Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Изучение Торы, Тора, Магид из Дубно, Еврейская притча
«Она дороже жемчуга, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.
Долгоденствие — по правую руку ее, по левую — богатство и почет.
Пути ее — пути приятные, и все стези ее — мир»
(Мишлей 3:15-17).
Сказали наши мудрецы: «Будь внимателен к легкой заповеди так же, как к трудной, ибо ты не знаешь какова награда за заповедь»[1]. Рабби Овадья из Бертануры объясняет: «В Торе не упоминается награда за исполнение заповедей»[2]. Она не записана потому, что нижний мир не в состоянии ее вместить. Мудрецы Талмуда давно уже нам открыли: «Один час покоя в Грядущем мире лучше всей жизни в этом мире»[3].
Сказал царь Шломо: «Она дороже жемчуга, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею»[4]. И если, изучая Тору, мы ощущаем то, о чем пишет мудрейший из людей, значит изучение Торы становится во имя Небес. Продолжает царь Израиля: «Долгоденствие — по правую руку ее, по левую — богатство и почет»[5]. Виленский гаон разъясняет эти слова: «Долголетие — держащим Тору правой рукой, изучающим ее во имя Небес, а именно — Грядущий мир, а богатство и славу получают изучающие Тору не во имя Небес, ибо зачем же они этим занимаются, если не ради имущества и известности…»[6] Из слов Виленского гаона следует, что награда за Тору бесконечна, но соответствует нашему изучению, создавая каждому его великий и уникальный или весьма ограниченный и опустошенный мир.
Изучающий божественное Знание для самореализации и стремления к почету производит меч для сражений с людьми, где в случае победы воцаряется над побежденными во всей своей «красе»: стремлении к славе, зависти и страстях… Тора может привести человека к высшей духовная форме, однако для этого требуются возвышенные духовные качества и чистые намерения.
Продолжает царь Шломо: «Пути ее (Торы) — пути приятные, и все стези ее — мир»[7]. Однако наши мудрецы предупреждают, что изучение Торы не всегда приводит к праведности: «Если удостоится, Тора становится для него эликсиром жизни, а если нет — смертельным ядом»[8]. Если человек очистит свое сердце, он воспримет мудрость божественного Учения и сможет раскрыть и постичь истину, а если нет, то его проницательность приумножится благодаря изучению Торы, но это будет не истинная мудрость, а лишь разум естества народов мира, который не помогает постичь святость Торы.
Если божественное Учение становится неотъемлемой частью сердца человека, у него не будет противоречий, как их нет в самой Торе. Но если он выбирает из Торы только ее мудрость, то возникает ощутимый контраст между ним самим и его мудростью. И это опасно, как смертельный яд. Так Виленский гаон разъяснил стих Торы: «Прольется, как дождь, учение мое…»[9]. Тора для души подобна дождю для почвы. После дождя на земле произрастают и целебные, и губительные растения, поэтому для изучения Торы необходимо избавиться от «сорняков» с помощью боязни греха и заслуги добрых дел. Как сказано «Я — мудрость, обитающая с хитростью»[10] — мудрость учит человека обману[11].
Сказали наши мудрецы: «Всевышний смотрел в Тору и создавал мир»[12]. Из этого следует, что мир — раскрытие Б-жественного присутствия. «Всевышний объявил, что Творение существует, только если Израиль принимает Тору, а в противном случае оно обращается в полный хаос»[13]. Об этом говорил пророк Ирмияу в своем увещевании народа Израиля: «Так сказал Г-сподь: если бы не завет Мой днем и ночью, законов Небес и земли Я бы не установил»[14].
Творение предназначено для раскрытия Торы, которая снисходит в мир, в той мере, в которой ее воспринимают творения.
Так об этом своим золотым языком сказал рав Яаков Кранц в одном из своих выступлений: «Некто оказался без средств к существованию. В лавке ему перестали продавать в кредит, его дети плакали от голода и его сердце разрывалось от боли. С приходом нищеты из дома уходит мир и начинаются раздоры. Этот человек сказал жене: “Собери мне чемодан со всем необходимым, положи туда одежду для будней и для шабата, и я пойду в большой город в поисках заработка”. Они расстались с молитвами и благословениями, и он направился к лесу, чтобы коротким путем добраться до города.
Солнце уже склонилось к закату, а он все еще блуждал в лесной чаще. Вой диких зверей, рыщущих в поисках добычи, вызвал у него ужас. Он начал искать прибежище на ночь — место, защищенное от хищников, и нашел пещеру в скале. Он заградил вход камнями, помолился и уснул.
Утром, когда путник отодвинул камни от входа, солнечный свет залил пещеру. Он заметил таинственный блеск, мерцающий в дальнем углу, подошел поближе, и у него перехватило дыхание: словно в сказке, он стоял посреди тайника разбойников. Груда драгоценных камней и жемчужин сверкала разноцветным блеском, рядом лежали пачки денег, возле которых были свалены в кучу золотые и серебряные монеты. Его сердце затрепетало: нужно было срочно бежать — если его обнаружат, наступит его конец. Но как оставить такое богатство, лежащее на расстоянии вытянутой руки?! Теперь он может вернуться к семье, покрыть все долги, купить просторный дом и начать торговлю. Но куда положить эти драгоценности? Тут он сообразил, что у него есть чемодан.
Он открыл чемодан, но там не оказалось свободного места. Одежда была ему нужна, и он со вздохом его закрыл. Как жаль! Но делать было нечего — он стал хватать драгоценности и рассовывать их по карманам. В один карман положил бриллианты, в другой — золотые монеты. Затем он выбрался из пещеры. Но какой он был глупец и безумец! Перед ним были бесценные сокровища, ему представилась уникальная возможность разбогатеть. Выброси рубашку и носки, освободи место в чемодане! Как бы не были важны эти вещи, им не сравниться с золотом и алмазами! За одну золотую монету он смог бы купить все что только пожелает!
В этом смысл того, что Тора дана нам в подарок — это бесценное сокровище, которое достается нам совершенно бесплатно. Но чтобы было, куда его положить, нужно освободить место в наших сердцах! Стоит ли нам переживать из-за этого? Нужно ли беспокоиться, отказываясь от удовольствий и глупостей? Конечно же, в этом нет никакой потери!»
[1] Авот 2:1.
[2] Рабби Овадья из Бертануры, там же.
[3] Авот 4:17.
[4] Мишлей 3:15.
[5] Мишлей 3:16.
[6] Виленский гаон, там же.
[7] Мишлей 3:17.
[8] Таанит 7а.
[9] Дварим 32:2.
[10] Мишлей 8:12.
[11] Виленский гаон, Мишлей 24:31.
[12] Зоар, часть 1.
[13] Шабат 88а.
[14] Ирмеяу 33:25.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»