любит человека, сотворив его по «Своему образу», нет предела величию души и множеству ее потребностей. Поэтому человек должен глубоко постичь тайны души ближнего, искать в ней скрытые нужды и приложить все силы для их удовлетворения. Он обязан стряхнуть толстый налет грязи, образовавшийся на ней из-за различных жизненных перипетий и под влиянием упрощенной и приниженной жизни его окружения. Это огромная работа — раскрыть сокровенные тайны, и только опытный педагог может обнаружить клады, скрытые иногда под многовековыми наслоениями.
Такая история однажды произошла с Магидом из Дубно: «Как-то он собирал пожертвования для бедных и пришел к одному богачу, который захотел отделаться от него несущественной суммой денег. Когда Магид мягко намекнул ему, что не пристало так поступать богатому человеку, и что другие, беднее его, дали значительно больше, богач ответил: “Может быть, это и верно, но я завещал после своей смерти крупную сумму на бедных”.
На это Магид ответил: “Крестьяне выращивают кур и свиней. Курица несет по маленькому яйцу в день, а свинья дает много мяса. Несмотря на это, все любят кур, даже позволяют им прыгать по комнатам своих домов, а свинье отводят место подальше. Что есть такого в свинье, что от нее держатся на расстоянии, несмотря на большую выгоду, которую она приносит? Послушай, я скажу тебе: курица дает то, что y нее есть, хотя это и не большое богатство, сразу и каждый день, а свинья, наоборот, дает много, но только после смерти”».
[1] Мидраш Берешит Раба, гл. 10.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»